Лента новостей

06:51
Пушков обвинил США в покушении на права Совбеза ООН
06:15
Вашингтон и Пекин делят островной Китай
05:57
Способность воевать на море — необходимость для России!
05:36
Работу по интеграции России и Белоруссии "сняли с паузы"
04:39
После воскресного митинга в Белоруссии задержаны около 200 человек
03:57
Всемирный день борьбы с болезнью Альцгеймера
03:54
Снят запрет на въезд авиатранспортом в Россию для граждан трех стран
03:51
Экс-министр рассказал о "тварях", уничтожающих украинскую нацию
03:48
Психопат без тормозов: как прославиться, когда ни на что не способен
03:18
El Periódico: Мадрид обвинил китайских хакеров в краже данных о вакцине от COVID-19
03:12
Fox News: американских школьников учат сомневаться в ценности семьи
03:00
Кончина судьи Верховного суда подарила Дональду Трампу новый шанс
02:24
Работу по интеграции России и Белоруссии "сняли с паузы"
02:00
Партия Вучич – Трамп: кто кого переиграл?
00:57
Самые смертоносные и дальнобойные ракеты Сирии - Scud по-прежнему в строю
00:45
Рейтинг регионов по динамике потребительского спроса
00:39
Греция продлила ограничения на въезд для россиян
00:36
Власти Китая заявили, что обнаружили COVID-19 на морепродуктах из России
00:33
СМИ сообщили о гибели российской туристки в Турции
00:30
Инспекторы из трех стран Европы выполнят наблюдательный полет над Россией
23:21
Путин напомнил о роли СМИ в деле о сохранении исторической памяти
23:18
США назвали условия продления ДСНВ на короткий срок
22:54
Будет ли Суга, как Абэ, использовать экономические приманки, чтобы завладеть Курилами?
22:15
Людям виднее. День общественной пользы.
22:12
Баранец объяснил, что ожидает британские ВВС у берегов Крыма
22:00
Возобновление авиарейсов с Россией задает "точки роста" в ЕАЭС
21:57
Новый рекорд России выдал страхи США и Британии перед Ту-160
21:30
Россия возобновит авиасообщение с четырьмя государствами
21:27
Московское такси и каршеринг получат более 300 миллионов рублей субсидий
21:24
Выяснилось, как инициативы кабмина РФ помогли россиянам в пандемию
21:18
В Минске задержали доверенное лицо Тихановской на выборах
21:15
Паром с россиянами сел на мель в Финляндии, пострадавших нет
21:12
"Ультимативность подходов". Косачев указал на давление США на РФ по СНВ-3
21:09
Сенатор назвал позицию США по вооружениям "игрой в одни ворота"
20:58
Латвийская экономика не выдержала потери российского транзита
20:48
Копатели Чёрного моря родили "Нептуна"
20:47
Апокалипсис в США: 2020-ый делает контрольный выстрел
20:46
США открывают фронт против России и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе
20:45
Нас было двое, нас кто-то сдал
20:31
Российские «белые лебеди» установили новый рекорд в небе – Ту-160
20:26
Штаты встревожил ответ России на предложение создать союз
20:24
Как оправдывались на суде палачи из гитлеровских концлагерей
19:48
Силовики в Бресте применили перцовый газ во время несогласованного митинга
19:45
Террористы готовят провокацию с химоружием в Идлибе
19:42
Россия будет продавать пшеницу по рекордно высоким ценам
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 


Мировое обозрение » Флот » Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)

Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)



Головной корабль USS Skipjack (SSN-585) во время спуска на воду. На заднем плане, вероятно, другая подлодка этой серии


В пятидесятых годах американское военное кораблестроение отрабатывало оптимальные варианты облика перспективных атомных подлодок. При помощи опытовых и серийных кораблей проверялись различные идеи, находившие затем применение в следующих проектах. Настоящим прорывом с такой точки зрения стал проект Skipjack. В нем были объединены лучшие наработки того времени, и это определило пути развития подводного флота на несколько десятилетий.

Объединяя идеи


Разработка перспективной многоцелевой АПЛ стартовала в первой половине пятидесятых годов. К новому кораблю предъявлялись особые требования. Заказчик хотел максимальные ходовые характеристики в подводном положении, современный комплекс бортового оборудования, возможность несения торпедного вооружения и т.д.

Поиск оптимального облика такой лодки потребовал некоторое время, и в итоге было решено использовать наработки по нескольким существующим проектам, дополнив их новыми идеями. Главными источниками решений становились проекты дизельных лодок Albacore и Barbel: с их помощью построили новый оригинальный прочный корпус.


Компоновка корабля. 1 — антенны ГАК; 2 — торпедный отсек; 3 — центральный пост; 4 — реакторный отсек; 5 — отсек вспомогательных агрегатов ЯЭУ, 5 — машинный отсек

Разработку ядерной энергоустановки с индексом S5W поручили компании Westinghouse. На стадии проработки систем движения возникли споры о необходимом количестве гребных винтов. «Консерваторы» требовали оставить традиционную двухвинтовую схему, тогда как сторонники прогресса предлагали использовать только один винт. В итоге субмарина стала одновальной, что давало ряд преимуществ.

Компоновка внутренних объемов создавалась на основе давно проверенных, недавно внедренных и совершенно новых идей. Это касалось как расположения отсеков, так и размещения отдельных постов, вооружений и т.д. Кроме того, предлагалось отказаться от ряда традиционных систем управления в пользу исполнительных механизмов с дистанционным контролем.

Готовый проект


В соответствии с готовым проектом АПЛ типа «Скипджек» («Полосатый тунец») представляла собой полуторакорпусный корабль длиной 76,7 м, шириной 9,55 м и подводным водоизмещением 3124 т (надводное – 3075 т). Как внешне, так и по характеристикам она должна была отличаться от существующих американских АПЛ и ДЭПЛ.


Высокопоставленные гости на центральном посту USS Skipjack

В проекте Skipjack использовали т.н. альбакоровский корпус – агрегат по типу разработанного для экспериментальной скоростной ДЭПЛ USS Albacore (AGSS-569), построенной в 1953 г. Корпус имел вытянутую каплевидную форму в виде «тела вращения» с минимумом выступающих деталей, что снижало сопротивление воды.

Сверху на корпусе имелось обтекаемое ограждение рубки. Носовые горизонтальные рули перенесли с корпуса на рубку, где они не вызывали вихрей, мешающих гидролокатору. Кроме того, такое расположение позволило увеличить площадь и эффективность рулей. В корме имелись горизонтальные и вертикальные стабилизаторы с рулями и единственный винт.

Внешние обводы лодки определялись преимущественно прочным корпусом. При этом носовой отсек и один из центральных имели уменьшенный диаметр и прикрывались легким корпусом. В пространстве между двумя корпусами находились балластные цистерны.


"Скипджек" в море

Руководствуясь опытом проекта Barbel, решили строить прочный корпус из стали HY-80 с толщиной деталей до 1,5 дюйма (38 мм). Такая конструкция позволяла погружаться на 210 м. Внутренние объемы разделялись переборками на пять отсеков. Первый вмещал торпедное вооружение, второй являлся жилым, в нем же был центральный пост. Сразу за ним располагался реакторный отсек. Кормовая половина корпуса разделялась на отсек вспомогательного оборудования ЯЭУ и машинное отделение.

Реактор S5W с турбозубчатым агрегатом выдавали мощность на валу до 15 тыс. л.с. При помощи одного винта АПЛ могла развивать скорость 33 узла под водой или 15 узлов на поверхности. Несмотря на не самые высокие характеристики ранних корабельных реакторов, практическая дальность плавания была неограниченной.


Вторая церемония закладки АПЛ USS Scamp (SSN-588), январь 1959 г.

Из проекта Barbel также взяли идею единого командного поста. В одном помещении расположили посты управления подлодкой, средствами разведки, вооружением и т.д. Для создания такого командного поста пришлось пересмотреть подходы к организации систем управления. Ранее часть систем управлялась непосредственно из центрального поста, для чего к нему подводились кабели и трубопроводы, – это усложняло конструкцию субмарины. Теперь те же операции осуществлялись исполнительными механизмами с дистанционным управлением.

Вооружение АПЛ Skipjack состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов в носовом отсеке. Аппараты скомпоновали так, чтобы они не мешали крупным антеннам гидроакустического комплекса. Боекомплект состоял из 24 торпед в аппаратах и на стеллажах в торпедном отсеке. Допускалось применение боеприпасов в обычном и ядерном исполнении.


"Скамп" на стадии строительства, июль 1959 г.

Штатный экипаж подлодки включал не менее 85-90 человек, в т. ч. от 8-12 офицеров (по мере службы и модернизации кораблей состав экипажей менялся). Для их размещения предусматривались отдельные каюты и кубрики в жилом отсеке. Автономность составляла несколько месяцев и зависела от запасов продовольствия.

Небольшой серией


Головную многоцелевую АПЛ нового типа, USS Skipjack (SSN-585), заложили 29 мая 1956 г. на заводе General Dynamics Electric Boat. Почти через два года подлодку спустили на воду, а в апреле 1959-го ее официально включили в состав ВМС США. Строительство оставшихся кораблей началось в 1958-59 гг. и осуществлялось параллельно с работами по АПЛ других типов. В ряде случаев это привело к затруднениям и задержкам.

Так, вскоре после закладки лодку USS Scorpion (SSN-589) решили достраивать по другому проекту – как стратегический ракетоносец USS George Washington (SSBN-598). Многоцелевую АПЛ «Скорпион» вскоре заложили вновь, и в 1960 г. она пополнила состав ВМС. Схожие затруднения возникли с подлодкой USS Scamp (SSN-588): задел для нее перевели на строительство АПЛ USS Theodore Roosevelt (SSBN-600). Из-за этого ее удалось заложить позже всех, в 1959 г., и передать заказчику только в 1961-м.


USS Shark (SSN-591) во время спуска, май 1960 г.

Всего силами четырех верфей в 1958-60 гг. было построено шесть субмарин типа «Скипджек» –Skipjack (SSN-585), Scamp (SSN-588), Scorpion (SSN-589), Sculpin (SSN-590), Shark (SSN-591) и Snook (SSN-592). Каждая из них обошлась флоту примерно в 40 млн. долл. (ок. 350 миллионов в нынешних ценах).

Служба и рекорды


В 1958 г. головной корабль новой серии вышел на испытания и вскоре показал все свои преимущества. USS Skipjack назвали самой быстрой подлодкой мира (но точные данные о скорости хода засекретили). В течение нескольких следующих лет ВМС получили еще пять таких АПЛ, что позволяло реализовать достигнутые преимущества.

АПЛ типа «Скипджек» несли службу на обоих побережьях США, а также на заморских базах. Они регулярно отправлялись в походы с целью поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника или для сопровождения авианосных групп. Со второй половины шестидесятых подлодки неоднократно привлекались для работы вблизи вьетнамского ТВД. Там они использовались для прикрытия корабельных групп ВМС США.

Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)
USS Scorpion (SSN-589) в своем последнем боевом походе

В мае 1968 г. лодка USS Scorpion вела патрулирование в Атлантическом океане в районе Азорских островов и искала советские подлодки. В период 20-21 мая корабль не вышел на связь, после чего начались безуспешные поиски. Через две недели лодку и 99 моряков объявили предположительно пропавшими. В октябре океанографическое судно USNS Mizar обнаружило пропавшую подлодку в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине более 3 км.

В ходе изучения затонувшей лодки были выявлены различные повреждения прочного корпуса и других агрегатов. Выдвигались различные версии: от взрыва на борту до атаки вероятного противника. Однако истинные причины катастрофы так и остались неизвестными.


Снимок останков "Скорпиона"

Служба оставшихся пяти «Полосатых тунцов» продолжалась до второй половины восьмидесятых годов, когда они окончательно устарели морально и физически. В 1986 г. из боевого состава ВМС вывели лодку USS Snook, двумя годами позже – головную USS Skipjack. В 1990 г. последовательно отказались от трех оставшихся. С 1994 по 2001 г. все пять кораблей были утилизированы.

Наследие проекта


Многоцелевые атомные подлодки типа «Скипджек» имели ряд характерных отличий от других кораблей своего времени, и это давало серьезные преимущества. После проверки на испытаниях и на практике новые технические решения получили большое распространение. До сих пор подлодки ВМС США сохраняют определенную преемственность с давно списанными субмаринами типа Skipjack.

Главное наследие Skipjack – корпус. Обтекаемые обводы и конструкция из стали HY-80 активно использовались в дальнейшем, в т.ч. в проекте Los Angeles. Рубочные горизонтальные рули, имея важные преимущества перед корпусными, применялись в течение нескольких десятилетий. От них отказались только в современном проекте Los Angeles Improved.


Списанные подлодки в ожидании утилизации на заводе Puget Sound Naval Shipyard, 1996 г. По номерам можно узнать АПЛ USS Shark (591) и USS Snook (592)

Отдельные компоновочные решения, с теми или иными изменениями, до сих пор используются во всех проектах. Единый командный пост давно стал стандартом для подводного флота США. Отдельно следует отметить реактор S5W. Это изделие использовалось на 98 лодках восьми типов в ВМС США и на первой британской АПЛ — HMS Dreadnought. Ни один новый реактор пока не получил такого же распространения.

Таким образом, многоцелевые АПЛ Skipjack занимают особое место в истории американского флота. Они не были самыми многочисленными лодками своего класса и не могли похвастать боевыми заслугами, но их ценность заключалась в другом. С помощью «Скипджеков» отработали целый ряд важнейших решений, определивших дальнейшее развитие атомных подводных сил.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник



Похожие публикации для статьи "Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)"


Напишите ваш комментарий к статье "Сочетая смелость с пользой. Многоцелевые атомные подлодки типа Skipjack (США)"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх