Сегодня, ровно в 8 часов вечера, 72 года назад, небо над Ленинградом разорвали залпы трехсот двадцати орудий. Эти 24 залпа были не артподготовкой, но олицетворением триумфа…
Город выжил, город выстоял, город освобожден, и блокада снята.
872 долгих, очень долгих дня…
К январю 41 года ситуация складывалась патовая: оторванность города от сырьевых и топливных баз, его близость к границе, обрекали Ленинград на поражение…
Вне фронта в кольце войск противника он был обречен…
Но мы - не французы, мы не сдали без боя нашу Северную Пальмиру, как они - Париж.
Ленинград был обречен….
… обречен на славу, героизм, на муки и мужество, на отчаянную оборону, обречен войти в историю человечества как пример непреодолимого сопротивления.
Хотели ли мы этого? Мечтали ли жители умирать от голода ради гордости будущих потомков? Гордились ли, уходя в многотысячные братские могилы?
Нет, мы хотели ходить по каменным мостовым, не пригибаясь под свистом снарядов. Хотели встречать седую старость и смотреть, как внучки бегут в школу с букварем в портфеле, а не от бомбовых разрывов в подвалы. Мы хотели жить и строить нашу страну…
Но к нам пришли, что бы уничтожить все то, что мы кропотливо, по камушкам создавали три сотни лет.
Для Гитлера мы тоже не были французами, и он не собирался принимать сдачи:
«Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России, дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса»
И мы боролись, мы костями врастали в невский пятачок, вгрызались в землю траншеями, опоясывали город ежами и тянули проволоку, мы вспахивали каждую пядь плодородного слоя, сажали картофель у Казанского собора и ели траву. Мы боролись, жили и умирали, но не сдавались.
И выстояли…
Когда иностранцы, гости приезжают в пятимиллионный Питер, они гуляют по улицам, восхищаются его красотой, стоят в очередях в Эрмитаж, разглядывают экспозиции в Русском музее. Они отдыхают в тени прекрасных парков, дышат свежестью на Неве и с восторгом делают селфи на фоне разводящихся мостов…
Они не всегда помнят, что всего этого могло и не существовать. Мы бы дошли до Берлина, обязательно дошли, победив нацизм. Но если бы тогда, как нам намекала несколько лет назад радиостанция Дождь, город был сдан без боя, ничего этого не существовало бы…
Из всех достопримечательностей современного Питера, мы даже сами, часто забываем одно очень важное. Это тихое и спокойное в своей монументальной красоте место. Там всегда звучит музыка, а с надгробий плит именами взирают наши ушедшие соотечественники, сотни и сотни тысяч наших соотечественников…
Пискаревское мемориальное кладбище на проспекте Непокоренных…
Мало, очень мало в мире городов, чьи улицы могут носить такое название.
Нам часто говорят, что пора уже забыть о победах семидесятилетней давности. Что пора это оставить в прошлом и прекратить праздновать, вспоминать. Нам говорят, что у нас культ Победы.
«В осаде Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых»
В битве за Ленинград погибло больше людей, чем потерли в той войне американцы и англичане.
Мы не гордимся, нет, мы скорбим…
У нас культ Победы, да, мы выгрызли ее зубами у истории, мы имеем право.
И да, мы будем помнить, всегда, пока стоит Россия!
Как помнили древние греки подвиг спартанцев, как помнят немцы битву в Тевтобургском Лесу. Как англичане помнят Ватерлоо, а те же янки, до сих пор встают под гимн об обороне форта Макгенри.
И даже если через тысячелетия Россия исчезнет, а русские, растворятся в тектонических катаклизмах истории, оборону Ленинграда будет помнить Человечество, как героическую битву, не имевшую аналогов в прошлом… и я, надеюсь, никогда не будет иметь их в будущем.
С днем снятия блокады, друзья.
Читайте нас: