Глобальные планы
Невозможно обойти вниманием одно из важнейших геополитических событий последних месяцев, а именно – создание нового оборонного альянса
В основе альянса, как нетрудно догадаться, такие ценности, «как уважение к свободе, человеческому достоинству, верховенству права, независимости суверенных государств». При этом всем понятно, что речь идет про дружбу против Китая, усиление которого на море уже просто невозможно игнорировать.
AUKUS – тот случай, когда слова подкрепляются действиями.
Австралия ранее разорвала соглашение с Францией на строительство дизельных подлодок, выбрав США и Великобританию в качестве партнеров по созданию теперь уже атомной субмарины.
Для самих британцев месяц оказался плодотворным еще и потому, что их страна 23 сентября ввела в строй четвертую атомную многоцелевую субмарину типа Astute – HMS Audacious. Всего таких лодок будет семь.
При этом британцы, как никто другой, понимают, что ни одни ВМС не могут полагаться только на атомные подлодки. За последние годы Туманный Альбион заложил основание надводного
Здесь нужно учитывать один важный момент.
Оба построенных корабля – «Куин Элизабет» и «Принс оф Уэльс» – имеют весьма жесткие ограничения из-за выбора трамплина вместо стартовой катапульты (как, например, у авианосцев Франции и США). Кроме того, они почти не несут оборонительного вооружения и сами по себе весьма уязвимы от атак с воздуха.
Это одна из причин, по которой британцы подошли к вопросу переоснащения флота комплексно. За три года (с 2010 по 2013) они ввели в строй сразу шесть эскадренных миноносцев Type 45, ставших самыми большими и самыми мощными эсминцами УРО, построенными для ВМС Великобритании и имеющих чисто оборонительное вооружение.
А в 2017-м заложили первый из восьми фрегатов Type 26 или Global Combat Ship. Их дополнят пять фрегатов Type 31.
Амбиции и возможности
Оба проекта берут свое начало в «Стратегическом обзоре обороны и безопасности-2010» (SDSR), который санкционировал программу Global Combat Ship (GCS). Согласно GCS, для замены 13 фрегатов Type 23 Королевского флота должны построить пять фрегатов общего назначения и восемь противолодочных фрегатов. Изначально между ними не было большой разницы, но в «Стратегическом обзоре обороны и безопасности-2015» решили, что пять фрегатов общего назначения построят по отдельному проекту. Так появился «бюджетный» Type 31 (он же – Inspiration) или General Purpose Frigate.
В 2018-м для конкурсного проектирования отобрали три группы: BAE Systems/Cammell Laird, Babcock/BMT/Thales и Atlas Elektronik UK/Thyssenkrup Marine Systems. В 2019-м стало известно, что для дальнейшей разработки выбрали конструкцию Arrowhead 140 от Babcock/BMT/Thales. В том же году с Babcock официально заключили контракт со средней стоимостью 250 миллионов фунтов стерлингов за единицу и общей стоимостью программы 2 миллиарда фунтов стерлингов.
Arrowhead 140 разработали на базе созданного при участии ВМТ совместно с компанией ОМТ проекта датского фрегата типа Iver Huitfeldt. Новые корабли типа Inspiration назвали Venturer, Active, Bulldog, Campbeltown и Formidable.
В сентябре на мощностях судостроительного предприятии британской промышленной группы Babcock International провели церемонию первой резки стали для первого фрегата Type 31, что стало отправной точкой активной реализации программы.
Характеристики фрегата типа Inspiration:
Водоизмещение (полное): примерно 5700 тонн.
Длина: 139 метров.
Ширина: 20 метров.
Двигатели: двухвальная дизельная главная энергетическая установка в составе четырех дизельных двигателей Rolls Royce/MTU 20V 8000 M71 мощностью по 8200 кВт.
Скорость полного хода: 26 узлов.
Автономность: до 60 суток.
Экипаж: 105 человек.
Корабль
Фрегат получит автоматизированную систему боевого управления Thales TACTICOS, РЛС общего обнаружения Thales NS110 и навигационные РЛС Terma Scanter и Raytheon NSX, две системы управления огнем Thales Mirador Mk 2 EOS, комплекс РЭБ Thales Vigile-D.
Среди главных особенностей проекта – помещения, где можно разместить 78 человек морской пехоты или спецназа. Имеются возможности по обеспечению их десантирования при помощи трех быстроспускаемых скоростных 7,5-метровых полужестких моторных лодок.
Таким образом, вместе с Type 31 британцы получают относительно недорогой (по меркам Запада, разумеется) фрегат, имеющий крайне ограниченные ударные возможности (а по факту попросту лишенный их), но способный к выполнению широкого круга вспомогательных задач. Сюда входят: присутствие в удаленных районах и на заморских территориях, патрульные функции, поддержка десанта и сил специального назначения, а также борьба с пиратами.
Флот XXI века?
В целом усилия Великобритании по созданию нового флота скорее успешны, чем нет. Несмотря на все технические проблемы, с которыми в том или ином виде сталкиваются почти все новые образцы военной техники, проекты уверенно реализуются и развиваются.
Вместе с двумя уже построенными авианосцами типа Queen Elizabeth, шестью эсминцами Type 45, а также запланированными к постройке восемью фрегатами Type 26 и пятью Type 31, британский флот останется одним из самых мощных в мире на много десятилетий вперед.
Едва ли Великобритания в ее современном виде может рассчитывать на что-то большее. Тем более что очень скоро без преувеличения астрономические средства страна должна будет потратить на свою самую амбициозную военную программу. Речь, конечно, идет о разработке истребителя шестого поколения BAE Systems Tempest.
Кстати, пока что, в отличие от франко-германского FCAS, про его палубную версию ничего не слышно. Однако это не говорит о том, что она не может появиться в будущем.
Илья Легат
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: