Угроза пограничных инцидентов
Одним из способов оказания политического давления или даже создания повода для начала боевых действий является демонстративное нарушение кораблями и самолётами противника государственной границы «оппонента». Совсем недавно мы это наглядно увидели на примере вторжения новейшего британского эсминца Defender, типа 45 Daring, в территориальные воды Российской Федерации, в районе крымского мыса Фиолент. Формальным поводом по утверждению англичан является то, что они не признают полуостров Крым российской территорией, и перемещались они не в российских территориальных водах, а якобы в «украинских», на что у них есть разрешение.
В ответ российский пограничный катер ФСБ открыл предупредительную стрельбу, а фронтовой бомбардировщик Су-24М в качестве предупреждения сбросил фугасные авиабомбы ФАБ-250 по курсу движения британского эсминца. В этот раз всё окончилось благополучно – британский эсминец с намочившим штанишки экипажем ретировался восвояси, выдав объяснения в стиле «да не было ничего, мы просто сами решили повернуть в другую сторону – хотим туда плывём, хотим сюда».
Британский эсминец Defender в российских территориальных водах
Однако подобные инциденты несут значительные риски для всех участников.
Что если бы экипаж Су-24М немного «промахнулся» и пара ФАБ-250 упала на эсминец Defender?
Что если бы экипаж эсминца Defender перенервничал и сбил Су-24М? Запретим «экспорт помидоров» из Британии? А если после сбитого Су-24М по эсминцу Defender были бы выпущены противокорабельные ракеты (ПКР), которые отправили бы его на дно вместе с большей частью экипажа? Не стал бы этот эсминец «убийством эрцгерцога Фердинанда» – Casus belli?
С усилением агрессивной риторики такие инциденты могут повторяться всё чаще, причём не только в районе полуострова Крым. Желающих подразнить русского медведя становится всё больше.
Где гарантия, что чем-то подобным не займётся Япония в районе Курильских островов, Норвегия или США районе Северного морского пути, Польша у Калининградской области?
При желании повод найти легко. Рано или поздно один из таких инцидентов может закончиться трагически – глобальной ядерной войной.
США и страны Запада считают, что могут эксплуатировать Северный морской путь, не считаясь с интересами России
Можно ли как-то отучить «партнёров» совать нос в наши территориальные воды без применения
Ответ утвердительный – можно. И ранее это уже осуществлялось кораблями нашего
ВМФ СССР vs ВМС США
В феврале 1998 года ракетный крейсер Yorktown и эсминец Caron ВМС США вошли в территориальные воды Крыма, но были изгнаны из них сторожевыми кораблями «Беззаветный» и «СКР-6».
После того, как американские корабли вошли в территориальные воды Советского Союза, сторожевой корабль «Беззаветный» осуществил два навала корпусом на крейсер Yorktown, один из которых разорвал ему обшивку борта и вызвал возгорание краски, а второй, выполненный в районе вертолетной площадки, срубил все леера, порвал обшивку борта надстройки, разломал командирский катер и повредил пусковую установку ракет «Гарпун» – два контейнера были разрушены, у ракет оторвало головные части, а в районе погребов установок «Гарпун» и противолодочных ракет «Асрок» начался пожар. А тем временем СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца Caron, повредив ему шлюпку и шлюпбалку.
Характерно, что водоизмещение сторожевого корабля «Беззаветный» в три раза уступает водоизмещению крейсера Yorktown, а водоизмещение СКР-6 меньше водоизмещения эсминца Caron почти в восемь (!) раз.
Сторожевой корабль «Беззаветный» проекта 1135.2 «Буревестник» наваливается на американский крейсер Yorktown, типа «Тикондерога» (изображение слева), а сторожевой корабль «СКР-6» осуществляет аналогичные действия в отношении эсминец Caron, типа «Спрюенс» (изображение справа)
Если корабли столь малого водоизмещения смогли выгнать из территориальных вод значительно превосходящего их противника, нанеся ему немалый ущерб, то что в этой ситуации может сделать корабль, изначально предназначенный для «рукопашной схватки»?
«Вытеснитель»
Итак, попробуем предположить, как может выглядеть корабль, предназначенный для вытеснения судов противника из российских территориальных вод без применения оружия – назовём его «Вытеснитель».
Водоизмещение «Вытеснителя» должно находиться в районе 3000–5000 тонн, то есть это будет корабль класса корвет или фрегат.
В основе конструкции корабля должна лежать интегрированная массивная силовая рама, проходящая по периметру корпуса и в местах возможных соударений с кораблями противника. Прочность и конфигурация этой рамы будут определять возможности по осуществлению навала/тарана судов противника, с минимальным ущербом для своего корабли и максимальным – для корабля противника.
Возможно, что будут две рамы: одна, обеспечивающая прочность собственного корпуса, и вторая, предназначенная для контакта с кораблём противника – что-то типа силового обвеса на внедорожных автомобилях.
Прочный корпус – основа «Вытеснителя»
Вторым важным свойством «Вытеснителя» должна стать его высокая скорость, составляющая не менее 35 узлов, а лучше и более – это не даст противнику оторваться или использовать скорость как преимущество для опережающего манёвра. В жертву скорости может быть принесена дальность хода, поскольку работать «Вытеснитель» будет преимущественно вблизи своих территориальных вод.
Выбирать нам особо не из чего, следовательно, основой силовой установки «Вытеснителя» станут газотурбинные двигатели (ГТД) М90ФР производства НПО «Сатурн», применяющиеся на фрегатах проекта 22350.
ГТД М90ФР производства НПО «Сатурн»
Третьим критичным элементом «Вытеснителя» является необходимость обеспечения ему хорошей маневренности для того, чтобы он мог быстро и внезапно «бить» противника под нужным углом и быстро разрывать контакт в случае необходимости. Это потребует наличия тоннельных и/или азимутальных подруливающих устройств.
Сочетание требований по устойчивости корпуса к опрокидыванию и высокой скорости может потребовать применения катамаранной или тримаранной компоновки корпуса «Вытеснителя».
Для того чтобы максимально снизить цену «Вытеснителя», на нём не будет размещаться никакое тяжёлое наступательное и оборонительное вооружение. Будет отсутствовать радиолокационная станция (РЛС), не считая простейшего навигационного оборудования – «у носорога плохое зрение, но при его массе и размерах это должно волновать других».
При этом необходимо установить несколько достаточно продвинутых оптико-локационных станций (ОЛС), способных убираться внутрь корпуса. Их важной, хотя и вспомогательной задачей, станет заснять позор противника и его бегство после «навала».
Еще «Вытеснитель» должен быть оснащён мощными средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Ещё до «навала» корабль противника должен лишиться связи и возможности управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), а также безэкипажными судами сопровождения (если таковые будут). Это окажет мощное психологическое воздействие на экипаж.
Дополнительное психологическое воздействие на экипаж корабля противника могут оказать мощные корабельные ревуны и сверхяркие прожектора, установленные на «Вытеснитель».
Корабли типа «Вытеснитель» должны иметь минимальный экипаж во внутренней защищённой герметизируемой капсуле – «Вытеснитель» должен действовать вблизи своих берегов, при поддержке других кораблей флота. На нём не будет множества сложных боевых комплексов, он не предназначен для длительных походов.
В конструкции «Вытеснителя» должно быть минимальное использование сред, которые могут привести к возгоранию или отказам. Большая часть приводов должна быть электрическими, кабельные трассы должны резервироваться. Могут быть использованы специальные пиростикеры, предназначенные для автоматического тушения возгораний.
Пиростикеры срабатывают автоматически при появлении открытого огня, обеспечивая его тушение без участия человека или сложных технических устройств
Отсутствие тяжёлого вооружения и небольшой экипаж высвободят место, которое может быть использовано для усиления конструкции корабля, размещения необходимого запаса топлива, а также для формирования пояса из внешних отсеков, заполненных негорючим вспененным наполнителем с положительной плавучестью – что-то типа монтажной пены. Этот корабль не должен тонуть. Вообще. Ни при каких обстоятельствах. Разве что разорванный пополам. И то не факт.
Верхняя часть корпуса должна препятствовать посадке на неё вертолётов противника, высадке спецназа. Он должен быть устойчив к попытке проникновения и захвата профессионально-подготовленными командами. Для дополнительного затруднения высадки десанта «Вытеснитель» должен быть оснащён мощными пушками-водомётами.
Из «летального» вооружения на «Вытеснителе» могут быть установлены пулемёты калибра 12,7 мм для отражения диверсионной угрозы – дырявить моторные лодки или безэкипажные катера противника. Более серьёзное вооружение – скорострельные автоматические пушки калибра 30 мм, например, типа АК-630М-2 «Дуэт». Если ситуация «в клинче» выйдет за определённые границы, пара «Дуэтов» в упор может изрядно разделать корабль противника.
30-мм корабельная двухавтоматная артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт»
Также вооружение «Вытеснителя» может быть усилено реактивно-бомбомётными установками РБУ-6000 калибра 212 мм. Они станут заменой крупнокалиберного орудия на ближней дальности.
Теоретически корабли типа «Вытеснитель» могут быть оснащены зенитно-ракетными комплексами ближней самообороны, но, пожалуй, это будет лишним. Без нормальной РЛС эти ЗРК будут малоэффективны, а установка РЛС сразу увеличит стоимость проекта. Кроме того, она (РЛС) уязвима в ближнем бою.
А вот системы постановки маскирующих завес будут очень кстати. В случае обострения обстановки и запуска по кораблю типа «Вытеснитель» ПКР противника, которые будут обнаруженй другими кораблями ВМФ РФ, «Вытеснитель» может использовать постановку завес для прикрытия и отхода – эта мера может быть достаточно эффективной, особенно в сочетании с предполагаемой высокой скоростью и живучестью кораблей этого типа.
Системы постановки маскирующих завес
Вишенкой на торте может стать небольшой БПЛА вертолётного/квадрокоптерного типа, размещаемый в закрывающемся ангаре. Внезапно запущенный, он может зависнуть над кораблём противника, мешая взлёту палубной
Проект «Вытеснитель» не слишком сложен с технической точки зрения. На нём нет каких-то неосвоенных Россией технологий. С одной стороны, он практически бесполезен как боевой корабль, но, с другой стороны, его применение может предотвратить развитие событий, при котором боевые корабли потребуются. Таких кораблей можно построить по одному на каждый флот, попутно отработав на них новые конструктивные решения и компоновочные схемы типа тримаран/катамаран, корпусные решения.
Применения «Вытеснителя» достаточно неоднозначно: огня он не открывает, действует в своих территориальных водах. Получается спорная ситуация – топить его вроде как и не за что, да и понятно, что при атаке «Вытеснителя» откроют огонь прикрывающие его с дистанции оптимального удара корветы и фрегаты, дождёшься столкновения – отправишься на дорогостоящий ремонт, станешь посмешищем в глазах всего мира.
Отсутствие критичных технологий позволяет создать такой корабль в кооперации, например, с Китаем, которого тоже постоянно провоцируют то США, то Япония. Или можно реализовать КНР уже готовое изделие на коммерческой основе.
Пока «настоящие» боевые корабли будут играть мускулами на учениях и парадах, «Вытеснитель» будет лупить противника по не в меру любопытному носу, а то и по голове, обеспечивая не словом, а делом неприкосновенность границ Российской Федерации.
Андрей Митрофанов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: