Лента новостей

20:25
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 10 мая, вечер
18:54
Под Одессой начали незаконно мобилизовывать пророссийских украинцев
18:53
Власти Израиля выступили за расширение военной операции в Рафахе
18:51
Путин утвердил Мишустина председателем правительства России
18:42
Швейцарский фарс «формулы Зеленского» обречён на провал
18:24
Министр юстиции уверен, что Зеленский не потеряет свою легитимность после 21 мая
18:16
Депутат Рады Осадчук пригрозил уклонистам блокировкой счетов
18:15
Politico: США скоро объявят о новом пакете помощи Украине на 400 млн долларов
17:41
В Белоруссии заявили о растущем количестве украинских беженцев
17:14
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 5 по 10 мая
17:13
«А нас за что?» Украинские «патриоты» боятся наступления ВС РФ на Харьков и Сумы
17:12
Госдума утвердила Михаила Мишустина на должность премьер-министра России
17:04
Bild: демонстранты с красным флагом штурмуют завод Tesla в Германии
17:02
Госдума утвердила Мишустина на пост премьер-министра
16:36
Плотность прилётов «как в начале штурма Авдеевки». Зеленский и Минобороны Украины заявили об активизации ВС РФ на севере Харьковщины
16:35
Завербованные Украиной россияне, в том числе, несовершеннолетние, продолжают устраивать диверсии
16:01
Автобус с 20 пассажирами упал в реку Мойка в Санкт-Петербурге. Спаслись не все
15:53
Визжащие украинки пытались сорвать возложение цветов на советском кладбище в Польше
15:26
Украинские СМИ пишут о наступлении ВС РФ на севере Харьковской области. Идёт срочная эвакуация населения
15:18
В Австрии появились плакаты с «целующимися» Зеленским и фон дер Ляйен
15:17
«Россия еще никогда не была так сильна»: иностранцы поделились мнением о Параде Победы в Москве
14:56
Праздник со слезами на глазах: 10 лет назад война пришла в Мариуполь
14:16
Экс-советник Джонсона обвинил Запад в развязывании конфликта на Украине в обмен на членство в НАТО
14:11
В Петербурге пассажирский автобус утонул в реке после ДТП на мосту (ВИДЕО)
14:09
Миграция на марше: Британия становится мусульманской
14:07
Война, которую выиграли не мы, а... русские
14:05
RFI: Франция передала Украине подлежащие утилизации ракеты SCALP
13:33
Великая Победа 1945 года: две мировые войны – два разных итога для России
13:30
СБУ задержала блогеров, снимавших вручение повесток в Киеве
13:29
В центре Киева поймали поддерживающего ВСУ певца Монатика
13:27
Путин оценил работу правительства РФ в сложных условиях
13:25
В Шахтерске отметили День Победы праздничным концертом
13:00
Олимпийский огонь в Париже в день открытия летних Игр пронесет трансвестит и мусорщик
12:59
«Куколка бабочки». Франция передаст Украине просроченные Scalp
12:52
Марк Милли предал американских военных ради Израиля
12:49
Мишустин прибыл в Госдуму
12:16
SCMP: Россия послала жесткий сигнал Японии на Курилах из-за поддержки Украины
11:42
Президент Финляндии Стубб: путь к миру на Украине лежит через поле боя
11:15
БПЛА ВСУ атаковали НПЗ «Первый завод» в Калужской области
11:07
Лошадь застряла на крыше в Бразилии из-за наводнения
11:06
В Венесуэле назвали переизбрание Путина показателем доверия к президенту
10:39
Президент Финляндии считает, что единственный путь к миру на Украине — через поле боя
10:33
Как и Гитлер, японцы рассчитывали на развал коалиции «большой тройки»
10:30
Байдену пригрозили импичментом из-за ограничения поставок оружия Израилю
10:27
В Донецке состоялась традиционная акция «Cвеча памяти»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Подлодка на Васильевском острове

Подлодка на Васильевском острове


Прославленный крейсер «Аврора» хорошо знаком любителям морской истории всего мира и заслуженно считается одним из символов Санкт-Петербурга. Помимо этого легендарного ветерана, в Северной столице есть и другой заслуженный военный корабль на вечной стоянке, гораздо менее известный. В этой статье мы расскажем о музеефицированной подводной лодке Д-2 «Народоволец», ценном памятнике военного кораблестроения и участнике Великой Отечественной войны.

«Декабристы»

С 1923 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) разрабатывало техническое задание на строительство новых подводных лодок, жизненно необходимых для укрепления обороноспособности СССР. В проектировании учитывался опыт Первой мировой войны, и к 1926 году удалось создать соответствовавший требованиям времени проект субмарины так называемой I серии. Позднее подлодки этого типа назывались в честь головного корабля «Декабрист», или же Тип «Д».

Официально утверждённый в феврале 1927 года Революционным военным советом проект Балтийского завода предусматривал строительство средних по водоизмещению субмарин (надводное водоизмещение — 910 т, подводное — 1290 т). Скорость хода достигала 16 узлов в надводном положении и 10 — в подводном, дальность плавания — до 7000 миль над водой и до 150 миль под водой, глубина погружения — до 90 м. Вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм и 102-мм орудия. В целом, конструкция и вооружение субмарин типа «Д» представляли собой резкий качественный скачок в развитии советского подводного флота.

Три первых подлодки советской постройки, получившие имена «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», были заложены на Балтийском заводе (завод №189) в Ленинграде 5 марта 1927 года. Ещё три субмарины («Революционер», «Спартаковец», «Якобинец») заложили 14 апреля 1927 года на Заводе имени Андре Марти (завод №198) в Николаеве. Строительство шло довольно трудно, потребовало закупки за рубежом технически сложного оборудования — например, дизельных двигателей MAN. Субмарины были спущены на воду в 1928-1929 годах и введены в строй в 1930-1931 годах. Уже в 1933 году три балтийских «Декабриста» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск и вошли в состав Северной военной флотилии, став основой для формирования будущего Северного флота.

​Спуск на воду подлодки «Народоволец» 19 мая 1929 года navalmuseum.ru - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Спуск на воду подлодки «Народоволец» 19 мая 1929 года
navalmuseum.ru

В 1934 году подлодки типа «Д» получили буквенно-цифровые обозначения от Д-1 до Д-6. Судьба кораблей накануне и в годы Великой Отечественной войны оказалась различной. Д-1 «Декабрист» погибла на учениях в Баренцевом море в ноябре 1940 года. Д-6 «Якобинец» в 1941 году находилась на ремонте в Севастополе и была взорвана в доке командой в июне 1942 года. Д-3 «Красногвардеец» воевала на Северном флоте и погибла в июне 1942 года, Д-4 «Революционер» и Д-5 «Спартаковец» воевали на Черноморском флоте (Д-4 погибла в декабре 1943 года, а Д-5 бóльшую часть войны провела в ремонте). Обладательницей самой богатой «биографии» среди всех систершипов стала Д-2 «Народоволец».

Судьба «Народовольца»

Как уже сказано выше, «Народоволец», вторая субмарина I серии, был заложен 5 марта 1927 года на ленинградском Балтийском заводе. Корабль спустили на воду 19 мая 1929 года и официально ввели в строй 6 сентября 1931 года. Первым командиром подлодки стал В.С. Воробьёв. В 1933-1939 годах «Народоволец» (с августа 1934 года — Д-2, но старое название продолжало использоваться) входил в состав Северного флота. Подлодка сыграла большую роль в освоении этого нового района действий советских ВМС.

В сентябре 1939 года Д-2 вернулась по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград для капитального ремонта с модернизацией. 102-мм орудие Б-2 заменили новым 100-мм орудием Б-24, была установлена 45-мм зенитная пушка 21-К, изменена форма надстройки. Корабль получил новую шумопеленгаторную станцию «Марс-16» и ряд другого оборудования. «Народоволец» не успел покинуть Ленинград до начала Великой Отечественной войны. Формально введённая в строй в августе 1941 года, подлодка (командир — капитан-лейтенант Р.В. Линденберг) оставалась небоеспособной и отстаивалась в Ленинграде, личный состав готовился к боевым действиям на суше.

​Д-2 «Народоволец» в осаждённом Ленинграде, зима 1941-1942 годов navalmuseum.ru - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Д-2 «Народоволец» в осаждённом Ленинграде, зима 1941-1942 годов
navalmuseum.ru

Только летом 1942 года Д-2 была подготовлена к ведению боевых действий с учётом тяжелейших условий блокады (например, погружение и всплытие отрабатывались на узком участке Невы, отработка торпедной стрельбы была возможна лишь на тренажёре). 15 сентября 1942 года субмарина перешла в Кронштадт и вечером 23 сентября вышла в первый боевой поход под командованием повышенного до капитана 3-го ранга Р.В. Линденберга. Уже на следующий день «Народоволец» попал в противолодочную сеть (по другим версиям — столкнулся с рыболовными сетями либо такелажем затонувшего судна) к северу от контролируемого финнами острова Гогланд и получил повреждение вертикального руля. За двое суток корабль с большими трудностями преодолел препятствие и был отремонтирован в море. Благодаря самоотверженной работе команды и изрядной доле везения противник так и не смог его обнаружить.

Основные ТТХ подлодки Д-2 «Народоволец» к 1942 году

Водоизмещение надводное/подводное, т

956/1387,6

Длина/ширина/осадка, м

76/6,4/3,81

Энергетическая установка

2 дизельных двигателя (1100 л.с. каждый), два электродвигателя (525 л.с. каждый),

Скорость надводная/подводная, узлов

14/9

Дальность хода надводного/подводного, миль

7500 на 8,4 узлах/132 на 2,4 узлах

Глубина погружения, м

90

Автономность

45 суток на воде, 72 часа под водой

Торпедное вооружение

6 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 14 торпед

Артиллерийское вооружение

1×102-мм, 1×45-мм

Средства наблюдения и обнаружения

Шумопеленгаторная станция «Марс-16»

Экипаж

53 человека

С 3 октября субмарина Д-2 действовала в западной части Балтийского моря в районе острова Борнхольм. После четырёх неудачных торпедных атак (3,7,8,10 октября) днём 14 октября удача наконец-то улыбнулась Линденбергу — со второй попытки он потопил одной торпедой немецкий транспорт Jacobus Fritzen (4090 т), следовавший с грузом угля из Германии в Швецию. Затем подлодка перешла на линию паромного движения Треллеборг (Швеция) — Зассниц (Германия), где вечером 19 октября атаковала двумя торпедами караван судов, добившись одного попадания в корму немецкого парома Deutschland (2972 т). Судну потребовался четырёхмесячный ремонт, на его борту погибли 25 и получили ранения 27 немецких солдат, следовавших из Норвегии домой. Сопровождавший караван немецкий сторожевой корабль V-1704 атаковал Д-2 серией глубинных бомб, но безрезультатно.

1/2

26 октября «Народоволец» по приказу командования направился домой и прибыл в Кронштадт 7 ноября. Обратный путь оказался трудным и опасным: 29 октября подлодка пережила атаку немецкого тральщика М-3, сбросившего не менее 48 глубинных бомб, 3 ноября — попала на немецкое минное заграждение, 10 ноября при переходе в Ленинград — была активно обстреляна немецкой артиллерией из Петергофа. Корабль завершил первый боевой поход целым и невредимым, проявив не только впечатляющее везение, но и довольно высокую по меркам советского флота эффективность. По итогам похода все члены команды удостоились заслуженных наград, в том числе Линденберг — ордена Красного Знамени. Этот офицер командовал кораблём до самого конца войны, в марте 1944 года став капитаном 2-го ранга и получив ещё ряд орденов.

С учётом обстановки, сложившейся на Балтике, во второй боевой поход субмарина Д-2 вышла из Кронштадта только 1 октября 1944 года. Капитальный ремонт «Народоволец» так и не смог пройти, что существенно ограничило его боеспособность в последующие месяцы. 8 и 26 октября подлодка неудачно атаковала торпедами немецкие суда, причём в последнем случае была сделана заявка на потопление (не подтвердилась). Из-за плохого технического состояния корабль 30 октября вернулся в Турку.

​Неизменный командир Д-2 в годы Великой Отечественной войны Роман Владимирович Линденберг (слева) в центральном посту подлодки Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010 - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Неизменный командир Д-2 в годы Великой Отечественной войны Роман Владимирович Линденберг (слева) в центральном посту подлодки
Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010

12 декабря 1944 года «Народоволец» вышел в третий поход, в котором совершал торпедные атаки 23 и 29 декабря, а также 3 января 1945 года. Ближе всего к успеху советские подводники подошли 29 декабря, когда заявили потопленный транспорт (выпущенная торпеда самопроизвольно взорвалась, не дойдя до цели). 20 апреля 1945 года «Народоволец» отправился в четвёртый и последний боевой поход — увы, вновь безрезультатный. 18 мая подлодка вернулась в Турку, не совершив ни одной торпедной атаки.

До 1956 года субмарина Д-2 оставалась в строю Балтийского флота, после чего была переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. В 70-е годы ветераны подводного флота начали борьбу за музеефикацию корабля, но успехом она завершилась только в 1987 году. «Народоволец» прошёл восстановительный ремонт на Кронштадтском морском и Балтийском заводах, внешний вид и оснащение субмарины вновь стали такими, как в годы Великой Отечественной войны. В 1989 году подлодка была установлена на суше на Васильевском острове в Ленинграде, но только 2 сентября 1994 года официально открылась для посетителей.

Д-2 сегодня

Корабль-памятник Д-2 «Народоволец» является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге и открыт для свободного посещения. Хотя филиал расположен не в самом популярном у туристов месте, достичь его довольно легко — в частности, туда можно доехать троллейбусом или автобусом от станции метро «Приморская».

1/2

Помимо самой подводной лодки для осмотра доступен небольшой одноэтажный павильон, в котором расположено экспозиционное пространство. Постоянная экспозиция посвящена таким темам как история субмарины Д-2 «Народоволец», советский подводный флот в годы Великой Отечественной войны, развитие российского подводного флота в прошлом и настоящем. При общем впечатлении некоторой эклектичности в залах можно увидеть, безусловно, интересные музейные предметы, имеющие высокую ценность — парадный офицерский китель Р.В. Линденберга с боевыми наградами, военно-морские флаги подлодки «Народоволец», образцы морской техники и вооружения (в том числе связанные с известным подводным минным заградителем Л-3).

Разумеется, наибольшую ценность представляет сама по себе подлодка Д-2. Доступ на наружную поверхность корабля и в боевую рубку запрещён. Для осмотра доступны все семь отсеков субмарины (с направлением движения от кормы в нос). На месте двух аккумуляторных ям при музеефикации корабля были оборудованы два маленьких экспозиционных зала с витринами, но в целом интерьер корабля, представленное там оборудование максимально соответствуют его образу в 1941-1945 годах.

1/3

Доступные для осмотра отсеки подлодки Д-2 «Народоволец», в порядке осмотра:

Отсек №7 (кормовой): кормовые 533-мм торпедные аппараты №7 и №8, посты управления электродвигателями ПГ20, гребные валы, койки личного состава и другое.

1/2

Отсек №6: два дизельных двигателя 42Б/БМ6 с постами управления.

​Дизельные двигатели - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Дизельные двигатели

Отсек №5: аккумуляторы, вспомогательные механизмы, койки старшин. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о строительстве и предвоенной службе «Народовольца».

1/2

Отсек №4: центральный пост. Главный командный пункт субмарины, станция погружения и всплытия, пост помощника командира с зенитным перископом. Боевую рубку с постами командира (командирский перископ) и главного рулевого можно лишь осмотреть через открытый люк.

1/3

Отсек №3: кают-компания, жилые помещения офицеров (каюты командира, комиссара, штурмана), камбуз. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о службе подлодки Д-2 «Народоволец» в годы Великой Отечественной войны.

1/4

Отсек №2: радиостанция, рубка гидроакустика с шумопеленгатором «Марс-16», гальюн.

1/2

Отсек №1 (носовой): носовые 533-мм торпедные аппараты (№1-№6), оборудование для погрузки и перезарядки торпед, койки и рундуки личного состава. В экспозиции представлены 533-мм торпеды 53-39 (одна — в разрезе), индивидуальные спасательные комплекты ИСП-60, образцы посуды и столовых приборов, использовавшихся подводниками.

1/2

Д-2 «Народоволец» представляет собой ценный образец музейного корабля, участника Второй мировой войны, сохранившего максимально возможную аутентичность и в полной мере передающего атмосферу военных лет. Подлодка сама по себе является ценным памятником советского кораблестроения, с ней связаны важные исторические события. Это не самый «раскрученный» корабль-памятник в России, но познакомиться с прославленной субмариной стоит каждому любителю морской истории.


Источники и литература:

  1. https://navalmuseum.ru/filials/narodovolec (официальный сайт филиала Центрального военно-морского музея)
  2. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010
  3. Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004
  4. Филиал «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (под ред. Р.Ш. Нехая) — СПб.: ЦВММ, 2019

Алексей Лесин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх