Лента новостей

20:20
Лукашенко пошел по украинскому пути
20:19
Киев готовится признать народные республики Донбасса
20:17
Сирийские террористы поторапливают Россию зачистить Идлиб
20:15
Теория Доренко о России: "Здесь нет общества. Это феодальная страна"
20:12
России не страшен 6-ой флот ВМФ США, особенно в Черном море
20:08
США пошли на резкое нарушение ДРСМД
20:06
К чему приведет отказ России от торговли нефтью за доллары
20:04
Российские комплексы РЭБ взорвали управляемые снаряды в полете
20:02
Состоится ли объединение Беларуси и Польши?
19:59
Во Львове что-то знают: Столица Галичины готовится к союзу с Россией
19:57
Темнокожий омич о жизни в Сибири
19:55
В Армении проходят протесты против освобождения экс-президента Кочаряна
19:53
Почему рост экономики опасен для Украины?
19:52
Добрая воля в отношении Киева не работает: Коротченко призвал «топить украинских пиратов»
19:50
Фарион: Все беды в Украине из-за русского языка
19:47
Конфликт Вашингтона с Тегераном угрожает мировой экономике
19:45
Россия может представить доказательства, что "Сармат" не попадает под СНВ-3
18:49
Военные аналитики США опасаются российского оружия будущего
15:40
В США растёт всё: и военный бюджет и уровень нищеты
15:36
The Washington Post, США. Новейшие антироссийские санкции США ударили по экономическому нерву
15:34
Bloomberg, США. Путинское перераспределение финансов направлено на запуск заглохшего мотора российской экономики
15:34
Феникс, Китай. Путин собирается инвестировать в китайский рынок газа 225 миллиардов! Неужели для США игра не стоит свеч?
15:33
Военных судят за ненужную космосъемку Арктики за 70 млн рублей
15:33
Последний день «дешевых» авиабилетов
15:32
Как Россия планирует привлечь на свою сторону Турцию (The National Interest, США)
15:31
Слиишкоом быыстрааяя: эстонские военные рассказали, почему не смогли отследить ракету
15:28
Вернуться ли российские военные на базу в Центральном Вьетнаме
15:02
Европейские фобии крымчан не волнуют
14:39
Состоится ли объединение Беларуси и Польши?
14:34
Великобритания лишь ведет разговоры на сирийскую тему, Россия Сирии помогает
12:40
Операция «Стокгольмский арбитраж» или другие приключения Коболева
09:19
Источник иссяк: Россия больше не даст кредитов и хочет ограничить поставки нефти в Беларусь
09:17
На Украине предрекли "колоссальный ущерб" от прекращения торговли с Россией
09:16
Захват танкера «Механик Погодин»: Уроки «Норда» прошли бесследно
09:14
Последний парад главкома
09:13
Россия стремительно берет под контроль Черное море. Западу нечем ответить
09:11
Война в Донбассе – по-прежнему последний ресурс для всех, кроме России?
09:09
Эксперты предупреждают: грядет неминуемая девальвация рубля
09:07
Уничтожить всех: США всерьез готовятся к войне с Россией
09:05
Пенсий может вообще не быть: Что же имел в виду Володин
09:03
Запорожский: Националисты устроили резню поляков в 1943 году, пытаясь отомстить за смерть Тараса Бульбы
08:50
2019 год может стать фатальным для НАТО
08:49
Горе-пушка. На что способен новый «конкурент» российской артиллерии
08:46
Россия отстает: Китай заявил о доработке истребителей Су-35
08:45
Самострельный нарком пути: Украина отказывается от миллиардов из России
Все новости

Архив публикаций

«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов

Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов

 Очень часто трагедии кардинально меняют отношение к устоявшимся правилам и нормам. Так на свет появляются подушки безопасности, системы пожаротушения, экстренного торможения и множество других изобретений, призванных обезопасить человека, объект или территорию. В истории Черноморского флота России такие трагедии также случались. Следствием некоторых катастроф стало появление двух молов на выходе из Севастопольской бухты. Впервые попытку защитить корабли ЧФ от диверсий и торпед в бухтах главной базы флота предприняли еще во времена царской России. Особенно остро этот вопрос встал после трагедии с дредноутом "Императрица Мария", который взорвался и затонул в Севастопольской бухте в районе Северной стороны. Среди версий гибели корабля – диверсия, небрежное отношение с огнем, самовозгорание пороха. "В царские времена вход в Севастопольскую бухту по всей протяженности был перекрыт боно-сетевыми заграждениями – сплетенной из мощной проволоки сетью, которая держалась за счет специальных поплавков и доходила до самого дна. В центре этих заграждений были сделаны специальные ворота, которые для прохода кораблей открывал специальный буксир", — рассказал РИА Новости Крым капитан первого ранга в отставке Юрий Пляченко, в свое время руководивший отрядом борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами ЧФ. © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Капитан первого ранга в отставке Юрий Пляченко © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Тоннель или мост: как соединить два берега Севастополя В те времена протяженность боно-сетевых заграждений составляла примерно 1,1 тыс метров, включая 280-ти метровые боновые ворота. На внешнем рейде было установлено управляемое минное поле. Заряды лежали на дне и приводились в действие по кабелям, который шли от Константиновской батареи в случае захода в эту зону неприятельского корабля. © РИА Новости Крым. Андрей Киреев В Балаклаве поднимут со дна затонувшие катера и плавпричал "Мины лежали на грунте на глубине примерно 80 метров. Количество взрывчатого вещества позволяло разрушить корпус корабля", — отмечает ветеран подводного спецназа ЧФ. "Черная смерть": самые яркие операции русских морпехов >> Впрочем, это минное поле за свою историю не нанесло вреда ни одному вражескому кораблю. С конца 1920-х годов до начала Великой Отечественной войны в Севастополе велось активное строительство береговых батарей. Для защиты кораблей вновь ставили боновые заграждения. После войны их производство вышло на промышленный уровень, поскольку подобные сети стали использовать во всех флотах. "Были разработаны специальные тяжелые сети, которые не могли прорвать подводные лодки, но использовались проще (противоторпедные сети) — с разрывным усилием кольца 28 тонн. Попадая в такую сеть, торпеда упиралась, расходовала топливо и затухала", — поясняет Пляченко. © Фото с routir.livejournal.com Боновые заграждения в Севастопольской бухте "Новороссийск" и молы © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Ржавый "призрак" Севастополя Помимо сильных сторон были у боновых заграждений и существенные "минусы". Производство таких сетей было недешевым, а менять приходилось раз в год. Все части заграждений ржавели, обрывались и тонули. Особенно сильно сетям доставалось во время штормов. "В ноябре 1969 года во время мощного шторма воротную секцию боновых заграждений, которая держалась на 30-ти тонном якоре, течение унесло в Карантинную бухту", — вспоминает капитан первого ранга в отставке. Еще один минус – водолазы-диверсанты могли преодолеть заграждения. Остро вопрос об улучшении системы защиты кораблей ЧФ в бухтах города встал после трагедии с линкором "Новороссийск". После Великой Отечественной войны ЧФ получил его (носил название Giulio Cesare) от Италии в счет репараций. А осенью 1955 года с ним случилась такая же трагедия, как с дредноутом "Императрица Мария" – корабль взорвался и затонул. Среди версий катастрофы – взрыв немецкой донной мины, которая осталась в бухте со времен войны, детонация корабельного боезапаса, диверсия. Бытует мнение, что перед передачей судна в нем был спрятан боезаряд, который активировали итальянские боевые пловцы меньшей взрывчаткой. "Идея защитить Севастопольскую бухту молами принадлежит главнокомандующему ВМФ Советского Союза Сергею Горшкову. Актуальным вопрос стал в 60-х годах, когда был построен новый флот и наши корабли вышли в океан. Тогда и появились первые проекты молов", — говорит Пляченко. © Фото с routir.livejournal.com Рисунок с указанием расположения молов и затопления кораблей в Севастопольской бухте Конфликт чиновников и военных © Фото предоставлено руфером Виталием Борисенко Севастополь: Храмовая гора или третья столица? Предполагалось, что молы пройдут от Карантинной бухты в районе Херсонеса до мыса Северная коса. "Но Горшкову показалось, что там место слишком широкое, поэтому он от руки нарисовал, как должны проходить молы, – от Константиновской до 10-й батареи", — говорит капитан первого ранга в отставке. Сооружения должны были перекрыть почти всю бухту, оставив проход для кораблей протяженностью 180 метров. Один из проектов – построить на краях молов башни, оборудованные механизмом для подъема металлических сетей. Однако этим замыслам свершиться было не суждено. Против реализации проекта выступали и городские власти, которые небезосновательно считали, что строительство сооружений негативно скажется на экологии бухты: поменяются течения, вода перестанет обновляться, начнется активный рост водорослей, что приведет к загрязнению гавани. Но слово главкома ВМФ перевесило доводы чиновников. Молы было решено строить по примеру пирамиды: засыпать камень горкой, чтобы в нижней части ширина насыпи составила около 250 метров, в верхней – примерно 20 метров. © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Мол на выходе из Севастопольской бухты на Северное стороне © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Под грифом "секретно": вся правда о боевых дельфинах в Севастополе Изначально предполагалось в качестве строительного материала использовать береговые батареи Севастополя, расположившиеся от Балаклавы до Качи. Поскольку эти укрепления утратили свое значение, их решили взорвать и пустить на строительство молов. Но на деле оказалось, что бетон батарей легко крошится. Поэтому камень для них поставляли из карьеров в Балаклаве. © РИА Новости Крым. Андрей Киреев В Севастополе приступили к реставрации Корниловской башни Работы по строительству молов начались в середине 1970-х годов и полностью закончились ориентировочно через 10 лет. ЧФ за три года получил более 50 новейших кораблей и подлодок >> "Когда примерно половина молов была построена, провели анализ донных отложений, которые показали, что над скальным грунтом дна располагается прослойка ила, над ним — песка и щебня. Возникал риск провала молов – своей массой они могли выдавить ил, как пасту из тюбика. Были планы по установке свай длиной 60 метров, но, посчитав расходы, от них отказались", — поясняет Пляченко. Сложное дно стало причиной остановки строительства молов. В итоге расстояние между ними составило около 400 метров. Этот проход также прикрыли боновыми заграждениями. Кроме того, в 1960-х годах в городе-герое был создан первый в СССР океанариум, где готовили и применяли в деле боевых дельфинов. В 1980-х эти животные охраняли вход в Севастопольскую бухту. "В районе Константиновской батареи была развернута биотехническая система, состоящая из клетей с дельфинами и береговым постом управления. Животные сканировали вход в Севастопольскую бухту своими эхолотами, и при обнаружении подозрительных сигналов нажимали на специальный рычаг, который сигнализировал наблюдателю о вероятном диверсанте. После этого начинался поиск пловца", — рассказал РИА Новости Крым бывший руководитель океанариума (1990-1994 года), где во времена СССР готовили боевых дельфинов, Виталий Юрганов. © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Константиновская батарея в Севастополе По поводу эффективности боевых дельфинов в борьбе с диверсантами мнения специалистов разнятся. Некоторые ветераны подводного спецназа считают, что проект был успешен, другие относятся к таким обученным животным скептически. Общественное благо © Скриншот с видео Каким был довоенный Севастополь - видео Еще одна цель строительства молов – защитить корабли в бухте от непогоды. Зимой в Севастополе довольно сильно штормит: при западных и северо-западных ветрах в бухту идет большая нагонная волна. Когда не было молов, то корабли сильно било, поэтому нередко приходилось переводить их в более тихие места. "Помню, был эпизод, когда "ОС-24" (бывший крейсер "Ворошилов") сорвало с бочек и несло на крейсер "Ленинград". Чтобы удержать корабль, был срочно направлен буксир", — вспоминает Пляченко. И таких случаев было немало. © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Константиновская батарея: два века на охране Севастополя До появления молов проблема доставки жителей Северной стороны в Южную часть города стояла еще острее, чем сегодня. "До строительства этого проекта рейд для общественных катеров закрывали примерно на 26 суток в году, а сегодня – примерно на 8 суток", — уточнил ветеран подводного спецназа. После развала Советского Союза боновые заграждения и проект боевых дельфинов прекратили свое существование: сети затонули, животных передали в дельфинарии. Но молы продолжали выполнять свое предназначение под новым флагом. Делают они это и сегодня. А после возвращения Севастополя в состав России возрождаются и другие проекты защиты ЧФ. 







Опубликовано: Павел77     Источник

Похожие публикации для статьи "Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов"


Напишите ваш комментарий к статье "Бетонные рукава Севастополя: как ЧФ защитили от штормов и диверсантов"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх