Дик Шелдон дерется на мечах с сэром Брекли. Кадр из советского кинофильма 1985 года «Черная стрела». Хороший фильм, но немного странный… Меч и Дик (кстати, он носит его справа!), и другие персонажи фильма носят без ножен, вставляя клинок в кольцо. Нет ножен и у клинколома сэра Брекли, он с обнаженным клинком сидит в кресле даже у себя в замке. Причем известно, что были такие кинжалы. Но ничего неизвестно о мечах… Лучники «Черной стрелы» носят на поясе… монгольские налучья, а луки, как и положено английским стрелкам – в руках. Они в них попросту не влезут. И все эти минусы, как и множество плюсов за историчность в одном и том же фильме. Как такое может быть – уму непостижимо! Ну, что у них на ножны денег не хватило?
«Придя в дом свой, взял нож и,
взяв наложницу свою, разрезал ее
по членам ее на двенадцать частей
и послал во все пределы Израилевы».
(Судьи 19:29)
взяв наложницу свою, разрезал ее
по членам ее на двенадцать частей
и послал во все пределы Израилевы».
(Судьи 19:29)
Музейные собрания рыцарских доспехов и
А вот что было до них?
Чем, скажем так, добивали на поле боя простолюдинов (с них-то что было взять)? А простолюдины-«вооруженные люди» чем добивали рыцарей, брать с которых выкуп им было все равно не по чину? И вот как раз сегодня речь о таком вот оружии и пойдет. А познакомиться с ним нам помогут опять-таки «наши дорогие эффигии» и артефакты из Собрания Уоллеса – лондонского музея, о котором (и доспехах в котором!) мы уже рассказывали, Королевского арсенала и (уже традиционно) музея искусств Метрополитен. Сегодня речь пойдет об имеющихся в их коллекциях кинжалах…
Ну, а начнем мы… с критики. С критики такого солидного источника, как книга Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия». Годами она исправно служила читателю источником информации и вдруг – бах – практически разом устарела. То есть о кинжалах там написано достаточно много – в Санкт-Петербургском издании 1995 года с 218 по 226 страницу. Но ни системы, ни принятой сегодня терминологии мы на них не увидим. Все «свалено в кучу». И выходит, что какого-либо полного впечатления получить от этих страниц практически невозможно. Так что
Теперь можно и собственно о кинжалах. В Библии они не упоминаются, только ножи. На миниатюрах в манускриптах они встречаются тоже далеко не всегда. Вернее, скажем так: в руке кинжал изображен, а вот ножен на поясе от него не видно.
Миниатюра из «Библии Мациевского»: «…жесточайшее сражение, и Авенир с людьми Израильскими был поражен слугами Давида. (Вторая книга Царств 2: 11–17). Например, активное использование кинжалов показано в хорошо известной нам «Библии Мациевского». Там немало весьма натуралистических сцен с их применением, но ножны ни на одном из персонажей не изображены. Ножны мечей – да, есть. Ножен кинжалов мы в миниатюрах этого манускрипта не увидим! (Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)
Теперь давайте обратимся к эффигиям. И… увидим, что у самых ранних из них нет ни малейшего намека на кинжалы!
Пожалуй, первой эффигией, у которой есть кинжал, следует считать германскую, принадлежащую Готфриду фон Каппенбергу, умершему в 1127 году. Однако еффигию свою он получил лишь в 1300 году. Так что одеяние и вооружение она отражает именно этого года, не раньше. И, кстати говоря, кинжал на поясе у него совсем не впечатляющий! Хотя это и позволяет утверждать, что в 1300 году на эффигиях он уже изображался. Музей Ашбах Клостер, Германия
К настоящему времени, в отличие от эпохи Вендалена Бехайма, изучение холодного оружия Средневековья зашло уже так далеко, что мы можем систематизировать образцы кинжалов по типам и характерному времени их применения. Так, считается, что первым типом кинжала, известным еще с начала XIII века, был квилон. Эфес квилона полностью повторял эфес меча, то есть эти кинжалы были, по сути, уменьшенными по размерам мечами. Название, как считают, связано с характерным перекрестием и таким же навершием. Чаще всего этот кинжал можно видеть в миниатюрах «Библии Мациевского», а это время 1230–1240 годов. Но срок службы их был весьма долог!
Но, как бы там ни было, а кинжал следующая эффигия, уже в Англии, получила лишь в 1325 году!
Эффигия Стефена Аларда, ум. 1325 г. Погребен в церкви Винчелси. На ней, правда, трудно разглядеть тип этого оружия (зайти бы с другой стороны!), но, по крайней мере, он есть! Хотя, конечно, его эффигия очень познавательная. На ней хорошо видна и вертикально простеганная поддоспешная одежда (гамбизон), и плетение кольчуги, и складки сюрко…
Вторым стал кинжал базелард, известный с конца XIII века. Считается, что его название связано с городом Базелем в Швейцарии. Кинжалы этого типа имели узнаваемую форму, благодаря своей рукояти: она напоминала букву «Н». Клинок имел ромбовидное сечение с двумя долами.
Базелард конца XIV века. Клинок прямой, обоюдоострой, с плоским ромбовидным поперечным сечением и сужающийся к острию. Рукоять в сечении шестиугольная, имеет H-профиль, половина которого со стороны навершия восстановлена. Рукоять разделена на секции латунными шайбами. Два штифта выступают из верхней части перекрестия, возможно, чтобы закрепить отсутствующую металлическую пластину. На внутренней стороне верхнего и нижнего креста есть пазы для пальцев. Длина – 333 мм; клинка – 226 мм; длина рукояти – 107 мм. Ширина клинка (макс.) – 29 мм. Общий вес – 174 г. Королевский арсенал, Лидс
Эффигия Альбрехта фон Гогенлое, 1338 г. Погребен в церкви св. Иосифа в Шонтале, Германия. Как видите, Альбрех следил за модой – кинжал у него подвешен на цепи!
Реконструкция современного художника (А. Шепса), изображающая рыцаря в традиционном облачении середины XIV века с базелардом на поясе. Правда, этот от моды несколько отстал, или же отличается своеобразным характером, так как цепей на себе не носит, да вдобавок еще и пользуется таким оружием, как боевые гири. Кстати, это одна из фигур, которую надо было бы дать в цикле статей о геральдике, но лучше уж поздно, чем никогда
Пфальцграф Рейнский, ум. в 1340 году. Еще один базерард на цепи. Германия, городской музей Майнца
В коллекции Собрания Уоллеса есть, кстати, и очень длинный базелард больше похожий на меч. Зачем такая длина? А вот зачем: городские магистраты имели обыкновение запрещать горожанам ношение мечей. Но разрешали ношение кинжалов. Таким вот образом горожане пытались обойти закон!
Эффигия Уильяма де Горгеса, 1346 г. Тамертон Фолиот. У него кинжал обломан, но самое интересное – рукоять осталась и позволяет определить, чем он был вооружен…
Начиная с первой трети XIV века в Европе распространяется кинжал балок. И вот им-то и вооружен сэр Уильям де Горгес. Он отличался от всех прочих необычной формы рукоятью и даже не самой рукоятью, а ее перекрестием, из-за которого и получил свое грубоватое название «кинжал с яйцами», хотя в викторианскую эпоху название для него придумали более приличное: «почечный кинжал».
Кинжал баллок с ножнами, ножом и шилом из Собрания Уоллеса. Работа неизвестного мастера из Фландрии или Северной Германии. Изготовлен в 1550 г. Материалы: сталь, клен, сплав серебра и меди. Длина: клинок 26,1 см, ширина: 1,9 см. Вес: 0,25 кг. Клинок однолезвийный, треугольного сечения. Клеймо производителя, инкрустированное медным сплавом с правой стороны. Кинжал образует набор с ножнами, небольшим ножом и шилом. У ножа рукоятка из кленового дерева с выступающей серебряной пуговицей на внешней стороне (несомненно, для предотвращения слишком глубокого входа в ножны), на клинке также нанесено клеймо производителя
Считается, что он был очень популярен и использовался с XIV по XVI век всеми слоями населения. А в Шотландии, где время шло особенно неспешно, сохранялся и в XVI.
Тоже баллок, возможно, английский, ок. 1450–1500 гг. Клинок четырехгранный. Длина: клинок 35,7 см, ширина: 3,8 см. Вес: 0,25 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Считается, что традиционный шотландский дирк (помните, его еще использовал генерал Монк, похищенный Д’Артаньяном ради реставрации короля Карла II в романе «Виконт де Бражелон») произошел именно от баллока, что хорошо видно, если сличить их фотографии.
Шотландский дирк из Королевского арсенала. Ок. 1720–1760 гг. Клинок прямой, однолезвийный, треугольного сечения, вероятно, сделанный из клинка меча, с двойным долом. Рукоять из твердого дерева вырезана грубой резьбой с кельтской лентой и имеет выступы в районе перекрестия с сердечком из медного сплава, нанесенным на обе стороны. Навершие из медного сплава удерживается гайкой, навинченной на хвостовик клинка. Оригинальные ножны из кожи черного цвета, украшенные линиями и завитками, в ножнах не хватает крепления. Общая длина 400 мм, длина клинка 310 мм, вес 231 г. Вес ножен 80 г.
Питер де Грандиссон, ум. 1358 г. Погребен в Герефордском кафедральном соборе. Как видите, за его эффигией следят, периодически реставрируют, так что выглядит она просто замечательно. И у нее мы тоже можем видеть почечный кинжал!
На этом наш сегодняшний рассказ будет закончен. Но сама эта тема, безусловно, будет продолжаться.
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: