Лента новостей

17:53
Американская разведка: Китай «уже стал мировым лидером» в разработке и использовании ключевых военных технологий
17:47
Советник Порошенко льет бальзам на души великороссов
17:44
За что будут бить Зеленского
17:41
Они догадались: Украина может потерять «газовый русский транзит»
17:39
Минфин России спасает Венесуэлу от Трампа
17:38
Шпрот, да не тот. Почему исчезли легендарные бренды Прибалтики
17:36
Украинские военные соскучились по «котлам» и собираются «зачистить» Донбасс
17:35
Кому выгодна сдача Курил
17:33
«Тигра» в лоб: советская суперпушка, которая не пошла в войска
17:31
Корабли США перекроют Северный морской путь. При определённых условиях
17:05
Почему на вывесках в российских городах чёрт язык сломает?
13:52
Лживая интернет-газета «Знак» поддерживает террористов
13:50
Исповедь экономического убийцы
11:47
Новые мысли в новом году, или кто они на самом деле - «друзья» Грузии
10:58
Госслужащим США, оставшимся без зарплаты, приготовили «подарки»
08:57
Корейцы потребовали от Токио переименовать Японское море
08:56
ВЦИОМ сообщает о падении уровня доверия президенту России
08:55
Турция и Россия возобновляют советскую космическую и спутниковую программы?
08:54
Россия просит Израиль не наносить ударов по аэропорту Дамаска
08:45
Теракт в Боготе: более 20 погибших
08:44
Что нужнее России: флот или армия?
08:42
"Незаконная стратегия". Оппозиция против Трампа
08:39
Настолько ли был плох Т-34, как это показывают?
08:37
Как петлюровцы привели Малороссию к полной катастрофе
08:34
Боевой путь прадеда. Герой Советского Союза Василий Иванович Кашенков
08:21
А вот это уже серьёзно: Самая опасная авантюра США на Украине
08:20
Киев в ярости: ДНР работает на опережение, сорвана крупная операция
08:20
Разведка Франции: США лгали про российское вторжение на Украину
08:18
Белоруссия против России
08:17
FP: обычное вооружение России опаснее ее ядерного оружия
08:16
«Нафтогаз» потребовал от России вернуть транзит газа через Украину
08:14
Порошенко назвал «москалем-провокатором» жителя Черкасс, а на вопрос о коррупции ответил "Слава Украине"
08:12
Теория заговора Facebook: сводки с полей информационной войны
06:07
Россия проконтролирует выборы украинского президента
01:55
Десятки тысяч сербов, приветствующие Владимира Путина, вызвали панику в Британии
21:20
Facebook: цензура как фирменный стиль сети
20:29
Латвийский военачальник рассказал, что НАТО в Европе не сможет противостоять России
19:57
США пытаются стравить Россию и Турцию
19:38
«Новая газета» отрабатывает новый британский заказ
19:32
«Амфетаминовые сказки»: наркоманы в рядах Навального и Ходорковского
19:16
«Дождь» охраняет покой феминисток
19:03
В Белоруссии выпустили книгу о древней истории
19:02
Россия вышла на пятое место в мировом рейтинге по запасу золота
19:01
Произошёл взрыв на участке магистрального газопровода в Ленобласти
18:59
Лукашенко ответил на упрёки в "заправке украинских танков"
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 


» » Ту-22М3М: Вторая молодость убийцы авианосцев

Ту-22М3М: Вторая молодость убийцы авианосцев

Русский «Бэкфайер» с новыми ракетами будет держать в страхе ВМС США

На фото: бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М

Владимир Тучков

The National Interest опубликовал статью о том, что ВМС США совершенно напрасно недооценивают «древний» российский бомбардировщик Ту-22М3, который в НАТО называют «Бэкфайером». При этом ошибочно указывает его возраст — почти пятьдесят лет.

В действительности работа над этим самолетом, начавшаяся еще в 60-е годы, шла «скачкообразно». Ни Ту-22М, ни Ту-22М1, существенно отличавшиеся друг от друга, на вооружение не принимались и в серию не пошли. В конце 70-х годов появился абсолютно новый самолет Ту-22М2 с изменяемой геометрией крыла, что позволило при взлете поднимать в воздух повышенную ракетно-бомбовую нагрузку, а на высоте развивать серьезную для тяжелого бомбардировщика сверхзвуковую скорость. О кардинальности пересмотра концепции самолета свидетельствует, например, перенос двигателей из-под крыла в хвостовую часть фюзеляжа.

Следующая модернизация была не менее радикальной. В результате Ту-22М3, эксплуатирующийся сейчас в Дальней авиации РФ, был принят на вооружение в 1989 году. Хоть к тому моменту 6 лет выпускался серийно. Но в процессе серийного выпуска постоянно происходила доработка конструкции, бортового оборудования и вооружения. Так что в действительности «древнему» бомбардировщику сейчас около тридцати лет.

В начале 90-х годов Ту-22М3 был грозной машиной со сверхзвуковой скоростью, равной 2300 км/ч. На задание он мог брать 24 тонны полезной нагрузки. Главной ударной силой были аэробаллистическая ракета Х-15 и крылатая Х-22.

Х-15 имела дальность в 300 км. Поднявшись по баллистической траектории на высоту в 40 км, ракета пикировала на цель со скоростью 5 М. Существовали два типа боевых частей — ядерная мощностью в 300 кт и фугасная массой 150 кг. Бомбардировщик брал 6 ракет в фюзеляж и 2 крепились на внешней подвеске.

Х-22 называли убийцей авианосцев благодаря тому, что ее БЧ весила почти тонну. В ядерном оснащении мощность равнялась 1 Мт. При дальности в 600 км ракета поднималась на высоту в 25 км и на финальном отрезке траектории развивала скорость до 4,5 М. Ту-22М3 был способен брать две этих ракеты на внешнюю подвеску. Исходя из такого боевого оснащения ракетоносца, его первые экземпляры из заводских цехов направляли в морскую авиацию.

США очень серьезно относились к тандему Ту-22М3 — Х-22. К тому же, имея возможность дозаправляться в воздухе, ракетоносец мог наносить удары по авианесущим группам почти в любой точке мирового океана. Поэтому в конце 80-х-начале 90-х США настояли на том, чтобы «Бэкфайеру» подрезали крылья. То есть, срезав топливозаправочные штанги, резко уменьшили дальность полетов.

В результате в России на бомбардировщик, смело можно сказать, плюнули. Как в то время плевали на всю обороноспособность страны. Было прекращено производство ракет Х-15. А через некоторое время, в 2000 году, когда истек срок годности смесевого топлива ракеты, ее сняли с вооружения. Вскоре выяснилось, что и Х-22 уже малопригодна для использования в современных условиях. При нынешнем уровне развития аппаратуры радиоэлектронной борьбы ракета имела слишком низкий уровень помехоустойчивости.

В результате грозный стратегический ракетоносец, по сути, превратился в фронтовой бомбардировщик, в который перед вылетом загружают авиабомбы — как свободнопадающие, так и корректируемые.

Вторая молодость самолета наметилась, когда параллельно с разработкой ракеты Х-32, предназначенной на замену Х-22, начались мероприятия по глубокой модернизации ракетоносца. Теперь Ту-22М3М — это уже другой самолет. В нем заменена практически вся авионика на современную. Что существенно повысило эффективность применения высокоточного оружия, обороноспособность и живучесть, навигационные качества, защищенность и надежность каналов связи. И при этом в систему управления вооружением «прописали» Х-32.

В результате самолету вернули «титул» убийцы авианосцев.

Х-32 помимо существенного повышения помехоустойчивости ГСН приобрела и другие ценные качества, которые вновь удручают американцев. И не только журналистов NI, но и адмиралов. Дальность ракеты возросла с 600 км до 1000 км, а максимальная скорость достигла 5 М. Это означает, что ракетоносцу теперь нет необходимости входить в зону ПВО авианосной ударной группировки (АУГ), которая имеет радиус в 700 км.

После запуска ракета Х-32 совершает горизонтальный маневрирующий полет на высоте 40 км, что делает ее недосягаемой на этом этапе для корабельной системы ПРО «Иджис». Поскольку максимальная высота, на которой противоракета SM-6 ERAM слушается аэродинамических рулей, — 33 км. К тому же она способна перехватывать цели, скорость которых не превышает 800 м/с, а у Х-32 скорость равна 1500 м/с.

Американская система ПРО использует и еще одну противоракету — Standard SM-3, которая способна перехватывать не только баллистические ракеты, но даже и спутники, находящиеся на высотах до 500 км. Но она поражает лишь те цели, траектория которых предсказуема — как у спутников и баллистических ракет предыдущих поколений. Но Х-32 постоянно маневрирует, что делает ее недоступной и для этой противоракеты.

На финальном участке траектории Х-32 захватывает крупную цель, каковыми являются авианосцы или крейсера, с помощью головки самонаведения за 200−300 км. А затем атакует практически отвесно с высоты в 40 км. Для того чтобы перехватить ее на этом участке у системы «Иджис» не хватит времени, поскольку Х-32 и противоракета SM-6 после ее старта сблизятся через 4−5 секунд.

Разумеется, это относится к дуэли ракеты и противоракеты, то есть когда «один на один». Но система «Иджис» способны выпустить в случае атаки несколько ракет, что увеличивает шансы перехвата. Однако и атака на АУГ будет осуществляться несколькими ракетоносцами.

В одной из публикаций доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук капитан первого ранга Константин Сивков приводит расчетные данные для различных сюжетов отражения атак на АУГ. При самых благоприятных для обороняющихся условиях, когда целеуказание противоракете выдает запускающий ее корабль, одна SM-6 может перехватить Х-32 с вероятностью 0,05−0,08. Если же целеуказание поступает от другого корабля или самолета АВАКС, то вероятность снижается до 0,01−0,02. При наведении со спутника результат еще хуже.

Получается, что для перехвата одной ракеты при самом благоприятном раскладе потребуется не менее 12 противоракет. Два крейсера УРО способны выпустить 40 противоракет. То есть они смогут перехватить три ракеты Х-32. Столько переносит один ракетоносец Ту-22М3М — две ракеты под крыльями и одну под фюзеляжем. Однако понятно, что на столь ответственное задание как уничтожение АУГ посылаются несколько ракетоносцев. Вот их залп непременно достигнет цели, на которые они будут наведены. Так что Х-32 на законном основании можно считать убийцей авианосцев.

В результате глубокой модернизации бомбардировщик должен получить еще одну ракету, которая предназначена для нанесения ударов по наземным целям. Это также глубокая модернизация дозвуковой крылатой ракеты Х-101, которую выполняет КБ «Радуга». Х-101 имеет дальность в 5500 км. Используется в стратегических авианосцах Ту-95МС и Ту-160. Но из-за больших габаритов ее нельзя разместить в фюзеляже Ту-22М3. Размеры новой ракеты, которая называется Х-50, сокращены до 6 метров. Масса — около 1600 кг. Ожидаемая дальность порядка 2000−3000 км. Внутри фюзеляжа в револьверной пусковой установке размещаются 6 ракет. И еще две на внешней подвеске.

На маршевом участке полет происходит под управлением инерциальной системы с коррекцией по сигналам GPS/ГЛОНАСС. На конечном участке работает электронно-оптическая ГСН, ведущую ракету по карте профиля поверхности, благодаря чему круговое вероятное отклонение от цели составляет 3−5 метров.

Все эти мероприятия способствуют тому, что Ту-22М3М вернется в строй стратегической авиации. И это как нельзя кстати, поскольку в ВВС сейчас эксплуатируются более шестидесяти самолетов. Предполагается, что большая часть будет модернизироваться до уровня Ту-22М3М. И это будет большим подспорьем для наших главных «стратегов» — Ту-95МС и Ту-160.

Однако должна появиться еще одна модификация, которая будет пугать уже не только американских моряков, но и представителей всех родов войск. Этот самолет в обозримом будущем должен стать носителем гиперзвуковой ракеты «Кинжал», развивающей скорость 10 М. В настоящее время «Кинжалом» оснащены десять истребителей-перехватчиков МиГ-31К.







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Ту-22М3М: Вторая молодость убийцы авианосцев"


Напишите ваш комментарий к статье "Ту-22М3М: Вторая молодость убийцы авианосцев"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх