Возможно, история про субмарину и американскую авианосную ударную группу вымышлена. Но, меня не покидает стойкое ощущение, что она, все-таки, правдива. Ну, может, чуть-чуть приукрашена.
Она была чертовски быстра. Мыслимо ли, максимальная скорость в подводном положении - 44 узла.
Да, за скорость приходилось платить высоким уровнем шума, повреждениями оборудования и корпуса, в последствии...
Зато, когда "Золотая рыбка" выходила в море, ей не было равных в охоте на корабли вероятного противника. Эх, 80 км/ч под водой для субмарины - это не шутки. Это рекорд, который до сих пор, в своем классе, никто не побил.
К-162 (К-222 - переименована позже) проекта 661 "Анчар", прозванная "Золотой рыбкой", по праву считается самой быстрой подлодкой всех времен и народов.
Для сравнения. У современного "Борея" скорость в подводном положении 28 узлов. У "Ясеня" с "Казанью" - 31 узел...
И вот в один из прохладных октябрьских дней 1971 года, когда К-162 едва-едва сошла со стапелей да прошла ходовые испытания, командир "Золотой рыбки" получает приказ выйти в море. Курс - в Атлантику, к берегам США.
Авианосные ударные группировки США любят бороздить просторы Северной Атлантики. Потому встреча советской субмарины и американских кораблей практически неотвратима.
Легкий шторм не позволил гидроакустикам США обнаружить титановую "Золотую рыбку" раньше чем она обнаружила АУГ. Но, когда советскую подлодку засекли, у американцев началась паника. Просто им показалось, что на них вышла далеко не одна субмарина.
На авианосце"Saratoga", по мере маневров К-162, паника лишь нарастала.
— Пеленг сто пятнадцать, дистанция шестьдесят три...
— Контакт потерян!
— Обнаружена вторая субмарина! Пеленг сто сорок пять, дистанция пятьдесят два...
— Контакт потерян!
— Вот черт! Третья подлодка! Пеленг пятьдесят, дистанция сорок...
— Всем кораблям АУГ! Полный ход!
— Фрегату "Knox"! Пеленг на шум и полный ход!
Неповоротливый противолодочный корабль, у которого максимальная скорость всего 25-27 узлов в час, выполняет приказ, в то время как АУГ пытается оторваться от "волчьей стаи" советских субмарин. Но, "Knox " идет слишком медленно. Куда ему угнаться за К-162.
"Золотая рыбка" играючи, на 38 узлах делает циркуляцию и вот она уже с другой стороны от могучего американского авианосца. Фрегат "Knox" остался не у дел.
— Субмарина по левому борту! — предупреждает командира авианосца "Saratoga" гидроакустик...
Несколько часов длится незримое противостояние советской подлодки и АУГ США. Оторваться американским кораблям никак не получается. "Золотая рыбка" будто издевается над скоростными качествами вероятного противника, оказываясь то с левого борта "Саратоги", то с правого.
Под конец АУГ прекратила всяческие попытки оторваться от К-162. Советская подлодка еще какое-то время сопровождала американские корабли, потом ушла.
Даже не смотря на высокую шумность, догонять ее никто не стал. Ведь, американцы так и не поняли, что их преследовала всего одна субмарина.
Говорят, после этого в Пентагоне шли бурные дискуссии о данном инциденте. Говорят, что после анализа ситуации американцы поняли что была всего одна советская подлодка. Ну, по крайней мере, о подобном пишут в
А еще, спустя 30 лет, один адмирал США, Р. Карс, напишет статью посвященную "Золотой рыбке", где назовет ее ни много ни мало, "убийцей авианосцев".
К сожалению эта подлодка проекта 661 окажется первой и единственной в своем роде. Высокая шумность и дороговизна, большой износ деталей при больших скоростях, вынудят Советский Союз отказаться от нее. Все-таки малозаметность и малошумность, для подводных кораблей, гораздо важнее скорости.
Читайте нас: