Европейский суд по правам человека разрушил фундамент литовской идеологии
Жалоба бывшего подполковника МГБ Литовской ССР, 85-летнего Витаутаса Василяускаса в Европейский суд по правам человека в Страсбурге привела к результату, шокирующему литовских историков, идеологов и юристов. Суд опроверг концепцию о том, что послевоенную борьбу с литовскими «лесными братьями» можно считать геноцидом.
Именно за «геноцид» поплатился Василяускас. Будучи оперуполномоченным отделения Шакяйского района Каунасской области, он участвовал в обстреле усадьбы в Шакяйском районе, где скрывался участник вооруженного сопротивления советской власти Йонас Бурининкас. «Лесной брат» был ранен, арестован. Его осудили на 25 лет и сослали. В 2011-м Каунасский окружной суд признал Витаутаса Василяускаса виновным по делу о геноциде, он получил четыре года. Приговор обжаловала прокуратура, требуя дать бывшему подполковнику восемь лет. Но он был освобожден от наказания по состоянию здоровья, а поскольку считал приговор несправедливым, обратился в Страсбург.
И вот вердикт. Большая коллегия суда объявила, что Литва необоснованно приравняла к геноциду уничтожение литовских партизан, боровшихся с советской властью, а Василяускас осужден на основе «правовых положений, которые не действовали в 1953 году» ни во внутреннем, ни в международном праве, с нарушением Европейской конвенции о правах человека. По мнению ЕСПЧ, Литва нарушила положение Европейской конвенции о правах человека: никто не может быть осужден за действия, которые по действующим на момент их совершения внутренним законам страны или международному праву не считались преступлениями. В итоге ЕСПЧ велел Литве выплатить Василяускасу 10 тысяч евро компенсации и покрыть 2,4 тысячи евро судебных расходов.
Но последствия вердикта Страсбургского суда серьезнее. Расшатана основа идеологической борьбы литовской элиты с собственной историей и с современной Россией, на которую местные идеологи переложили ответственность за… репрессии 40-х — 50-х. Да, это был трагический период, и оставить бы его историкам, но он стал краеугольным камнем современной литовской идеологии. Весь советский период на законодательном уровне считается «советской оккупацией». Историки и юристы Литвы называют геноцидом сталинские депортации, а в прошлом году из-за споров на тему борьбы Советской власти с «лесными братьями» Конституционный суд Литвы вынес решение: ссылки и репрессии на фоне партизанской войны с Советской властью можно приравнивать к геноциду, если есть доказательства того, что целью преступления было уничтожение значительной части литовского народа. Вердикт привел к такой трактовке: репрессивные структуры СССР стремились уничтожить участников сопротивления «советской оккупации», которые были важны для выживания литовского народа, так как мешали советским властям осуществлять репрессии.
И вот в деле «Василяускас против Литвы» Страсбургский суд вынес шокирующее литовскую элиту решение, отметив, что не нашел «исторических и фактических данных о том, как литовские партизаны представляли литовский народ».
Тут следует добавить, что по данным литовских историков, после войны были уничтожены более 20 тысяч «лесных братьев» и их сторонников. Но известны и другие цифры. Участники сопротивления Советской власти убивали не только военнослужащих и чиновников, но и мирных жителей. Ночной террор унес жизни более 20 тысяч обычных крестьян — мужчин, женщин, детей, стариков.
У части экспертного сообщества — серьезные сомнения в праве называть геноцидом происходившее в Литве после войны. Еще в 2010 году известный обозреватель британской The Guardian Джонатан Фридланд подверг сомнению стремление литовкой элиты приравнять к Холокосту сталинские репрессии. Он выпустил статью с многозначительным названием «Могу понять, почему литовцев привлекает теория „двойного геноцида". Но от этого она не менее отвратительна».
По признанию обозревателя The Guardian, даже если бы власти скрупулезно соблюдали баланс и говорили всю правду не только о преступлениях коммунистов, но и о нацистских зверствах, он бы не принял теорию «двойного геноцида». Знак равенства между сталинскими репрессиями и преступлениями нацизма фальшивый, считает он.
«Репрессии советского периода были ужасны, но геноцидом их не назовешь: арест и расстрел во рву у форта — не одно и то же. Это несопоставимые вещи, и утверждать обратное — значит, лишать понятие „геноцид" всякого смысла».
Преподаватель идиша Давид Кац из Вильнюса объясняет причину теории «двойного геноцида»: «Это „большая дубинка" против современной России».
Итак, казалось бы, вот уже и Европейский суд по правам человека поставил крест на литовской идеологии геноцида. Но это не так. Председатель Конституционного суда Литвы Дайнюс Жалимас сказал агентству BNS: «Видя это решение Страсбурга, литовские суды должны уделять больше внимания доказыванию в делах о геноциде того, что уничтожение партизан как политической группы является уничтожением такой важной части литовского народа, что это можно считать геноцидом литовского народа».
Доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, автор книги «Партизанские бои в Литве» Кестутис Гирнюс утверждает: «Решение суда отражает нынешние установки, но это не означает, что при более глубокой оценке истории и понятия геноцида, это мнение не изменится». И выдал такую фразу: «Можно сказать, что против Балтийских стран осуществлялся геноцид, не стремясь при этом принизить то, что делали немцы, и, не отрицая того, что преступления немцев были уникальными и более суровыми, чем-то, что делали „советы" в Литве».
Профессор Института международного и европейского права Университета им. Ромериса Юстинас Жилинскас говорит: «Наши аргументы не убедили Страсбургский суд. Значит, нашим судам и прокуратуре нужно очень серьезно поработать, чтобы доказать вину бывшего СССР. Думаю, что это не последнее такое дело».
Конечно, не последнее. Живы еще старики, но, кстати, не только из МГБ, однако прочих никто не ищет. А вот советских ветеранов судят. Так, Каунасский окружной суд признал 89-летнего жителя Вильнюса Михаила Табакаева виновным в участии в депортациях гражданских лиц после 1945 года. Из-за болезней его решили оставить дома, лишив права менять место жительства.
А вот 86-летнего бывшего агента МГБ Маркелиса Булатоваса приговорили к пяти годам лишения свободы за участие в операции против «лесных братьев», часть которых была убита в перестрелке. «Коллегия судей с учетом возраста осужденного, диагностированных соматических болезней и их характера, а также с учетом того, что с момента совершения преступления прошло более 60 лет, определила минимальный срок заключения, установленный в статье 99 УК республики», — сообщили в Апелляционном суде Литвы.
Упомянутая статья как раз и звучит так — «Геноцид»…
Фото: Лисицын Виктор/ ТАСС
Читайте нас: