Находясь в действующем составе флота с 1991 года, «Адмирал Кузнецов» ни разу капитально не ремонтировался, хотя разговоры об этом ведутся уже нескольких последних лет. Поэтому говорить о закате эры авианосного флота России, как это очень любят делать на Западе, весьма преждевременно. И в этом, в частности, убежден президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, который знает в чем будет заключаться модернизация «Кузецова».
Рахманов отмечает, что задачи поменять корабль концептуально и принципиально не стоит. В первую очередь его выведут на новый уровень с точки зрения систем управления, также будет усилено и получит дополнительные возможности авиационное корабельное крыло. Так что давайте вернемся к разговору об авианосном флоте России, когда ТАВКР выйдет из завода.
Теперь об участи его предшественников. Всего в нашей стране кораблей подобного проекта, с учетом «Кузнецова» было построено шесть единиц. Точнее – пять с половиной. Дело в том, что последний ТАВКР «Варяг», сошедший со стапелей Черноморского судостроительного заводе в городе Николаеве в 1993 году по договору между Украиной и Россией отошел Незалежной. И по факту был построен процентов на 60.
Через пять лет после этого корабль продали частной китайской компании, как было сначала заявлено – для организации плавучего центра развлечений с казино.
Однако, впоследствии, благодаря китайским специалистам, которые довели корабль до ума, в порту Далянь состоялась церемония его принятия на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Корабль получил название «Ляонин», после чего КНР официально стала еще одной державой, имеющей у себя на вооружении морскую палубную авиацию.
Первым же нашим тяжелым авианесущим кораблем стал «Киев», который был спущен на воду в конце 1972 года. И уже на следующий день на том же Черноморском судостроительном заводе заложили однотипный ТАВКР – «Минск». Тут необходимо маленькое пояснение. Спуск на воду корабля не означает завершение его строительства.
Специфика этого дела такова, что корабль необходимо достраивать и монтировать его внутреннюю «начинку», когда он находится на плаву. Чтобы было понятно, насколько этот процесс не быстрый, добавлю, что «Киев» был принят на вооружение ВМФ спустя пять лет после спуска на воду. На «Минске» же, который был простроен в рекордно короткие сроки, военно-морской флаг СССР подняли в феврале 1978 года. Именно в тот день корабль вышел из завода.
Третьим в декабре того же года был спущен на воду ТАВКР «Новороссийск», а четвертым (его тоже заложили в день спуска предыдущего корабля) стал авианосец «Баку». Так он назывался до 1990 года, пока его не переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».
Пятым кораблем этой серии стал «Адмирал Кузнецов», который на этапах проекта, закладки и спуска на воду трижды менял свое название. Ну и последним (см. выше) был «Варяг»-«Ляонин». Все. Больше тяжелых авианесущих кораблей у нас в стране не строилось.
Что стало с каждым из них? «Киев», отслужив 10 боевых служб и принявший участие в восьми учениях (он – единственный из всех кораблей этого проекта, который за успехи в боевой подготовке стал орденоносным), в 1993 году был выведен из боевого состава ВМФ. В качестве главных причин тогда назывались недостаток средств на эксплуатацию и ремонт, а также значительная выработка ресурса вооружения, механизмов и оборудования.
Корабль был продан неустановленным лицам за смешную цену, которые перепродали его (в шесть раз дороже) правительству КНР. Впоследствии боевой крейсер был переоборудован в увеселительный аттракцион, став частью тематического парка «Binhai» в городе Тяньцзин. Сегодня он работает, как роскошный отель и выполняет сразу две функции: дополняет экспозицию в качестве примера военной техники СССР-России и принимает гостей. Кстати, снаружи корабль почти не изменился: та же взлетная палуба с несколькими самолетами и вертолетами на ней, надстройка в своём первозданном виде и почти все виды вооружения. Разумеется, что оно разукомплектовано и не пригодно к прямому назначению.
Примерно та же участь постигла и «Минск», с той лишь разницей, что он был выведен из действующего флота через год после «Киева». После транспортировки в соседний Китай («Минск» был приписан к Тихоокеанскому флоту), он обосновался на рейде города Шенчжень. На корабле было открыто два музея: истории советского Военно-Морского флота за период 1941-1991 годы и – развития космонавтики.
Кроме музеев функционировали различные увеселительные заведения. В том числе и торговые, где продавались товары, производимые в городе Минске. Это продолжалось вплоть до прошлого года, пока тематический парк «Minsk World» не закрыли, а корабль не отбуксировали в Чжоушань для ремонта. Там он в настоящее время и находится.
Самая печальная судьба оказалась у ТАВКРа «Новороссийск». Мало того, что он прослужил флоту всего 9 лет (в три раза меньше того срока, на который рассчитывали при постройке), покупатели из южнокорейской компании расправились с кораблем по назначению почти сразу же. В 1994 году его продали, через год отбуксировали в город Пхохан, где распилили на иголки.
Четвертый корабль – «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» прослужил нашему флоту меньше всех. В предпоследний день 1987 года ТАВКР был зачислен в состав Северного флота, а уже в 1992-ом пришвартован к заводскому причалу для текущего ремонта. Но из этого ремонта он больше не вышел. На крейсере произошел сильный пожар, который перечеркнул всяческие надежды вести его в боевой состав флота.
Но корабль после этого не умер. Им очень заинтересовались в Индии, где его было решено приобрести для своих военно-морских сил. Долго шли переговоры, ещё дольше (свыше 8 лет) ремонтно-восстановительные работы; в итоге, в январе 2004 года крейсер был продан. В настоящее время, после полной перестройки, корабль находится на вооружении ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
Одной из главных причин столь короткой карьеры советских (российских) авианесущих крейсеров является стремительный износ их материальной части из-за отсутствия нормальной системы базирования и судоремонта. Ни один из вступивших в строй ТАВКРов никогда не имел своей причальной стенки. Даже после возвращения из морей, корабли были вынуждены стоять на рейде, не имея возможности получать с берега ни электроэнергию, ни пар. А это значит, что 24 часа в сутки и 365 дней в году корабли обеспечивали свою повседневную жизнедеятельность за счет собственных технических возможностей. Непрерывно молотили котельные установки, турбогенераторы, опреснители и т.д., вырабатывая свой моторесурс. То есть, добрая половина корабля, который теоретически стоял в базе, постоянно функционировала.
Плюс – свою существенную роль в деле сокращения сроков службы авианесущих кораблей сыграло тяжелейшее время 90-х годов, выпавшее на долю России. Обратите внимание, что все корабли были выведены из состава нашего ВМФ именно в тот период. А иначе и не могло быть. ТАВКР – сложнейший механизм (пожалуй, один из самых сложных, известных человечеству), который обязательно должен правильно и обслуживаться, и ремонтироваться, и использоваться по назначению.
Теперь, что касается сравнений нашего авианосного флота с американским. Не будем, опять же, вникать в такие мелочи, что тяжелый авианесущий крейсер намного мощнее по своему ударному вооружению, чем авианосец, который лишь выполняет роль плавучего доставщика и аэродрома для самолетов и вертолетов. Разберем саму суть. Первый авианосец ВМС США «Лэнгли», переоборудованный из сухогруза-угольщика, появился ровно за полвека до того, когда наш «Киев» был спущен на воду.
После этого с периодичностью примерно – одна штука в полтора года, американские кораблестроители клепали свои авианосцы. То есть, по идее, сегодня в каждом крупном квадрате мирового океана должно быть по одному авианосцу США. Однако, это не так. На вооружении американских ВМС в настоящее время находится всего десять авианосцев. А (внимание!) 56 были потоплены, или исключены из состава ВМС по различным причинам. Поэтому напрашивается один вывод. По-русски он звучит просто: «Не так страшен черт, как его малюют».
Читайте нас: