Отвлечемся от событий в Казахстане, хотя во время их обсуждений «внезапно» возник еще один геополитический игрок на мировой арене. Который тоже косвенно замешан в казахстанских событиях.
Наш пострел, грядущий султан Османской империи Реджеп Тайип Эрдоган, которому однозначно все еще снятся и Новая Османская империя (от Красного моря до Северного Ледовитого океана) и (естественно) трон султана империи, поспевает везде.
Если внимательно посмотреть на то, какую внешнюю политику проводит в жизнь Турция, то становится понятно – на мировой арене давно прыгает еще один не просто хищник, а довольно зубастая бестия с амбициями.
Амбиции подкреплены весьма приличным военно-промышленным комплексом, способным насытить все запросы военных.
А военные не сидят, сложа руки. Воюют с курдами в Ираке и Сирии, почти открыто защищают Идлиб, о котором можно сказать, что это еще тот рассадник терроризма, присутствуют с поставками
Довольно активно. И в НАТО на хорошем счету. Вторая по численности армия альянса.
Сегодня мы посмотрим на флот Турции.
Это очень интересное явление, которое заставляет задуматься и задать ряд вопросов, первый из которых – зачем Турции вообще такой флот?
То, что Турция – морская держава, сомнений нет. Черное и Средиземное моря плюс проливы. Естественно, для охраны побережий и экономических зон, контроля Босфора и Дарданелл нужны боевые корабли.
Военно-морские силы Турции имеют в своем составе 165 боевых кораблей и катеров. 16 фрегатов, 10 корветов, 16 патрульных кораблей, 12 подлодок, 11 тральщиков, 33 десантных корабля и катера, 18 ракетных катеров и 33 патрульных катера.
Не кажется, что многовато? Особенно в плане десантных средств?
Общее водоизмещение кораблей основных классов − 88 500 тонн, это весьма много. Для сравнения, флот Германии, который выполняет примерно те же задачи, но на меньшей береговой линии, насчитывает 6 подводных лодок, 12 фрегатов, 5 корветов, 19 тральщиков, 28 вспомогательных кораблей общим тоннажем 56 800 тонн.
Черноморский флот России имеет в своем составе 1 ракетный крейсер (старый), 5 фрегатов (2 старых), 6 подводных лодок, 6 тральщиков (3 старых), 10 ракетных кораблей и катеров (6 старых). Общий тоннаж боевых кораблей
В составе флота Турции тоже немало поживших кораблей. Это, например, 8 фрегатов типа «Оливер Перри», построенных в США в 80-е годах прошлого века. Или бывшие французские корветы типа «D’Estienne d’Orves», построенные еще раньше, в 70-х годах.
Однако Турция активно строит свои новые корабли. И делает это довольно успешно. Яркий пример – подводные силы. Турецкий подводный флот полностью состоит из подлодок, разработанных и даже частично произведенных в Германии. Окончательная достройка производится в Турции.
Подводные лодки типа «Атылау»
Это немецкие лодки проекта 209. Патрульные подводные лодки прибрежной зоны, малошумные и с очень приличными до сих пор характеристиками. Сегодня во флоте осталось 4 лодки из 6 первоначальных.
Подводные лодки типа «Превезе»
Это лодки проекта 209Т, модернизированные. 4 единицы.
Подводные лодки типа «Гюр»
Лодки проекта 209Т2. Более современные (2003-2007 годы постройки).
Вообще в целом немецкий проект 209 оказался очень и очень удачным. Лодки просто идеально подходят для службы в прибрежных мелководных районах, малошумные и небольших размеров. Небольшая автономность не является минусом, так как акватории Черного, Эгейского и Средиземного морей не так уж и велики, а Эгейское море, в котором множество островов, особенно подходит для использования этих небольших лодок.
Помимо основного вооружения из восьми 533-мм торпедных аппаратов, лодки проекта 209 могут запросто плюнуть «Гарпуном» в его подводной модификации.
Подводные лодки типа 214
Шесть подводных лодок нового поколения будут построены на базе опять же немецкого проекта 214TN. Проект разрабатывался специально под турецкие требования. Первая лодка серии уже спущена на воду, остальные должны встать в строй к 2027 году.
Лодки должны будут обладать большей автономностью, улучшаться и мореходные качества. 4 из 8 торпедных аппаратов могут запускать ПКР «Гарпун».
Однако лодки этого проекта Германия уже поставила Греции и Южной Корее. Не все так красиво, как было обещано, у лодок выявлена куча недостатков, которые требуют доработок, особенно озадачил покупателей уровень шумности, который оказался значительно выше обещанного. Есть необходимость доработок по герметичности.
Тем не менее, к уровню 2027 года турецкий флот будет насчитывать в своем составе 18 подводных лодок, из которых 10 будут новыми или почти новыми.
Надводные силы
Здесь интересна работа по новому УДК «Анадолу», с которым связан приличный скандал с последствиями.
Корабль интересен тем, что может использоваться как УДК, а может быть превращен в легкий авианосец. За образец был взят проект испанского авианосца «Хуан Карлос Первый». «Анадолу» имеет неплохое оборонительное ПВО (к слову – полностью турецкого производства) и перспективу стать флагманом турецкого флота.
С этим (этими) кораблем (учитывая, что в планах есть построить второй такой корабль, «Тракию») Турция вообще могла бы войти в элитный клуб стран, имеющих авианесущие корабли, но увы.
Как легкий авианосец, «Анадолу» мог бы использовать F-35В, но увы, после покупки российских комплексов С-400, Турцию вычеркнули из списков покупателей этого самолета. Так что от планов постройки авианосца придется отказаться. Однако «Анадолу» и «Тракия» смогут нести вертолеты (12 единиц) и беспилотники, с которыми у Турции проблем нет.
Фрегаты типа «Явуз»
Это хорошо известные немецкие фрегаты типа МЕКО 200. Всего их в турецком флоте 4 штуки, 2 были построены в Германии, 2 уже в самой Турции. Сбалансированный корабль, который стоит на вооружении в нескольких странах. Радиолокационное вооружение американское, AN/SPS-49. Предшественник «Иджис» весьма и весьма неплох даже сегодня. Но в целом корабли требуют замены, как устаревшие, поскольку несут службу с 80-х годов прошлого века.
Фрегаты типа «Барбарос»
Улучшенный проект МЕКО постройки конца 90-х годов прошлого века. Строились также вразнобой, 2 в Германии, 2 в Турции.
Фрегаты типа «G» или «Gabya»
Это американские фрегаты типа «Оливер Перри». США по сходной цене (около 28 млн долларов) в начале двухтысячных продали Турции кораблей, построенных в 80-х годах. Низкая стоимость фрегатов объяснялась тем, что рачительные американцы сняли с кораблей все боевое оборудование, которое представляло хоть какую-то ценность.
Турки сразу провели модернизацию, установив БИУС своего производства, приспособили палубу кораблей (это были фрегаты «короткой» серии, с полетной палубой меньшего размера) для приема вертолетов S-70B «Seahawk», установили свое вооружение.
Четыре фрегата были специализированы как корабли ПВО. На них установили ПУ Mk.41 на восемь ячеек под ракеты RIM-162 и RIM-66E-5. Были полностью заменены управляющие компьютеры и РЛС.
Четыре других фрегата стали ударными кораблями. На них помимо электронного оборудования установили ПУ Mk.13 Мod 4, с которой можно запускать как зенитные ракеты RIM-66, так и ПКР «Гарпун». Стандартный магазин установки вмещает 4 ПКР и 36 ЗУР.
Получились весьма серьезные для своего водоизмещения (4200 тонн) корабли. Именно турецкие «американцы» являются основной ударной силой флота и участниками всех боевых операций от блокады Ливии до Сомали.
Фрегаты типа «Истанбул»
Не останавливаясь на достигнутом (имеется в виду полная переработка «Оливеров Перри» и модернизация «Явузов»), турки работают над перспективным проектом TF-2000 (Turkish Frigate-2000). В рамках проекта MILGEM строятся четыре фрегата типа «I» (ISTIF) или «Истанбул». Первый корабль серии должен будет войти в строй через год-два, а спущен на воду еще в 2021 году.
Это полностью созданный в Турции и оборудованный турецкими системами корабль. Сердце - БИУС «GENESIS ADVENT», которым оснащаются и другие корабли.
Корабли неплохо вооружены: артиллерия 1 х 76-мм и 2 х 25-мм, зенитная артиллерийская установка Aselsan GOKDENIZ CIWS калибром 35-мм, 16 ПУ зенитных ракет «Atmaca», 2 универсальных УВП MDAS на 8 ячеек каждая, в ячейки, естественно, можно зарядить что угодно, от зенитных ракет до «Томагавков». Плюс два двухтрубных торпедных аппарата 324-мм. Естественно, вертолет и беспилотники.
Как и в любом нормальном флоте, прибрежное патрулирование и противолодочная оборона возлагается на корветы.
Корветы типа «Бурак»
Корабли французской постройки, экспортный вариант, который назывался «D’Estienne d’Orves». Кораблики заслужившие репутацию простых в эксплуатации и очень надежных. Кроме того, они весьма неплохо вооружены: 100-мм орудие, две 20-мм зенитки, противолодочные бомбы и торпеды и даже две ПРК «Экзосет». Более чем достаточно для решения задач прибрежной обороны.
Вообще Турция закупала корабли импортного производства в том числе и для того, чтобы заткнуть дыры в собственном производстве, которое работало на перспективные корабли будущего. И такие корабли в итоге пошли в серию.
Корвет типа «Ада»
Создан в рамках все той же программы MILGEM, которая должна была оснастить флот Турции кораблями отечественного производства. Получилось.
Корветы будут заменять корабли французского производства, их также будет восемь.
Это вполне прилично оснащенные для ведения противолодочной (и не только) обороны корветы. 76-мм орудие, два 12,7-мм пулемета, 2 пусковых установки на 4 ПКР «Гарпун» каждая, ПУ Mk.49 RAM на 21 зенитную ракету RIM-116, два двухтрубных торпедных аппарата 324-мм, вертолет S-70B «Seahawk».
Для корабля водоизмещением 1524 тонны – роскошно. Дальность плавания и автономия невелики, но кораблю прибрежной зоны это и не обязательно.
Плюс корвет получился весьма недорогим при такой навороченности. Возможности турецкой боевой радиоэлектроники оценили Пакистан, Украина и Индонезия, которые уже заказали себе эти корабли.
Программа военного судостроения Турции продолжает развиваться. Явно амбициозные цели Эрдогана требуют соответствующих подкреплений, и сильный военный флот – одна из компонент.
Потому в стране ведутся работы по созданию нового эсминца и патрульного корабля для ДМЗ. Для обеспечения должного уровня систем ПВО новых кораблей создается многофункциональный радар нового поколения с активной фазированной решеткой (проект СAFRAD). Для обеспечения действий турецких кораблей на удалении от баз (интересно, где и зачем?) создается новое судно снабжения (проект DIMDEG), которое способно обеспечить всем необходимым месячное пребывание в ДМЗ четырех боевых кораблей флота Турции.
Возникает только вопрос: где и в каких дальних морях планируются такие действия ВМС Турции? Для Черного и даже Средиземного морей совершенно не требуются суда снабжения такого плана, да и морские патрульные корабли тоже. А для охраны побережья и проливов у ВМС Турции есть все необходимое.
Учитывая строительство откровенно не оборонительных УДК вместе с остальными классами кораблей, получается, что Турция видит себя в будущем не только морской державой, контролирующей свои проливы и побережья, но явно претендующей на большее. То есть, на более активное участие в жизни морского сообщества.
Причем, для этого у Турции есть все: судостроительная отрасль демонстрирует возможности по постройке кораблей разных классов, в том числе и крупнотоннажных. Турецкий военно-промышленный комплекс практически решил задачу по оснащению кораблей вооружением отечественного производства.
В целом сегодня турецкий флот представляется сбалансированным и боеспособным флотом береговой обороны с достаточным количеством кораблей различных классов и развитой береговой структурой базирования и обслуживания. Но в перспективе прослеживается желание играть на более высоком уровне.
Единственный пока минус турецкого флота заключается в том, что турецкие средства ПВО и противокорабельные ракеты откровенно небольшого радиуса действия, от 50 до 120 км. Надежда турецкого флота завтра на разработку собственной ПКР «Атмака», дальность действия которой планируется в районе 350 км.
Динамика развития турецкого флота вкупе с весьма своеобразной внешней политикой эгоистичного пантюркского толка не может не заставить думать на тему того, кому предстоит оказаться в прицеле турецкого флота в случае реализации чрезмерных амбиций Эрдогана.
Сказать точно, куда приведут турецкий флот амбиции лидера Турции, сказать очень сложно, но возможно. Средиземное море точно не будет входить в сферу интересов Турции, поскольку карты воображаемой Османской (Пантюркской) империи Эрдогана включают в себя земли, лежащие восточнее.
Да и само Средиземное море смогут контролировать флоты Италии и Франции, которые, как и Турция, входят в состав НАТО. И пока эти два флота (можно к ним добавить и испанский) вполне в состоянии решить любые задачи по блокаде какого-нибудь побережья или нанесения ударов по территориям третьих стран.
Есть еще греческий флот. Греция тоже член НАТО, но почему-то именно с Турцией у греков постоянные происшествия, если не сказать - столкновения. Однако греческие проблемы нас не сильно волнуют, поскольку эти две страны все равно собраться по НАТО. И, в случае чего, руководители блока их осадят.
Более интересен регион Черного моря, где турецкие интересы в определенное время могут запросто перехлестнуться с российскими. Более того, учитывая внезапно потеплевшие турецко-украинские отношения и амбиции Турции в направлении некоторых регионов России и других стран бывшего СССР – вот тут возможно все.
Особенно учитывая динамику развития турецкого флота.
Как недавно было сказано одним военным специалистом (Виктор Баранец – прим.), мы начали ставить условия НАТО потому что смогли себе это позволить. То же самое может случиться и в исполнении Турции, которая рано или поздно тоже сможет себе позволить территориальные или этнические претензии.
Например, на тот же Крым. В Турции, в умах некоторых витают и такие мысли.
И здесь встает вопрос возможностей Черноморского флота, как инструмента сдерживания. Очень важного инструмента.
Сегодня КЧФ еще вполне годен на то, чтобы своим наличием и вооружением сдерживать амбиции Турции. Однако, как известно, аппетиты приходят во время еды.
Что будет завтра – в нашем мире прогнозировать сложно, однако то, что через некоторое время корабли КЧФ, построенные 40-50 лет назад, не смогут выполнять свои функции должным образом, это факт.
Разговор о перспективах развития флота на Черном море – это вообще отдельная тема, однако для того, чтобы умерить пыл нового османского султана, вполне достаточно будет построить достаточное количество носителей ракетного оружия, способных просто не подпустить турецкие корабли к нашим берегам.
А на берегах должны быть ПУ ПКР берегового базирования, и тоже в достаточных количествах. Плюс
Черноморский флот и береговые силы должны обновляться таким образом, чтобы превосходить возможности потенциального противника, которым является Турция. Особенно учитывая, что Черное море – не такое уж и большое и его акватория может простреливаться в обе стороны просто запросто.
Сегодня турецкий флот – это не более чем вспомогательная составляющая сил НАТО, но куда заведут страну амбиции Эрдогана, сказать сложно. В любом случае, десантные корабли, которых у Турции более чем достаточно, да еще и строятся новые – это никак не оборонительное оружие.
Никто сейчас не говорит о том, что завтра возможен конфликт и высадка турецких десантов в Крыму. Однако саму возможность неплохо иметь в виду при составлении стратегических планов на будущее. Просто так флот не строила еще ни одна страна.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: