После того как в понедельник стало известно, что киевские власти запретили поставлять двигатели Д-436 для российских самолетов, отечественным инженерам пришлось срочно искать замену.
По данным РИА «Новости», в Таганроге, где производят амфибии Бе-200, альтернативный вариант Д-436 уже предложили. Это хорошо знакомые SaM146 российско-французского производства, которые стоят на самолетах «Сухой Суперджет 100». Но дело в том, что быстро оборудовать ими самолеты не получится, так как раньше Бе-200 на них не летал. Да и американцы постоянно ставят палки в колеса своими санкциями, в том числе французским предприятиям, которые производят комплектующие для SaM146.
По словам начальника бюро технической и аналитической информации ТАНТК имени Бериева Андрея Сальникова, предприятие действительно ведет ремоторизацию с украинских двигателей Д-436 на SaM146. Работа идет давно, и проблем с двигателями якобы нет. Более того, заказчик сам решает, какие турбины поставить на самолет. Похожим образом обстоят дела с российским среднемагистральным лайнером МС-21. Сейчас на нем стоят американские Pratt & Whitney, но в перспективе самолет оборудуют российским ПД-14. А с Бе-200 вышло практически наоборот. С почти родного Д-436 придется перейти фактически на иностранный SaM146.
Неизбежно возникнут издержки. Российско-французский двигатель в два раза дороже украинского, и стоимость самолета резко возрастет. Есть и другая проблема: как известно, SaM146 производится на НПО «Сатурн» совместно с французской компанией Snecma. А Госдеп США запретил американским компаниям поставлять Snecma и Thales детали, которые они используют для создания систем для «Сухого Суперджета 100». Теперь под удар, похоже, попадет и Бе-200.
В АХК «Сухой» к такому варианту готовились – в этом году для «суперджетов» предназначены новые PW1700GP. Но пока они так и не поступили. Ограничения только вступают в силу, и теоретически поставки могут сорваться.
А с Бе-200 ситуация еще сложнее. Как уже было сказано выше, на SaM146 он не летал. В качестве альтернативы Д-436, который выпускает «Мотор-Сич», рассматривался британский «Роллс-Ройс». Но это бы потребовало провести заново 70% работ по сертификации, и данный проект было решено свернуть.
«Подвис» в воздухе и Ан-148, один из которых недавно разбился под Москвой. На нем также стоят украинские Д-436, и теперь их тоже придется чем-то заменять. Еще в августе прошлого года на воронежском заводе, где производятся лайнеры, заявили о планах приостановить производство «сто сорок восьмого» из-за отсутствия заказов.
Решение было непосредственно связано с украинским запретом на экспорт товаров двойного назначения. Самолет стал очень дорогим, закупать комплектующие пришлось через третьи страны.
Тем не менее в этом году завод планировал передать Минобороны РФ два Ан-148. Какой будет судьба самолета в будущем, теперь неизвестно, так как запрет на поставки двигателей из Украины может просто похоронить авиалайнер.
Александр ИЛЬИН
Читайте нас: