Головной корабль USS Skipjack (SSN-585) во время спуска на воду. На заднем плане, вероятно, другая подлодка этой серии
В пятидесятых годах американское военное кораблестроение отрабатывало оптимальные варианты облика перспективных атомных подлодок. При помощи опытовых и серийных кораблей проверялись различные идеи, находившие затем применение в следующих проектах. Настоящим прорывом с такой точки зрения стал проект Skipjack. В нем были объединены лучшие наработки того времени, и это определило пути развития подводного
Объединяя идеи
Разработка перспективной многоцелевой АПЛ стартовала в первой половине пятидесятых годов. К новому кораблю предъявлялись особые требования. Заказчик хотел максимальные ходовые характеристики в подводном положении, современный комплекс бортового оборудования, возможность несения торпедного вооружения и т.д.
Поиск оптимального облика такой лодки потребовал некоторое время, и в итоге было решено использовать наработки по нескольким существующим проектам, дополнив их новыми идеями. Главными источниками решений становились проекты дизельных лодок Albacore и Barbel: с их помощью построили новый оригинальный прочный корпус.
Компоновка корабля. 1 — антенны ГАК; 2 — торпедный отсек; 3 — центральный пост; 4 — реакторный отсек; 5 — отсек вспомогательных агрегатов ЯЭУ, 5 — машинный отсек
Разработку ядерной энергоустановки с индексом S5W поручили компании Westinghouse. На стадии проработки систем движения возникли споры о необходимом количестве гребных винтов. «Консерваторы» требовали оставить традиционную двухвинтовую схему, тогда как сторонники прогресса предлагали использовать только один винт. В итоге субмарина стала одновальной, что давало ряд преимуществ.
Компоновка внутренних объемов создавалась на основе давно проверенных, недавно внедренных и совершенно новых идей. Это касалось как расположения отсеков, так и размещения отдельных постов, вооружений и т.д. Кроме того, предлагалось отказаться от ряда традиционных систем управления в пользу исполнительных механизмов с дистанционным контролем.
Готовый проект
В соответствии с готовым проектом АПЛ типа «Скипджек» («Полосатый тунец») представляла собой полуторакорпусный корабль длиной 76,7 м, шириной 9,55 м и подводным водоизмещением 3124 т (надводное – 3075 т). Как внешне, так и по характеристикам она должна была отличаться от существующих американских АПЛ и ДЭПЛ.
В проекте Skipjack использовали т.н. альбакоровский корпус – агрегат по типу разработанного для экспериментальной скоростной ДЭПЛ USS Albacore (AGSS-569), построенной в 1953 г. Корпус имел вытянутую каплевидную форму в виде «тела вращения» с минимумом выступающих деталей, что снижало сопротивление воды.
Сверху на корпусе имелось обтекаемое ограждение рубки. Носовые горизонтальные рули перенесли с корпуса на рубку, где они не вызывали вихрей, мешающих гидролокатору. Кроме того, такое расположение позволило увеличить площадь и эффективность рулей. В корме имелись горизонтальные и вертикальные стабилизаторы с рулями и единственный винт.
Внешние обводы лодки определялись преимущественно прочным корпусом. При этом носовой отсек и один из центральных имели уменьшенный диаметр и прикрывались легким корпусом. В пространстве между двумя корпусами находились балластные цистерны.
Руководствуясь опытом проекта Barbel, решили строить прочный корпус из стали HY-80 с толщиной деталей до 1,5 дюйма (38 мм). Такая конструкция позволяла погружаться на 210 м. Внутренние объемы разделялись переборками на пять отсеков. Первый вмещал торпедное вооружение, второй являлся жилым, в нем же был центральный пост. Сразу за ним располагался реакторный отсек. Кормовая половина корпуса разделялась на отсек вспомогательного оборудования ЯЭУ и машинное отделение.
Реактор S5W с турбозубчатым агрегатом выдавали мощность на валу до 15 тыс. л.с. При помощи одного винта АПЛ могла развивать скорость 33 узла под водой или 15 узлов на поверхности. Несмотря на не самые высокие характеристики ранних корабельных реакторов, практическая дальность плавания была неограниченной.
Из проекта Barbel также взяли идею единого командного поста. В одном помещении расположили посты управления подлодкой, средствами разведки, вооружением и т.д. Для создания такого командного поста пришлось пересмотреть подходы к организации систем управления. Ранее часть систем управлялась непосредственно из центрального поста, для чего к нему подводились кабели и трубопроводы, – это усложняло конструкцию субмарины. Теперь те же операции осуществлялись исполнительными механизмами с дистанционным управлением.
Вооружение АПЛ Skipjack состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов в носовом отсеке. Аппараты скомпоновали так, чтобы они не мешали крупным антеннам гидроакустического комплекса. Боекомплект состоял из 24 торпед в аппаратах и на стеллажах в торпедном отсеке. Допускалось применение боеприпасов в обычном и ядерном исполнении.
Штатный экипаж подлодки включал не менее 85-90 человек, в т. ч. от 8-12 офицеров (по мере службы и модернизации кораблей состав экипажей менялся). Для их размещения предусматривались отдельные каюты и кубрики в жилом отсеке. Автономность составляла несколько месяцев и зависела от запасов продовольствия.
Небольшой серией
Головную многоцелевую АПЛ нового типа, USS Skipjack (SSN-585), заложили 29 мая 1956 г. на заводе General Dynamics Electric Boat. Почти через два года подлодку спустили на воду, а в апреле 1959-го ее официально включили в состав ВМС США. Строительство оставшихся кораблей началось в 1958-59 гг. и осуществлялось параллельно с работами по АПЛ других типов. В ряде случаев это привело к затруднениям и задержкам.
Так, вскоре после закладки лодку USS Scorpion (SSN-589) решили достраивать по другому проекту – как стратегический ракетоносец USS George Washington (SSBN-598). Многоцелевую АПЛ «Скорпион» вскоре заложили вновь, и в 1960 г. она пополнила состав ВМС. Схожие затруднения возникли с подлодкой USS Scamp (SSN-588): задел для нее перевели на строительство АПЛ USS Theodore Roosevelt (SSBN-600). Из-за этого ее удалось заложить позже всех, в 1959 г., и передать заказчику только в 1961-м.
Всего силами четырех верфей в 1958-60 гг. было построено шесть субмарин типа «Скипджек» –Skipjack (SSN-585), Scamp (SSN-588), Scorpion (SSN-589), Sculpin (SSN-590), Shark (SSN-591) и Snook (SSN-592). Каждая из них обошлась флоту примерно в 40 млн. долл. (ок. 350 миллионов в нынешних ценах).
Служба и рекорды
В 1958 г. головной корабль новой серии вышел на испытания и вскоре показал все свои преимущества. USS Skipjack назвали самой быстрой подлодкой мира (но точные данные о скорости хода засекретили). В течение нескольких следующих лет ВМС получили еще пять таких АПЛ, что позволяло реализовать достигнутые преимущества.
АПЛ типа «Скипджек» несли службу на обоих побережьях США, а также на заморских базах. Они регулярно отправлялись в походы с целью поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника или для сопровождения авианосных групп. Со второй половины шестидесятых подлодки неоднократно привлекались для работы вблизи вьетнамского ТВД. Там они использовались для прикрытия корабельных групп ВМС США.
USS Scorpion (SSN-589) в своем последнем боевом походе
В мае 1968 г. лодка USS Scorpion вела патрулирование в Атлантическом океане в районе Азорских островов и искала советские подлодки. В период 20-21 мая корабль не вышел на связь, после чего начались безуспешные поиски. Через две недели лодку и 99 моряков объявили предположительно пропавшими. В октябре океанографическое судно USNS Mizar обнаружило пропавшую подлодку в 740 км к юго-западу от Азорских островов на глубине более 3 км.
В ходе изучения затонувшей лодки были выявлены различные повреждения прочного корпуса и других агрегатов. Выдвигались различные версии: от взрыва на борту до атаки вероятного противника. Однако истинные причины катастрофы так и остались неизвестными.
Снимок останков "Скорпиона"
Служба оставшихся пяти «Полосатых тунцов» продолжалась до второй половины восьмидесятых годов, когда они окончательно устарели морально и физически. В 1986 г. из боевого состава ВМС вывели лодку USS Snook, двумя годами позже – головную USS Skipjack. В 1990 г. последовательно отказались от трех оставшихся. С 1994 по 2001 г. все пять кораблей были утилизированы.
Наследие проекта
Многоцелевые атомные подлодки типа «Скипджек» имели ряд характерных отличий от других кораблей своего времени, и это давало серьезные преимущества. После проверки на испытаниях и на практике новые технические решения получили большое распространение. До сих пор подлодки ВМС США сохраняют определенную преемственность с давно списанными субмаринами типа Skipjack.
Главное наследие Skipjack – корпус. Обтекаемые обводы и конструкция из стали HY-80 активно использовались в дальнейшем, в т.ч. в проекте Los Angeles. Рубочные горизонтальные рули, имея важные преимущества перед корпусными, применялись в течение нескольких десятилетий. От них отказались только в современном проекте Los Angeles Improved.
Списанные подлодки в ожидании утилизации на заводе Puget Sound Naval Shipyard, 1996 г. По номерам можно узнать АПЛ USS Shark (591) и USS Snook (592)
Отдельные компоновочные решения, с теми или иными изменениями, до сих пор используются во всех проектах. Единый командный пост давно стал стандартом для подводного флота США. Отдельно следует отметить реактор S5W. Это изделие использовалось на 98 лодках восьми типов в ВМС США и на первой британской АПЛ — HMS Dreadnought. Ни один новый реактор пока не получил такого же распространения.
Таким образом, многоцелевые АПЛ Skipjack занимают особое место в
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: