Оснащение бомбардировщиков Ту-22м3 новыми крылатыми ракетами большой дальности превратит их в многофункциональные ударные машины
В скором времени арсенал российских сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22м3 пополнится уникальными крылатыми ракетами большой дальности. Новинки, находящиеся в высокой степени технической готовности, уже готовятся к испытаниям. Ракеты с военным индексом 9А5150 получили наименование «изделие 715». Они смогут поражать с высокой точностью цели в радиусе нескольких тысяч километров. Пока же «главный калибр» «двадцать вторых» – это сверхзвуковые крылатые ракеты семейства Х-22/32. Но их дальность не превышает тысячи километров.
По мнению экспертов, новые крылатые ракеты превратят Ту-22м3 в многофункциональные ударные машины, которые смогут с большой дальности самостоятельно подавлять противовоздушную оборону противника и уничтожать важные стратегические объекты, а также бороться с террористами.
Загадка 715
Первые упоминания загадочного «изделия 715» появились в начале нынешнего года. В частности, в апреле на сайте Госзакупок был размещен контракт на «выполнение работ в рамках ОКР «45.03М-715» «Применение изделия 715 в составе объекта 45.03М в части обеспечения применения БСУ-715». Заказчиком выступило Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени Александра Яковлевича Березняка.
Следует отметить, что МКБ «Радуга» – это ведущий советский и российский разработчик авиационных крылатых ракет. На счету предприятия – несколько десятков различных проектов. В их число входят сверхзвуковые Х-22, дальнобойные крылатые Х-55, а также недавно принятые на вооружение Воздушно-космических сил России ракеты Х-101 и Х-32.
В тексте контракта стоит обратить внимание на цифровой индекс «45.03М». Объект 45.03М несколько раз встречался в судебных исках Минобороны к «Радуге». В частности, из решения Арбитражного суда города Москвы № А40-115120 /12 от 13 июня 2013 г. становится понятно, что 45.03М – это объект ОАО «Туполев», модернизируемый в рамках проектов «Адаптация», «Сонетка» и «Потенциал».
А вот в документах «Туполева» уже конкретно указывается, что «Потенциал» – это опытно конструкторская работа (ОКР) по дооснащению сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М3 новыми ракетами.
Эта работа ведется в рамках модернизации парка бомбардировщиков, а за индексом «45.03М» скрываются модернизированные «двадцать вторые» с обновленным ракетным арсеналом. Ранее в рамках «Адаптации» на «двадцать вторые» уже были установлены уникальные сверхзвуковые ракеты Х-32 (известны также под индексом 9-А-2362).
Новый двигатель
В июле нынешнего года был опубликован отчет Омского моторостроительного конструкторского бюро (ОМКБ) за 2016 год. На официальном сайте предприятия указано, что оно специализируется на разработке, производстве и ремонте малоразмерных газотурбинных двигателей гражданского применения, а также наземных энергоузлов, турбостартеров и другого оборудования.
Но как написано в годовом отчете ОМКБ, в линейку его продукции входят изделия «37-01» для российских крылатых ракет 3М14«Калибр». В прошлом году Омское конструкторское бюро вело работы по их модернизации. «Изделие 37» – это линейка малогабаритный двухконтурных турбореактивных двигателей одноразового применения ТРДД-50.
Разработали эти двигатели в ОМКБ, но выпускает их научно-производственное объединение «Сатурн». При этом в открытых источниках легко можно найти информацию о том, что ТРДД-50 (они же – «изделия 37») используются не только на морских «Калибрах», но и авиационных Х-55 и Х-101. Также, как указывает годовой отчет ОМКБ, «изделие 37» уже вошло в состав «изделия 715».
Примечательно, что новый двигатель для загадочного изделия «Радуги» получил свой собственный индекс «37-04». При этом, судя по годовому отчету, ОМКБ не остановилось на достигнутом, и итогом работы должно стать некое «изделие 37М».
– В российском оборонно-промышленном комплексе есть четкая система присвоения индексов, – рассказывает военный историк Дмитрий Болтенков. – Цифра 37 означает общий номер семейства изделий. В данном случае двигателей ТРДД-50. А «-01», «02», «03» т.д. – это отдельные модификации. Появление буквы «М» в индексе говорит о том, что это уже принципиально новое изделие, хотя и созданное в рамках семейства. Получается, что сейчас «изделие 715» использует модернизированный ТРДД-50. Но в дальнейшем получит принципиально новый двигатель. И, по всей видимости, с уникальными характеристиками.
Ларчик открывался просто
В июле нынешнего года «Радуга» разместила на сайте госзакупок очередной тендер. Разработчикам потребовалось обеспечить применение «систем Орбита IVMO-715» в составе изделия 9-А-5015».
Разобраться в индексах, аббревиатурах и цифрах, упомянутых в контракте, достаточно сложно. Но это только на первый взгляд. «Орбита IV» – это система передачи телеметрических параметров. Установленная на ракетах, она передает необходимые для разработчиков данные в ходе испытательных полетов. Разработана «Орбита IV» ОКБ МЭИ.
По данным, указанным на сайте МЭИ, вариант «Орбиты» с обозначением «IVМО» используется для испытания межконтинентальных баллистических ракет «Ярс», «Булава». То есть военных изделий. А вот система с обозначением «IV АН5» применяется в работах по ракете-носителю «Ангара-5».
Упомянутая в контракте «система Орбита IVMO-715» – это телеметрический комплекс для военных ракет. И он доработан для установки на «изделие 715».
– В Минобороны есть так называемые «индексы заказывающих управлений». Это условное цифробуквенное обозначение образцов вооружения и военной техники, которые присваиваются Минобороны. Система индексов очень сложная и весьма запутанная. Даже сами военные в ней зачастую путаются, – пояснил «Известиям» главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев. –«9а» – это индекс ракетных комплексов, в том числе, и воздушного базирования. Надо понимать, что в составе любой ракеты есть десятки изделий со своими индексами. К примеру ракета УР-100НУТТХ имеет индекс 15а35, а вот 15д95 – это индекс ее маршевых двигателей. А еще 15д114 – это уже рулевые двигатели «сотки». Поэтому можно смело утверждать, что 9-а-5015 – это ракетный комплекс с ракетой «изделие 715». В составе комплекса помимо самой ракеты – системы и машины обслуживания, пусковые установки и другое оборудование. Зачастую в составе комплекса также входят и самолеты-носители.
Итак, подведем краткий итог. В настоящее время для модернизированных бомбардировщиков Ту-22м3 разработана авиационная ракета. Судя по тому, что в составе «изделия 715» используется двигатель семейства ТРДД-50 – по своим возможностям и характеристикам она близка к КР «Калибр» и Х-101.
Состояние проекта
По мнению главного редактора интернет-проекта Militaryrussia Дмитрия Корнева, 9-а-5015 находится в высокой степени готовности и в скором времени начнутся летные испытания изделия с борта Ту-22м3.
– В тексте контракта упоминается БСУ-715, – пояснил «Известиям» Дмитрий Корнев. – БСУ – это распространенная аббревиатура. Она расшифровывается как «бортовая система управления». Появление такого тендера говорит о том, что сама ракета и все ее системы готовы и испытаны. Сейчас начинается самый важный этап – интеграция систем управления самолета-носителя и «изделия 715».
В пользу такого утверждения говорит контракт, размещенный в июне прошлого года. МКБ «Радуга» заказала работы Центральному аэрогидродинамическому институту по «Оценке результатов расчетно-экспериментальных исследований и подготовка материалов для выдачи заключений по статической прочности изделия при совместной эксплуатации с самолетами-носителями и автономном полете».
А в конце прошлого года «Радуга» разместила тендер «на оценку «изделия 715» на пожаровзрывобезопасность при падении на бетонную площадку с высоты 5 метров». То есть, для того, чтобы понять, что случится с ракетой, если она упадет из под фюзеляжа самолета.
А в фюзеляже – «револьвер»
Возникает логичный вопрос – а зачем нужна новая крылатая ракета? В ходе операции в Сирии себя отлично показали ракеты Х-101. Сейчас они стали «главным калибром» не только сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160, но и турбовинтовых Ту-95мс. Может, стоило просто адаптировать «сто первую» для Ту-22м3?
– Против высокотехнологичного противника с сильным ПВО применять крылатые ракеты нужно массированно, – поясняет «Известиям» независимый военный эксперт Антон Лавров. – Чем больше ракет в залпе, тем больше их прорвется и поразит цели. Проблема в том, что Ту-22м3 могут нести крылатые ракеты только под крыльями и под фюзеляжем. Такое размещение создает серьезное сопротивление воздуха. И чем больше ракет под крылом, тем больше сопротивление. А значит, у самолета серьезно падает дальность полета. Для Ту-22м3 снижение дальности полета особенно критично. Ведь с этих машины в рамках ОСВ-2 еще в 1980-е годы была снята система дозаправки топливом в воздухе. Также при такой подвеске «двадцать второй» потеряет возможность совершать «броски» со сверхзвуковой скоростью. А такие режимы полета важны для самозащиты самолета от дальних перехватчиков.
В свое время проблему с полетом на сверхзвуковой скорости для стратегического ракетоносца Ту-160 решили достаточно оригинально. Была сделана специальная пусковая установка (ПУ), которую конструкторы «Туполева» спрятали в бомболюке бомбардировщика. Крылатые ракеты в ПУ размещались, как патроны в барабане револьвера. При открытии бомболюка установка поворачивались и запускала их по очереди.
На военном сленге такая ПУ получила прозвище «револьверная». Сейчас «револьверы» есть не только на Ту-160, но и на Ту-95, а также на американских «стратокрепостях» В-52 и «костяшках» В-1В. Но особенности конструкции Ту-22м3 не позволяют разместить там «револьверную» ПУ с ракетами Х-101. Длинна «сто первой» почти восемь метров. А объем бомболюка «двадцать второго» не рассчитан на изделия и пусковые установки таких габаритов.
Между тем в 1980-е годы ВВС СССР получили несколько десятков Ту-22м3, оборудованных «револьверами». Правда, предназначены они были для сверхзвуковых ракет Х-15. Эти изделия сразу разрабатывались с учетом размеров «двадцать вторых». Поэтому длинна ракет была около пяти метров. В настоящее время Х-15 уже сняты с вооружения.
– 9-А-5015 – это принципиально-новые крылатые ракеты с уменьшенными габаритами. Можно предположить, что по своим характеристикам новинка будет незначительно уступать более тяжелым Х-101, – считает главный редактор интернет-проекта Militaryrusia Дмитрий Корнев. – Размещаться «изделия 715» будут в фюзеляже Ту-22м3 в «револьверных» ПУ. Но чтобы не потерять в дальности полета и массе боевой части, «Радуге» и ОМКБ потребовалось создать принципиально новый двигатель. С одной стороны, он должен быть чуть мощнее, чем на модификации ТРДД-50, установленных на Х-101, а с другой – гораздо экономичнее.
По мнению военного историка Дмитрия Болтенкова, благодаря новым крылатым ракетам Ту-22м3 превратятся в уникальные ударные многофункциональные комплексы.
– Можно предположить такой вариант. Полк Ту-22м3 вылетает на задание. Под крыльями каждого бомбардировщика по две ракеты Х-32, а в фюзеляжах – «револьверы» с изделиями «715», – высказывает свое мнение военный историк Дмитрий Болтенков. – Сначала производится пуск крылатых ракет. Они выбивают авиабазы, позиции, радары и командные пункты ПВО. Дальше бомбардировщики подходят к целям и наносят удар более тяжелыми и мощными Х-32. Ту-22м3 с 9-а-5015 пригодятся и в войне с террористами. Они смогут наносить высокоточные удары, как и «старшие братья» Ту-95мс и Ту-160.
В настоящее время в составе ВКС России около 80 дальних бомбардировщиков Ту-22м3. Они сведены в два полка и одну эскадрилью.
Читайте нас: