В этот день на их сторону перешли казаки Задунайской Сечи во главе с кошевым атаманом Осипом Михайловичем Гладким. Это было результатом предварительных переговоров, проведенных с Гладким военным губернатором Бабадагской области ген.-м. С. А. Тучковым. Переговоры шли в полном секрете. У Гладкого в Сечи были враги, не доверявшие ему. Он родился в казачьей семье в Полтавской губернии, ушел в Задунайскую Сечь (образовалась после разрушения Запорожской Сечи в 1775 г.) от семьи, сказавшись холостым. Гладкий участвовал в подавлении греческого восстания, а в 1827 г. избран кошевым атаманом всех задунайских казаков и возведен турками в звание двухбунчужного паши. Это звание не избавило его от недоверия турецкого начальства.
С одной стороны, запорожские казаки верно служили туркам и дрались со своими соотечественниками и единоверцами, фактически выступая в качестве наемной стражи султана. В Молдавии и Валахии они сумели оставить по себе кровавую память. Прибыв в устье Дуная, они начали резню некрасовцев-липован. Это были потомки тех, кто бежал с атаманом Игнатом Некрасовым в Турцию с Дона еще при Петре Великом, после того как было подавлено восстание Кондрата Булавина в 1798 г. Некрасовцы находились в то время в походе. Вернувшись, они начали мстить. Турецкие власти с трудом справились с этой внезапной маленькой войной. Затем запорожцев использовали против сербов во время восстаний 1814−1813 годов и 1815−1817 годов и для подавления греческого восстания в Морее (полуостров Пелопоннес) вместе с египтянами в 1826—1827 гг., то есть в самый тяжелый для греков период, когда были взяты Миссолунги и Афины. В Морее карателям не повезло. Там они были разбиты и вернулись назад.
С другой стороны, в Сечи собирались не только отчаянные и беспринципные головорезы. Там всегда были и противники войны с единоверцами. В 1805 и 1806 годах большие группы казаков возвращались в Россию с повинной, не желая воевать ни с сербами, ни с русскими войсками. В 1817 году история опять повторилась перед походом в восставшую против турок Сербию. Из этих перебежчиков на Буге был создан казачий полк. Но самый большой исход состоялся в 1821 г., когда после увещеваний афонского архимандрита Филарета в Россию ушло 800 казаков, не желавших участвовать в походе против греков.
Не удивительно, что накануне войны с Россией турецкие власти забеспокоились относительно возможного поведения запорожцев, и Гладкий лично привел в Силистрию отряд казаков, собрав в него наиболее убежденных своих противников, прежде всего так называемых бурлаков — неженатых и не имевших хозяйства. Это был наиболее буйный элемент, готовый воевать с кем угодно. Общая численность войска была невелика — не более 2000 человек, но перед войной на запорожцев было обращено особое внимание, для того чтобы переселить их в пределы Империи, что и было сделано затем. На следующий день после переправы именно из этих казаков во главе с Гладким, сидевшим у руля, были собраны гребцы, перевозившие императора на правый берег Дуная. Доверие Николая I вызвало верноподданный восторг у вернувшихся в лоно Империи потомков запорожцев. Они клялись в верности за себя и своих товарищей. У этих чувств и такого поведения было и вполне материальное основание.
Соседи-молдаване после начала войны хотели вырезать все селения запорожцев, вместе с женщинами и детьми. На время их остановило вмешательство церкви, что дало возможность семьям бежать на левый берег Дуная, где стояли русские войска. При этом вместе с семейными бежали и холостые казаки, домовитые смогли увести с собой большую часть скота. Император подтвердил обещанное казакам прощение и обещал предоставить им для расселения земли у моря.
Оставшиеся в Сечи казаки были разогнаны турками, сама она была уничтожена. Николай I при встрече заявил вернувшимся: «Бог вас простит, Отчизна прощает, и я прощаю». За переправу Дуная Гладкий был произведен в полковники и награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Казаки были сведены в Усть-Дунайский полк. Первоначально их планировали разместить в районе Анапы, предоставив испрашиваемые права — бесплатную добычу соли из местных соленых озер, снабжение продовольствием до первого урожая, казачье самоуправление и т.п., было отказано только в одном — праве на винокурение и возможность передачи его в аренду. Министр финансов ген.-ад. граф. Е. Ф. Канкрин решительно восстал против предоставления такого права столь «буйным людям».
В конечном итоге во второй половине 1831 г. казаков разместили близ Мариуполя в так называемой Бердянской пустоши. Чтобы избежать проблем с чересполосицей, в новое Азовское казачье войско были приписаны местные государственные крестьяне — в начале 1833 г. на 74.300 десятинах земли разместилось 4.800 душ обоего пола. На одну мужскую душу приходилось около 15 десятин. За 20 лет численность казаков выросла до 9 тыс. чел. Войско просуществовало до 1865 г.
С осени 1861 г., после посещения императором Западного Кавказа, здесь начались активные военные действия. Вместе с ними началось переселение народов. На территориях за Кубанью уже к концу 1861 г. было расселено 1930 человек в 11 новых станицах. В августе 1863 г. сложили оружие абадзехи, а 21 мая 1864 г. — шапсуги и убыхи. Кавказская война закончилась. Уже с 1862 г. началось массовое выселение непокорных племен. На подготовку к выселению давалось 3 недели, иногда 2−3 дня. Это были трагические события. По официальным подсчетам, с 1858 по 1865 год 470.753 человека покинули свои земли, отправляясь морем в Турцию и продавая за бесценок свою скотину перед тем, как погрузиться на корабли. В первый год навигация началась в марте. Скученность на узком берегу устья Туапсе, под открытым небом, дождями и ветром привела к росту болезней и смертности. С 1861 по 1866 год на оставленных территориях было размещено 14.396 семей в 111 новых станицах. Переселенцам выдавалось по 50 рублей на семью, в течение 3 лет они получали ежемесячный продовольственный паек, освобождались на 15 лет от подушной подати и рекрутского набора. Тем не менее освоение земель долгое время шло с трудом. Земля раздавалась также генералам и полковникам (по 1 тыс. десятин), штаб-офицерам (по 400 десятин) и обер-офицерам (по 200 десятин).
С окончанием Кавказской войны началось и переселение казаков-азовцев на Кавказ. С 1862 по 1864 год было переселено 1.065 семейств, с 1862 по 1866 год переселилось около половины семейств, по большей части из числа потомков запорожцев. Азовцы быстро слились с Кубанским казачьим войском. Оставшиеся под Мариуполем были возвращены в крестьянское состояние.
Читайте нас: