Информационное агентство Reuters отмечает, что Россия в настоящее время столкнулась с теми же трудностями, через которые прошли США в деле производства боевых самолетов, созданных по технологии «стелс», т.е. со свойствами так называемой низкой заметности.
Главная трудность здесь – это очень высокая стоимость подобных машин, поскольку военным ведомствам приходится вкладывать колоссальные средства уже в разработку такого самолета, как и его комплектующих, не говоря уже про серийную закупку.
Кроме того, самолеты с низкой заметностью требуют доскональной проработки конструкции планера, долгих и сложных испытаний, а также экзотических материалов. Именно это и приводит к тому, что такие самолеты стоят в несколько раз дороже обычных боевых машин, которые построены на стандартных принципах.
Другой вопрос, что россияне, по мнению Reuters, нашли эффективный способ свести на нет ущерб от долгой разработки своего истребителя пятого поколения – платформы T-50. Это произошло путем унификации комплектующих перспективного самолета с другими российскими машинами, что не только минимизировало издержки, но и позволило значительно повысить боевой потенциал российской военной авиации, создав фактически эффективную альтернативу платформе Т-50.
Здесь имеется в виду унификация, которая есть между Т-50 и действующими российскими моделями Су-30 и Су-35.
По словам Reuters, пока неясно, что эффективней – приобретать небольшое число самолетов с низкой заметностью или закупать вместо них в большом объеме обычные боевые машины, которые не уступают «стелсам» ни в скорости, ни в маневренности, ни в боевой мощи.
Тем более, рост эффективности систем ПВО грозит серьезно подорвать смысл существования сверхдорогих фронтовых самолетов, основные усилия при разработке которых были сосредоточены на планере.
Ввиду этого, те проблемы, которые сейчас есть у России при разработке Т-50, как утверждает Reuters, могут пойти Москве на пользу. Поскольку позволяют не задействовать огромные финансовые средства на закупку сотен сверхдорогих боевых самолетов, учитывая, что на вооружении Военно-космических сил России есть не уступающие им в боевой мощи и, при этом, гораздо более дешевые машины.
Например, на вооружении Военно-воздушных сил США было четыре типа боевых средств выполненных по технологии «стелс» — это бомбардировщик F-117, стратегический бомбардировщик B-2, истребители пятого поколения F-22 и F-35, который в настоящее время проходит обкатку в войсках.
Первой из этих машин является бомбардировщик F-117, который была выпущен в 1983 году, уже снят с вооружения по причине того, что он при низкой заметности имеет невысокие летные качества. Это в частности привело к тому, что одна из таких машин была сбита старой советской установкой ПВО С-125 во время натовских бомбардировок Югославии в 1999 году.
Поэтому этот самолет и был снят с вооружения, поскольку его ударная эффективность была очень сомнительна, а для современных систем ПВО он не является большой проблемой. К тому же, в угоду малозаметности в концепции F-117 разработчиками были пожертвованы многие летные качества, поэтому дальнейшая эксплуатация этой машины, учитывая очень большие издержки на ее содержание, не имела смысла.
Кроме F-117 есть B-2 и F-22, которые стали самыми дорогими самолетами в своем классе, а в случае B-2 и в истории, поскольку эта машина вместе с вооружением обходится в 2 млрд долларов. То же самое можно сказать и про новейший F-35, стоимость разработки которого уже сделала данный проект самым дорогим в мире.
Военный эксперт Карло Копп из аналитического центра ВВС Австралии отмечает, что на фоне «стелс»-истребителей пятого поколения, таких как T-50, F-22 и F-35, российский истребитель поколения 4++ Су-35 демонстрирует просто блестящие показатели по соотношению цена-качество.
«Концепция такого самолета является наиболее эффективной с точки зрения современной военной экономики. Она очетает в себе самые современные боевые и летные качества вместе со стандартным планером, что делает такой истребитель в несколько раз дешевле аналога с низкой заметностью», — заключает Копп.
Заместитель директора Института военного и политического анализа Александр Храмчихин подтверждает эти выводы, поскольку на сегодня технология низкой заметности, если не брать в расчет такие не оправдавшие себя машины как F-117 и B-2, связана в первую очередь с истребителями пятого поколения.
По словам Храмчихина, на сегодня непонятно – правильный ли это вообще путь развития, поскольку такие самолеты требуют огромных затрат на их разработку, закупку и дальнейшее обслуживание, а их вероятный военный эффект будет гораздо скромнее.
В этом плане, концепция Су-35 является очень эффективной, этот самолет не ставит каких-то титанических задач при своем производстве, а его боевой потенциал позволяет на равных бороться с такими американскими истребителями как F-22 и F-35.
Читайте нас: