Корпус катера изготовлен из алюминиево-магниевых панелей, с противопульным и противоосколочным бронированием ходовой рубки. «Кальмар» способен преодолевать препятствия типа «вертикальная стенка» высотой до 0,8 м, а также выходить с грузом на необорудованный берег с уклоном до 6°.
Компоновка десантно-высадочного катера на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар» в значительной мере повторяла компоновку своего предшественника - ДКВП типа «Джейран». Грузовой отсек на данном ДВКА расположен со сквозным проездом техники у диаметральной плоскости, а служебные отсеки разнесены по бортам. На полном ходу «Кальмар» управлялся воздушными рулями, размещенными за движительным комплексом, а на малых скоростях - струйными рулями с отбором воздуха от осевых вентиляторов-нагнетателей.
1 — двигатели ГТД-8000; 2 — водоотделитель; 3 - автономный злектрогенератор; 4 - нагнетатель; 5 - ходовая рубка; 6 - грузовой отсек |
Маршевые движители - 4-лопастные винты регулируемого шага (диаметром 3,5 м) в кольцевых насадках.
Мореходные качества корабля обеспечивают его эксплуатацию и использование оружия при движении на воздушной подушке при волнении моря до 3 баллов. В отличие от остальных отечественных КВП первого поколения (проект 1232 и проект 1205) катер проекта 1206 имел специальный профиль ВВ (разработанный при участии ЦАГИ) и кольцевые насадки. Благодаря такой конструкции при диаметре винтов 3,5 м удавалось перерабатывать мощность более 7000 л. с., в то время как на катере проекта 1205 винты (серийные авиационные) диаметром 3 м перерабатывали мощность всего лишь 780 л. с. Для снижения степени засаливания ГТД на катере пр. 1206 была внедрена трехступенчатая очистка воздуха: на первой и третьей ступенях — вихревые очистители типа «Циклон», а на второй — пористые фильтры с коагуляцией капель воды.
Кроме того, «Кальмар» имел сварной понтон — клепаными были только бортовые части корпуса и надстройка.
Первые два катера проекта 1206, построенные на Приморском ССЗ в Ленинграде, находились в опытной эксплуатации. В середине 80-х годов их исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации. В 1975–1985 гг. на ФПО «Море» в Феодосии для советского флота было построено 18 боевых катеров типа «Кальмар». Один из них (Д-438) достроили как корабль ПМО. На нем за воздушными винтами организовали дополнительную платформу для размещения трального вооружения и приняли меры для предотвращения ее задымления. После завершения испытаний корабль восстановили как десантный КВП.
Тактико-технические данные катер на воздушной подушке проекта 1206 «Кальмар»
Водоизмещение, т: стандартное – 108, полное – 114;
Размеры, м: длина - 24,6; ширина - 10,8; осадка - 1,3;
Скорость полного хода, уз: 55;
Дальность плавания, миль : 100;
Автономность, сут: 1;
Силовая установка: 2х10000 л. с., ГТУ МТ-70, 2 ГТГ по 16 кВт;
Вооружение: два 12,7-мм пулемета Утес-М;
РТВ: РЛС «Кивач-2»;
Десантовместимость: 1 средний танк Т-54 или 2 легких танка ПТ-76 или 120 чел или 37 т груза;
Экипаж, чел: 6 (2 офицера)
Читайте нас: