Военный эксперт сравнил прорывные в авиационном деле проекты сверхзвуковых самолетов — советского Ту-144 и американского «Конкорда».
Военный эксперт Дмитрий Дрозденко в авторской статье на «Звезде» сравнил прорывные в авиационном деле проекты сверхзвуковых самолетов — советского Ту-144 и американского «Конкорда».
По словам эксперта, создание гражданского самолета, способного развивать сверхзвуковую скорость, ознаменовало настоящую революцию в авиастроении. За реализацию прорывных проектов принялись США и СССР. Советские инженеры Конструкторского бюро «Туполев» уже в 1968 году представили рабочую авиационную модель, получившую название Ту-144. Первый полет состоялся 31 декабря и продлился 38 минут. Машина проявила себя великолепно, отметил пилот.
Американская разработка сверхзвукового самолета «Конкорд» разрабатывалась параллельно. Однако в 1968 году самолет так и не появился. Его полет состоялся в марте 1969 года. Американцы, не желавшие упасть в грязь лицом, наспех доработали «Конкорд» и стали обвинять СССР в краже чертежей. Спустя время всем стало понятно, что проекты абсолютно разные, хоть и выполнены по одному принципу.
Учитывая особенности полетов на сверхзвуковой скорости, самолет сталкивался с большим количеством трудностей. Первой из них являлась борьба с температурным режимом. При полете машины фюзеляж накалялся до 160 градусов по Цельсию. Физический закон увеличения тел при нагревании сыграл злую шутку с «Конкордом» и показал спешность инженеров в его создании. Ведь при полете на сверхзвуке «Конкорд» увеличивался в длине почти на 30 см, происходил разрыв ковриков в салоне, в обшивке появлялись большие щели. Американцы так и не смогли справиться с этой проблемой. А вот Ту-144 таких сложностей не испытывал, поскольку обладал иной технологичной конструкцией.
Внедрение такого самолета в гражданские перевозки также считалось проблематичным делом, отметил Дрозденко. Помимо того, что пассажиры должны были переносить серьезные перегрузки, навигационным службам тяжело было его «вести». Ту-144, обладая громадной скоростью (2430 км/ч), летал по совершенно иным правилам, нежели другие гражданские воздушные суда. Эксперт сравнил его передвижение со сверхскоростным экспрессом, для которого не подходит обычное железнодорожное покрытие. С Ту-144 ситуация обстояла таким же образом. Он летал по траектории равномерной параболы, поднимаясь до 15 тысяч км, а потом довольно резко спускаясь при посадке.
В завершение Дрозденко добавил, что американцы позже снова пытались создать опытный образец. Компания Boeing, решившая использовать титановый сплав для фюзеляжа, пыталась реализовать проект «Boeing model 2707». Однако разработка стоила таких средств, на которые не могли пойти даже самые амбициозные представители Пентагона. И «модель 2707» и «Конкорд» уступали советской разработке, и в итоге США приняли решение закрыть проекты. Можно с уверенностью сказать, что Америка проиграла СССР гонку за сверхзвук.
Читайте нас: