Катер X18 после спуска на воду
Индонезийская промышленность завершила строительство головного артиллерийского бронекатера X18 Tank Boat. Изделие спущено на воду и теперь занято в ходовых испытаниях. Реальные перспективы этого проекта-долгостроя до сих пор не определены, но его разработчики полагают, что катер имеет большое будущее.
Затянувшиеся работы
Проект бронекатера-
Впервые о катере X18 рассказали в 2012 г. Тогда раскрыли сам факт существования проекта, а также рассказали о возможности получения высоких технических и боевых характеристик, для чего планировалось внедрить ряд смелых технических решений. В 2015 г. на очередном мероприятии показали макет катера X18 Fire Support Vessel с усиленным комплексом вооружений; также раскрыли основные тактико-технические характеристики.
Проектный облик катера с 105-мм пушкой
Компания-разработчик утверждала, что военно-морские силы Индонезии заинтересовались предлагаемым проектом. Эта информация соответствовала действительности, и в том же 2015 г. появился контракт на строительство первого «катера-танка» для проведения испытаний и последующей оценки. По условиям контракта, головным исполнителем и интегратором по проекту является государственная компания PT Pindad (Persero). Строительство поручалось РТ Lundin Industry Invest, а ряд других компаний привлекли в качестве поставщиков агрегатов.
Строительство опытного X18 стартовало в начале 2016 г. на заводе РТ Lundin Industry Invest в г. Баньюванги. В августе компания-разработчик опубликовала фотографии со строительства. К этому моменту были сформированы обводы корпуса катамаранной схемы, но работы продолжались. В конце года полноразмерный макет катера показали на выставке.
По ряду причин, вероятно, технологического и экономического характера, строительство и оснащение головного катера удалось завершить только сейчас. 28 апреля X18 спустили на воду и уже на следующий день он приступил к ходовым испытаниям. Сроки их выполнения не уточняются. Неизвестными остаются и взгляды потенциального заказчика на новый проект.
Технические особенности
Проект X18 предлагает строительство катера-катамарана длиной 18 м шириной 6,6 м с нормальной осадкой 1 м. Катер имеет баллистическую защиту, может нести артиллерийское и пулеметное вооружение разных типов, а также перевозит десант. Он предназначается для выполнения широкого круга задач на реках и в прибрежной зоне морей.
Катер строится по катамаранной схеме с двумя боковыми корпусами, в которых размещается часть агрегатов, и широким мостом, образующим палубу и полубак достаточного объема. В центральной части катера помещается надстройка, на крыше которой имеется посадочное место для боевого модуля. За модулем или прямо на нем устанавливается мачта с радиоэлектронным оборудованием.
Основные конструкции катера предлагается изготавливать из композитного материала, название и состав которого не уточняются. По утверждению разработчиков, такой корпус в 10 раз легче стального и в 10 раз прочнее. Кроме того, по печальному опыту предыдущих проектов, композит сделали негорючим. При этом точный уровень защиты корпуса не назван. Вероятно, обеспечивается противопульная и противоосколочная защита.
Корпус в процессе строительства, август 2016 г.
Катер оснащен двумя дизельными двигателями MAN мощностью по 1200 л.с., каждый из которых работает на свой водомет. Заявлена максимальная скорость 40 узлов. Топливная система включает баки на 5 тыс.л, что при экономической скорости 10 узлов дает дальность хода 450 миль.
Согласно ранним материалам по проекту, бронекатер должен был нести боевой модуль Cockerill XC-8 105HP производства компании CMI Defence с нарезной пушкой калибра 105 мм и пулеметом нормального калибра. На крыше такой башни дополнительно размещается модуль Lemur RWS 12.7mm с крупнокалиберным пулеметом.
В ходе достройки головной катер проекта получил менее мощное вооружение. На крыше его надстройки установили ДУБМ CMI Cockerill 3030 с автоматической пушкой Bushmaster Mk 44 и пулеметом нормального калибра. Также катер получает два пулемета M2 на открытых турелях с ручным управлением.
Проект предусматривает установку набора радиоэлектронных средств для навигации, связи и т.д. Боевые модули всех типов оснащаются собственными оптико-электронными блоками и управляются с пультов внутри защищенного объема.
Состав экипажа зависит от выбранного вооружения. Модуль Cockerill 3030 управляется одним оператором, благодаря чему экипаж сокращается до четырех человек. Более сложная башня с 105-мм пушкой увеличивает экипаж до шести человек. Также на борту можно разместить десант – 20 бойцов с вооружением и снаряжением. На носу предусмотрен откидной трап.
Перспективы катера
В ближайшее время катеру X18 Tank Boat предстоит пройти весь комплекс испытаний под надзором специалистов флота, и после этого будут сделаны выводы. Если головной образец покажет себя с лучшей стороны и устроит ВМС, появится контракт на серийное производство. Впрочем, потребное количество боевых единиц такого рода остается неизвестным.
Предлагаемый бронекатер имеет ряд положительных особенностей, которые могут заинтересовать заказчика. Катамаранная конструкция корпуса обеспечивает высокие ходовые характеристики и позволяет работать на мелководье, в т.ч. высаживать десант прямо на берег. Противопульная композитная броня защитит от большинства ожидаемых угроз, а артиллерийское и пулеметное вооружение обеспечит поражение различных целей и эффективную поддержку десанта.
Полноразмерный макет катера с крупнокалиберным вооружением
Проект не имеет заведомых минусов, хотя его главная особенность пока вызывает вопросы. Корпус и надстройка выполнены из нового композита, для которого заявлены высокие характеристики прочности и баллистической стойкости. Насколько эта информация соответствует действительности – неизвестно. Вероятно, эти особенности проекта прояснятся в самое ближайшее время, в ходе испытаний.
Таким образом, X18 является многоцелевым бронекатером, способным участвовать в различных мероприятиях и операциях. Подобные боевые единицы могут выполнять патрулирование в поисках правонарушителей, а также перехватывать их или обеспечивать проведение армейских или полицейских операций. В связи с этим сравнение катера с танком имеет некоторый смысл – хотя более правильным будет называть его плавучим бронетранспортером или боевой машиной морской пехоты.
Следует отметить, что ВМС и другие структуры Индонезии заинтересованы в получении катеров X18 или иной техники с подобными возможностями. Ввиду географических особенностей страны, вооруженные силы и силовые структуры нуждаются в различных средствах, позволяющих патрулировать крупные акватории и длинную береговую линию и следить за активностью на тысячах островов. Кроме того, эти плавсредства должны быстро перебрасывать целые подразделения и поддерживать их огнем.
Желание и предложение
Предлагаемый облик «танка-катера» X18 в основном соответствует желаниям и требованиям потенциального заказчика в лице индонезийских ВМС. Несколько лет назад этот факт привел к строительству опытного образца, который теперь проходит испытания и демонстрирует свои возможности.
Явные поводы для пессимизма пока отсутствуют. Компания РТ Lundin Industry Invest и смежники могут рассчитывать на одобрение флота и получение заказа на некоторое количество серийных катеров. И здесь кроются новые риски. Строительство головного катера заняло около пяти лет, и сроки производства достаточно крупной серии оказываются под вопросом.
Таким образом, перед бронекатером X18 открывается широкое будущее с несколькими вариантами развития событий. Пессимистичный сценарий предусматривает провал испытаний и отказ от дальнейших работ. В противном случае катер получит одобрение ВМС и пойдет в серию. И дальнейшие события будут зависеть от финансовых возможностей заказчика и производственного потенциала подрядчика. Они позволят выполнить крупный заказ в минимальные сроки – или растянут строительство немногочисленных катеров на долгие годы.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: