27 сентября 1874 года родился Николай Константинович Рерих
Юрист с душой художника
Природа наградила Николая Рериха завидным упорством – еще в юности он понял, что тяготеет к археологической науке и живописи, однако пойти по избранному пути оказалось нелегко. Отец Рериха прочил сыну будущее нотариуса и мечтал, чтобы тот продолжил семейное дело. Николай решил проблему с присущей ему настойчивостью: одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Академию художеств. В дипломной работе под названием «Правовое положение художника в Древней Руси» он смог соединить сразу две своих специальности. Друзья семьи Рерихов из творческой среды – например, известный скульптор, автор монумента «Тысячелетие России» Михаил Микешин – горячо поддерживали начинания Николая, заметив его талант.
Первым крупным успехом Рериха стала картина «Гонец» – за нее он получил официальное звание художника в 1897 году, когда выпускался из Академии. Несмотря на природную одаренность, Николай Рерих никогда не отличался тщеславием и был весьма самокритичен. Любую творческую неудачу он переживал очень болезненно. В ранних дневниках Рериха сохранилась такая заметка, в отчаянии сделанная молодым художником: «Этюд я сегодня испортил окончательно. Ничего из него не выйдет. …Ой, чую, удалят. Какими глазами посмотрят на меня знакомые. Не допусти, Господи, позора!». Позора не случилось – Рерих получил признание и одобрение коллег, а его «Гонца» для своей коллекции и будущей галереи приобрел сам Павел Третьяков.
Излюбленным мотивом живописи Николая Рериха оказалась история Древней Руси – недаром он еще в детстве увлекался археологическими раскопками, а во время учебы в университете с радостью сопровождал исследователя Веселовского и даже оказался первым, кто обнаружил древние курганы на территории современной Ленобласти. В 1901 году Николай Рерих женился на Елене Шапошниковой – правнучке полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Супруга всецело разделяла увлечения художника и составила ему компанию в нескольких археологических экспедициях. Вместе они посетили более сорока русских городов, знакомясь с местной архитектурой и фольклором, фотографируя сохранившиеся предметы старины.
Рерих был уверен: «Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь». Результатом путешествия четы Рерихов стала серия полотен под общей тематикой – «Начало Руси, славяне». Конечной точкой маршрута Николая Константиновича стало имение благотворительницы Марии Тенишевой – Талакшино. Там он встретился с художниками Александром Бенуа, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Вместе живописцы занялись восстановлением техники древних ремесел. Впоследствии свое увлечение стариной, русскими сказками и былинами Рерих использовал во время работы над декорациями и эскизами к операм Римского-Корсакова и балету Стравинского.
Знакомство с западом и востоком
В 1904 году Николай Рерих принял участие во Всемирной выставке, проходившей в США, а затем посетил несколько европейских столиц – Берлин, Вену, Прагу и другие. Повсюду его работы встречали восторженными отзывами – тема Древней Руси и «загадочной русской души» в те годы была интересна многим на западе. Вместе с тем Николай Константинович не бросал свои научные изыскания: в 1910 году он передал Музею этнографии и антропологии в Петербурге богатейшую коллекцию из тридцати тысяч предметов каменного века – все найдены в экспедициях и путешествиях по стране. Через три года Николай II наградил художника орденом Святого Владимира четвертой степени. Рерих стал академиком в России, Германии и Франции.
В 1910-х годах Рериха захватила новая обширная тема, полная тайн – философия востока, в особенности – Индии. Он написал несколько картин на индийские мотивы и окунулся в загадочный мир оккультизма. «Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не видим их», – писал Николай Рерих, обращая внимание на то, как много скрытых смыслов таится как в русских преданиях, так и в легендах востока. Рерих слыл заядлым путешественником, для которого впечатления и новые знания были гораздо важнее бытового комфорта. Современники художника говорили, что Николаю Константиновичу достаточно одного небольшого несессера для того, чтобы отправиться в очередную страну. Светской персоной он не слыл, к роскоши был безразличен, а на приемы годами надевал один и тот же качественно пошитый фрак.
В 1923 году Николай Рерих организовал масштабную восточную экспедицию. Посещая страны Азии, он изучал манускрипты, общался с местным населением, подробно писал об интересных обычаях и традициях. Результатом поездки стали не только удивительной красоты полотна (более пятисот!), но и книги: «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии». В гималайской долине Куллу Рерих с женой основали научный институт, которому дали поэтичное название – «Свет утренней звезды». За свою деятельность по сохранению культурных ценностей Николай Рерих едва не стал Нобелевским лауреатом – его дважды номинировали на премию мира за так называемый «Пакт Рериха». Документ, составленный художником, регулировал вопросы охраны материальных и духовных достижений культуры разных стран и народов. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества», - утверждал Николай Константинович. «Пакт Рериха» стал единственным в своем роде проектом, принятым до середины XX века.
К России – с любовью
Николай Рерих относился к тому типу людей, которых принято называть «человек мира». Он одинаково уверенно чувствовал себя как во время поездок по русской провинции, так и в период триумфальных «гастролей» по Европе или трудных азиатских экспедиций. И все же Россия была его домом, о судьбе которого он искренне переживал. В 1914 году художник провел несколько благотворительных выставок в поддержку солдат, раненых в битвах Первой мировой войны. Когда случилась Февральская революция, Рерихи находились в Карелии – там семья арендовала деревянный дом, стоявший прямо в сосновом бору. Когда председатель Временного правительства предложил Николаю Константиновичу пост министра изящных искусств, тот отказался. Вскоре у художника начались проблемы со здоровьем – Рерих тяжело восстанавливался после воспаления легких и уехал в Финляндию (как думалось ему, ненадолго). После Октябрьской революции границы оказались закрыты, и по независящим от него причинам живописец не вернулся на родину.
Так оставшуюся часть жизни Николай Рерих провел за пределами России – жил в Швеции, Англии, США, Индии. В годы Отечественной войны Рерих испортил отношения со многими эмигрантами из-за того, что активно поддерживал СССР и от души желал советскому народу одолеть нацистов. Недоброжелатели даже обвинили художника в сотрудничестве с советской разведкой – дескать, вот откуда у Рерихов деньги на исследования. Однако Николая Константиновича мало интересовали эти домыслы: коммунизм он считал «темной, разрушительной силой», но о своей родине и русских людях всегда отзывался с трепетом и уважением.
«Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – рассуждал художник. Николая Рериха не стало в 1947 году – свое последнее пристанище он обрел в долине Куллу Гималайских гор.
Читайте нас: