Ответ — в большинстве угроз средней дальности, как Иран, абсолютно да. Но против более серьезных угроз, таких как Россия или Китай — нет. Передовые технологии не стоят на месте, с того времени, когда инженеры придумали концепцию стелс-истребителя F-117 .
Разработан в 1970-х и объявлен действующим в полной секретности в 1983 году, F-117 открыл новую эру, которая позволила Соединенным Штатам доминировать на десятилетия вперед. По иронии судьбы, в конечном счете, уравнения в развитии F-117 имеют свои истоки в Советском Союзе со статьей неизвестного русского ученого Уфимцева, написанной в 1962 году. Советский Союз отверг работу Уфимцева, но инженер Lockheed увидел потенциал в уравнениях российского физика.
А закончилась эта история тем, что насмешливо названный самолет — ”Безнадежный алмаз”, оказался невероятно эффективным в снижении поперечного сечения объекта радаром. Пентагон немедленно наградил компанию Lockheed контрактом на разработку модели-демонстратора Have Blue. Пентагон продвигал вперед все свою мощь, чтобы победить более мощные ПВО стран Варшавского договора в то время. Это потому, что это было более очевидным, что военно-воздушные силы НАТО будут иметь ужасные потери, если Холодная война превратилась бы в Третью Мировую войну.
Lockheed была успешной в разработке из неуклюжего ”Безнадежного алмаза” в достойный летающий бомбардировщик, благодаря тогда новой технологии электродистанционного активного управления. В результате самолет, который использовал фасеточную конструкцию, чтобы победить вражеские радары и напоминал версию своего F-117 — первый полет в декабре 1977 года. Хотя оба из прототипов были уничтожены, программа имела ошеломляющий успех. Таким образом, ВВС решили развивать последующие модели F-117.
F-117 еще совершил полет в 1981 году и в конечном итоге вступил в строй в 1983. Lockheed удалось разработать оперативный самолет быстро, так как компания построила самолет из существующих компонентов, которые уже использовались в других самолетах. Электродистанционное активное управление использовали из F-16, и с турбореактивными двигателями F404 компании General Electric. Кроме того, в отличие от более поздних стелс-истребителей, F-117 был сконструирован с использованием обычного космического алюминия — который сделал построения легче. В конечном счете были построены 59 F-117A и пять YF-117A, как экспериментальные образцы.
F-117 дебютировал в тайне в Панаме в 1989 году, но его выступление было тусклым. Тем не менее, F-117 выполнил эффектно миссию над Ираком во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году и также в нескольких последующих конфликтах, включая вторую войну в Персидском заливе во время операции по освобождению Ирака в 2003 году. ВВС убрали Nighthawk в 2008 году, как меру для сохранения денег, чтобы заплатить Lockheed Martin за F-22 Raptor. В то время, ВВС заявили, что с появлением воздушного превосходства благодаря Raptor и F-35 означало, что больше они не нуждаются в F-117.
Во время своей службы, только один F-117 — управляемый подполковником Дейлом Зелко- был потерян над Югославией в марте 1999 года в ходе военной операции «Союзная сила» . Этот опыт над Косово был первый случай, когда стелс- самолет был победим и видим для радаров и ИК-датчиков. У военных и национальных специалистов по безопасности никогда не было таких иллюзий, но в течение 1990-х годов, многие убеждение о малозаметных самолетах пошатнулись.
Но ВВС всегда знали, что стелс-самолет не является невидимым или непобедимым. Во время операции Буря в пустыне, вопреки распространенному мнению, армия США с AH-64 Apache сделали первые воздушные налеты на Ирак, а не с F-117. Эти ударные вертолеты имели одну миссию — ликвидировать иракские низкочастотные радары раннего предупреждения, действующие в УКВ и УВЧ-диапазонах. Эти радары могут обнаружить и отследить стелс-самолеты типа F-117, предназначены для действий против радаров, работающих в C, X и Ku-диапазонах. AH-64 Apache очистили путь для стелс-истребителей, чтобы перейти к их целям незамеченными в глубине Ирака.
Последующие стелс-самолеты, F-22 и F-35 также предназначены для работы с высокочастотными РЛС управления огнем. Концепция пятого поколения истребителей — что в некоторых отношениях являются прямыми наследниками от F-117 — это то, что они работают с врагом потенциально зная, что что-то присутствует в их воздушном пространстве. Но, несмотря на общественную позицию, ВВС никогда не работали со стелс-самолетами без ведения радиоэлектронной борьбы самолетов, как Prowler или постановщиков помех.
Стелс-стратегические бомбардировщики, такие как B-2 однако, предназначены для работы больше как подводные лодки, они работают без замечания их присутствия. Массивные бомбардировщики оптимизированы под ‘широкий спектр-стелс, которая означает, что они могут остаться незамеченными даже в присутствии низко-частотных радаров, прячась в фоновый шум. Но даже тогда, Пентагон не может в полной мере предвидеть, как быстро русские и китайцы будут развивать низкочастотные радары, что будут угрозой даже для В-2. ‘Мы имели возможность отображения наших угроз в режиме реального времени в B-2 на некоторое время с нашей системой военного руководства(DMS),’ сказал чиновник ВВС. ‘Но рост в [радиоэлектронной борьбе] таким не ожидался, по этому нужны обновления в новой системе.’ B-2 не будет в состоянии идти в ногу с развивающейся угрозой, вот почему новые бомбардировщики будут оптимизированы, чтобы победить эти низко-частотные системы.
Чиновники ВВС подчеркивают, почему F-117 больше не актуальный у сегодняшней сверхновой войне. Дозвуковой бомбардировщик не оптимизирован, чтобы победить высокочастотные радары, он также не имеет возможности наметить угрозы излучателей и управлять демаскирующими признаками в реальном времени, как F-22 и F-35. Он также не сумеет выжить, когда он будет обнаружен или при столкновении.
Но это реальное преимущество F-22 и F-35 не только над F-117, но и над русским ПАК ФА и китайским J-20 и J-31. F-117 полностью зависел от автоматического маршрутизаторора, чтобы наметить курс и избежать угрозы перед каждой миссией. А F-22 и F-35 имеют возможность намечать угрозы в режиме реального времени и интерфейс системы лётчик-ЛА, которые могут осмыслить эту информацию для пилота. В этом отношении, Joint Strike Fighter является главой выше Raptor благодаря годам технологических достижений. ВВС и источники подтверждают, что Raptor имеет более низкое радиолокационное сечение чем F-35, но новый самолет гораздо лучше в управлении его заметности благодаря передовому комплексу РЭБ.
В конечном счете, средства взаимодействия лётчика с ЛА, Соединенные Штаты разработали в течение десятилетий, что дает ему преимущество над Россией и Китаем. Тем не менее, Соединенные Штаты должны продолжать разработки новых технологий, чтобы оставаться впереди.
Читайте нас: