Создание самолёта пятого поколения «Як-201» с возможностью вертикального взлёта и посадки началось в России в середине 1990-х годов. Он был продолжением истребителей «Як-141» и «Як-43», и должен был прийти на смену устаревшему «Як-38».
Самолёт выполнялся по схеме «утка» (имел горизонтальное оперение перед крылом), а также оборудовался двумя килями. Он разрабатывался с активным использованием «стелс-технологий». Истребитель по проекту обладал длиной в 19 м, наибольшим размахом крыльев около 12 м и высотой в 4 метра. Аппарат планировалось оснастить силовой установкой с изменяемым направлением тяги.
Одноместный самолёт должен был быть способен к полёту на расстояния до 2100 километров при скорости до 1800 км/ч; высота полёта может доходить до 15 километров. Кроме вертикального взлёта, он имел возможность 120-метрового разбега — в этом случае его грузоподъёмность увеличивалась на 4 тонны.
Он имел 4 внутренних узла для вооружения, на которых могли размещаться управляемые ракеты для воздушных и наземных целей, а также бомбы общей массой до 3 тонн. Так, в бомбовом отсеке могли размещаться ракеты «Р-77», «Р-25» и «Р-73» класса «воздух-воздух» большей, средней и малой дальности соответственно, и ракеты «Х-31А» и «Х-35» класса «воздух-земля». Также на «Як-201» планировалось устанавливать авиапушку «ГШ-30-1» калибра 30 мм.
Но самолёт так и не вышел из стадии проектирования — в 1997 году проект был отклонен Министерством обороны из-за недостатка финансирования, и все работы над ним прекратились.
Читайте нас: