Лента новостей

21:55
Не просто газ: JWST нашел воду и углекислый газ в атмосфере супернептуна WASP-166 b
21:39
«Кто открыл ящик Пандоры на Востоке?». В польской прессе назвали настоящего виновника войны на Украине
21:38
Убиты и ранены мирные люди. ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 9 января
21:37
Опрос: с начала СВО резко снизилось доверие украинцев ко всем институтам власти
21:36
Каллас о помощи Украине: ЕС готов взять на себя лидерство, если США откажутся
21:32
80 тысяч мигрантов принудительно выдворили из России в 2024 году
21:31
Грузия планирует в этом году закупить у России в два раза больше газа
21:30
Бойцы благодарят читателей «Русской Весны» за важную помощь (ВИДЕО)
21:01
Математики «сломали» квантовую физику? Предсказано существование частиц, считавшихся невозможными
20:51
Религиозные итоги – 2024: великий перелом к сатанизации мира
20:44
Разведка сорвала прорыв ВСУ на новом участке фронта. Киев готовит неприятный «сюрприз» с моря — Горячая сводка 9 января 2024 г.
20:43
Последнее заседание «Рамштайн». Союзники Украины завалили её новыми пакетами помощи
20:09
Почему государственные границы больше не являются нерушимыми?
19:58
Xiaomi представила мощный смартфон Poco X7 Pro и его спецверсию Poco X7 Pro Iron Man
19:54
Трамп сдвинул завершение конфликта на Украине в сторону Пасхи и никаких уступок Путину
19:47
В Грузии задержали мужчин, убивших российского туриста
19:06
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 9 января
19:05
Ирония судьбы по-украински. 40-летнего Евгения Криводуба убили в ТЦК, его убийца отпущен на свободу
19:04
Зеленский настаивает на размещении миротворцев НАТО на Украине
19:03
Британия с союзниками пообещали Украине 30 тысяч дронов
18:58
Трамп готов продать Украину?
18:55
Политолог Перенджиев рассказал о причинах, исключающих принятие Украины в ЕС и НАТО
18:51
Зеленский предложил западным странам ввести войска на Украину
18:43
Курское сражение на 09.01.25: уже не «контрнаступ», но активная оборона...
18:27
Отчего вода после кипячения в микроволновой печи кажется невкусной и можно ли этого избежать: учёные нашли решение
18:26
Почему пропал смысл различать гравитационную и инертную массы?
18:13
В разгар слухов о Half-Life 3 на странице Valve в Steam засветилась секретная игра
18:09
Савченко предложила отбирать имущество уклонистов в пользу ВСУ
18:08
Украина усиливает охрану на границе с Беларусью
18:07
«Перед кражей воры перекрестились». В Челябинске цыгане украли столетнюю икону в храме
18:06
Словакия и Венгрия намерены блокировать вступление Украины в ЕС из-за остановки транзита газа
18:00
Конфликт продолжится. Послание Зеленского Путину
17:44
Юрий Подоляка: «Контрнаступ на Курском направлении провалился», свежие данные на 09.01.2025
17:17
Европейский импорт СПГ из России в 2024 году достиг рекордного уровня
17:16
В Белом доме признали, что поставки танков, ATACMS и F-16 не помогли Украине
17:15
В Польше озабочены увеличением поддержки России в Евросоюзе из-за падения уровня жизни
17:14
В Китае массово торгуют поддельными «российскими» товарами
17:13
Путин обвинил в плохой работе ответственных за устранение мазутной катастрофы в Чёрном море
17:08
Новая Сирия: путь к федерации или реинкарнация террористического «халифата»?
17:05
Пост президента Ливана занял генерал Аун
17:03
На модернизацию коммунальной инфраструктуры России решили направить 4,5 трлн рублей
16:51
Часов Яр - Ошеломляющий прорыв Армии России
16:21
Где обещанное ПВО? Зеленский недоволен итогами заседания «Рамштайн»
16:20
Капеллан ПЦУ поздравил украинских военных с иудейским праздником Ханука и вручил им мацу
16:19
На Украине полмиллиона уклонистов находятся в розыске. ВРУ предлагает уменьшит им штрафы, чтобы пошли на фронт
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Подлодка на Васильевском острове

Подлодка на Васильевском острове


Прославленный крейсер «Аврора» хорошо знаком любителям морской истории всего мира и заслуженно считается одним из символов Санкт-Петербурга. Помимо этого легендарного ветерана, в Северной столице есть и другой заслуженный военный корабль на вечной стоянке, гораздо менее известный. В этой статье мы расскажем о музеефицированной подводной лодке Д-2 «Народоволец», ценном памятнике военного кораблестроения и участнике Великой Отечественной войны.

«Декабристы»

С 1923 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) разрабатывало техническое задание на строительство новых подводных лодок, жизненно необходимых для укрепления обороноспособности СССР. В проектировании учитывался опыт Первой мировой войны, и к 1926 году удалось создать соответствовавший требованиям времени проект субмарины так называемой I серии. Позднее подлодки этого типа назывались в честь головного корабля «Декабрист», или же Тип «Д».

Официально утверждённый в феврале 1927 года Революционным военным советом проект Балтийского завода предусматривал строительство средних по водоизмещению субмарин (надводное водоизмещение — 910 т, подводное — 1290 т). Скорость хода достигала 16 узлов в надводном положении и 10 — в подводном, дальность плавания — до 7000 миль над водой и до 150 миль под водой, глубина погружения — до 90 м. Вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм и 102-мм орудия. В целом, конструкция и вооружение субмарин типа «Д» представляли собой резкий качественный скачок в развитии советского подводного флота.

Три первых подлодки советской постройки, получившие имена «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», были заложены на Балтийском заводе (завод №189) в Ленинграде 5 марта 1927 года. Ещё три субмарины («Революционер», «Спартаковец», «Якобинец») заложили 14 апреля 1927 года на Заводе имени Андре Марти (завод №198) в Николаеве. Строительство шло довольно трудно, потребовало закупки за рубежом технически сложного оборудования — например, дизельных двигателей MAN. Субмарины были спущены на воду в 1928-1929 годах и введены в строй в 1930-1931 годах. Уже в 1933 году три балтийских «Декабриста» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск и вошли в состав Северной военной флотилии, став основой для формирования будущего Северного флота.

​Спуск на воду подлодки «Народоволец» 19 мая 1929 года navalmuseum.ru - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Спуск на воду подлодки «Народоволец» 19 мая 1929 года
navalmuseum.ru

В 1934 году подлодки типа «Д» получили буквенно-цифровые обозначения от Д-1 до Д-6. Судьба кораблей накануне и в годы Великой Отечественной войны оказалась различной. Д-1 «Декабрист» погибла на учениях в Баренцевом море в ноябре 1940 года. Д-6 «Якобинец» в 1941 году находилась на ремонте в Севастополе и была взорвана в доке командой в июне 1942 года. Д-3 «Красногвардеец» воевала на Северном флоте и погибла в июне 1942 года, Д-4 «Революционер» и Д-5 «Спартаковец» воевали на Черноморском флоте (Д-4 погибла в декабре 1943 года, а Д-5 бóльшую часть войны провела в ремонте). Обладательницей самой богатой «биографии» среди всех систершипов стала Д-2 «Народоволец».

Судьба «Народовольца»

Как уже сказано выше, «Народоволец», вторая субмарина I серии, был заложен 5 марта 1927 года на ленинградском Балтийском заводе. Корабль спустили на воду 19 мая 1929 года и официально ввели в строй 6 сентября 1931 года. Первым командиром подлодки стал В.С. Воробьёв. В 1933-1939 годах «Народоволец» (с августа 1934 года — Д-2, но старое название продолжало использоваться) входил в состав Северного флота. Подлодка сыграла большую роль в освоении этого нового района действий советских ВМС.

В сентябре 1939 года Д-2 вернулась по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград для капитального ремонта с модернизацией. 102-мм орудие Б-2 заменили новым 100-мм орудием Б-24, была установлена 45-мм зенитная пушка 21-К, изменена форма надстройки. Корабль получил новую шумопеленгаторную станцию «Марс-16» и ряд другого оборудования. «Народоволец» не успел покинуть Ленинград до начала Великой Отечественной войны. Формально введённая в строй в августе 1941 года, подлодка (командир — капитан-лейтенант Р.В. Линденберг) оставалась небоеспособной и отстаивалась в Ленинграде, личный состав готовился к боевым действиям на суше.

​Д-2 «Народоволец» в осаждённом Ленинграде, зима 1941-1942 годов navalmuseum.ru - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Д-2 «Народоволец» в осаждённом Ленинграде, зима 1941-1942 годов
navalmuseum.ru

Только летом 1942 года Д-2 была подготовлена к ведению боевых действий с учётом тяжелейших условий блокады (например, погружение и всплытие отрабатывались на узком участке Невы, отработка торпедной стрельбы была возможна лишь на тренажёре). 15 сентября 1942 года субмарина перешла в Кронштадт и вечером 23 сентября вышла в первый боевой поход под командованием повышенного до капитана 3-го ранга Р.В. Линденберга. Уже на следующий день «Народоволец» попал в противолодочную сеть (по другим версиям — столкнулся с рыболовными сетями либо такелажем затонувшего судна) к северу от контролируемого финнами острова Гогланд и получил повреждение вертикального руля. За двое суток корабль с большими трудностями преодолел препятствие и был отремонтирован в море. Благодаря самоотверженной работе команды и изрядной доле везения противник так и не смог его обнаружить.

Основные ТТХ подлодки Д-2 «Народоволец» к 1942 году

Водоизмещение надводное/подводное, т

956/1387,6

Длина/ширина/осадка, м

76/6,4/3,81

Энергетическая установка

2 дизельных двигателя (1100 л.с. каждый), два электродвигателя (525 л.с. каждый),

Скорость надводная/подводная, узлов

14/9

Дальность хода надводного/подводного, миль

7500 на 8,4 узлах/132 на 2,4 узлах

Глубина погружения, м

90

Автономность

45 суток на воде, 72 часа под водой

Торпедное вооружение

6 носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 14 торпед

Артиллерийское вооружение

1×102-мм, 1×45-мм

Средства наблюдения и обнаружения

Шумопеленгаторная станция «Марс-16»

Экипаж

53 человека

С 3 октября субмарина Д-2 действовала в западной части Балтийского моря в районе острова Борнхольм. После четырёх неудачных торпедных атак (3,7,8,10 октября) днём 14 октября удача наконец-то улыбнулась Линденбергу — со второй попытки он потопил одной торпедой немецкий транспорт Jacobus Fritzen (4090 т), следовавший с грузом угля из Германии в Швецию. Затем подлодка перешла на линию паромного движения Треллеборг (Швеция) — Зассниц (Германия), где вечером 19 октября атаковала двумя торпедами караван судов, добившись одного попадания в корму немецкого парома Deutschland (2972 т). Судну потребовался четырёхмесячный ремонт, на его борту погибли 25 и получили ранения 27 немецких солдат, следовавших из Норвегии домой. Сопровождавший караван немецкий сторожевой корабль V-1704 атаковал Д-2 серией глубинных бомб, но безрезультатно.

1/2

26 октября «Народоволец» по приказу командования направился домой и прибыл в Кронштадт 7 ноября. Обратный путь оказался трудным и опасным: 29 октября подлодка пережила атаку немецкого тральщика М-3, сбросившего не менее 48 глубинных бомб, 3 ноября — попала на немецкое минное заграждение, 10 ноября при переходе в Ленинград — была активно обстреляна немецкой артиллерией из Петергофа. Корабль завершил первый боевой поход целым и невредимым, проявив не только впечатляющее везение, но и довольно высокую по меркам советского флота эффективность. По итогам похода все члены команды удостоились заслуженных наград, в том числе Линденберг — ордена Красного Знамени. Этот офицер командовал кораблём до самого конца войны, в марте 1944 года став капитаном 2-го ранга и получив ещё ряд орденов.

С учётом обстановки, сложившейся на Балтике, во второй боевой поход субмарина Д-2 вышла из Кронштадта только 1 октября 1944 года. Капитальный ремонт «Народоволец» так и не смог пройти, что существенно ограничило его боеспособность в последующие месяцы. 8 и 26 октября подлодка неудачно атаковала торпедами немецкие суда, причём в последнем случае была сделана заявка на потопление (не подтвердилась). Из-за плохого технического состояния корабль 30 октября вернулся в Турку.

​Неизменный командир Д-2 в годы Великой Отечественной войны Роман Владимирович Линденберг (слева) в центральном посту подлодки Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010 - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Неизменный командир Д-2 в годы Великой Отечественной войны Роман Владимирович Линденберг (слева) в центральном посту подлодки
Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010

12 декабря 1944 года «Народоволец» вышел в третий поход, в котором совершал торпедные атаки 23 и 29 декабря, а также 3 января 1945 года. Ближе всего к успеху советские подводники подошли 29 декабря, когда заявили потопленный транспорт (выпущенная торпеда самопроизвольно взорвалась, не дойдя до цели). 20 апреля 1945 года «Народоволец» отправился в четвёртый и последний боевой поход — увы, вновь безрезультатный. 18 мая подлодка вернулась в Турку, не совершив ни одной торпедной атаки.

До 1956 года субмарина Д-2 оставалась в строю Балтийского флота, после чего была переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. В 70-е годы ветераны подводного флота начали борьбу за музеефикацию корабля, но успехом она завершилась только в 1987 году. «Народоволец» прошёл восстановительный ремонт на Кронштадтском морском и Балтийском заводах, внешний вид и оснащение субмарины вновь стали такими, как в годы Великой Отечественной войны. В 1989 году подлодка была установлена на суше на Васильевском острове в Ленинграде, но только 2 сентября 1994 года официально открылась для посетителей.

Д-2 сегодня

Корабль-памятник Д-2 «Народоволец» является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге и открыт для свободного посещения. Хотя филиал расположен не в самом популярном у туристов месте, достичь его довольно легко — в частности, туда можно доехать троллейбусом или автобусом от станции метро «Приморская».

1/2

Помимо самой подводной лодки для осмотра доступен небольшой одноэтажный павильон, в котором расположено экспозиционное пространство. Постоянная экспозиция посвящена таким темам как история субмарины Д-2 «Народоволец», советский подводный флот в годы Великой Отечественной войны, развитие российского подводного флота в прошлом и настоящем. При общем впечатлении некоторой эклектичности в залах можно увидеть, безусловно, интересные музейные предметы, имеющие высокую ценность — парадный офицерский китель Р.В. Линденберга с боевыми наградами, военно-морские флаги подлодки «Народоволец», образцы морской техники и вооружения (в том числе связанные с известным подводным минным заградителем Л-3).

Разумеется, наибольшую ценность представляет сама по себе подлодка Д-2. Доступ на наружную поверхность корабля и в боевую рубку запрещён. Для осмотра доступны все семь отсеков субмарины (с направлением движения от кормы в нос). На месте двух аккумуляторных ям при музеефикации корабля были оборудованы два маленьких экспозиционных зала с витринами, но в целом интерьер корабля, представленное там оборудование максимально соответствуют его образу в 1941-1945 годах.

1/3

Доступные для осмотра отсеки подлодки Д-2 «Народоволец», в порядке осмотра:

Отсек №7 (кормовой): кормовые 533-мм торпедные аппараты №7 и №8, посты управления электродвигателями ПГ20, гребные валы, койки личного состава и другое.

1/2

Отсек №6: два дизельных двигателя 42Б/БМ6 с постами управления.

​Дизельные двигатели - Подлодка на Васильевском острове | Warspot.ru
Дизельные двигатели

Отсек №5: аккумуляторы, вспомогательные механизмы, койки старшин. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о строительстве и предвоенной службе «Народовольца».

1/2

Отсек №4: центральный пост. Главный командный пункт субмарины, станция погружения и всплытия, пост помощника командира с зенитным перископом. Боевую рубку с постами командира (командирский перископ) и главного рулевого можно лишь осмотреть через открытый люк.

1/3

Отсек №3: кают-компания, жилые помещения офицеров (каюты командира, комиссара, штурмана), камбуз. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о службе подлодки Д-2 «Народоволец» в годы Великой Отечественной войны.

1/4

Отсек №2: радиостанция, рубка гидроакустика с шумопеленгатором «Марс-16», гальюн.

1/2

Отсек №1 (носовой): носовые 533-мм торпедные аппараты (№1-№6), оборудование для погрузки и перезарядки торпед, койки и рундуки личного состава. В экспозиции представлены 533-мм торпеды 53-39 (одна — в разрезе), индивидуальные спасательные комплекты ИСП-60, образцы посуды и столовых приборов, использовавшихся подводниками.

1/2

Д-2 «Народоволец» представляет собой ценный образец музейного корабля, участника Второй мировой войны, сохранившего максимально возможную аутентичность и в полной мере передающего атмосферу военных лет. Подлодка сама по себе является ценным памятником советского кораблестроения, с ней связаны важные исторические события. Это не самый «раскрученный» корабль-памятник в России, но познакомиться с прославленной субмариной стоит каждому любителю морской истории.


Источники и литература:

  1. https://navalmuseum.ru/filials/narodovolec (официальный сайт филиала Центрального военно-морского музея)
  2. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010
  3. Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945 — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2004
  4. Филиал «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» (под ред. Р.Ш. Нехая) — СПб.: ЦВММ, 2019

Алексей Лесин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх