The National Interest, США
Подводная лодка проекта 949 — очень большая, что позволяет ей нести на борту тяжелое вооружение. Длина основного серийного образца — полтора футбольных поля (154 метра), а надводное водоизмещение 12 500 тонн. Таким образом, эта лодка занимает по своим размерам четвертое место в мире. Несмотря на такие габариты, субмарины данного проекта способны развивать отличную максимальную скорость под водой в 32 узла, а глубина их погружения достигает 500 метров. Тем не менее, об этой лодке сложилось такое впечатление, что погружается она очень медленно и не обладает большой маневренностью.
Главное предназначение лодок 949-го проекта — это запуск 24 огромных ракет П-700 «Гранит», получивших в НАТО кодовое название SS-N-19 Shipwreck («Кораблекрушение»). Эта крылатая ракета имеет в длину 10 метров, а весит почти восемь тонн. Пуск ракеты можно осуществлять из-под воды по наземным целям, находящимся на удалении более 600 километров. Ракету запускают из пусковой трубы при помощи блока твердотопливных ускорителей, после чего ее приводит в движение турбореактивный двигатель, придающий «Граниту» крейсерскую скорость М=2,5, которая может меняться в зависимости от высоты полета. Наведение ракеты осуществляется с помощью спутниковой системы, с которой подводная лодка может связаться посредством антенны. Если запуск «Гранитов» производится залпом, ракеты можно свести в единую сеть, благодаря чему они смогут передавать друг другу данные целеуказания и приближаться к цели с разных углов. Эти ракеты могут также оснащаться ядерными боеголовками мощностью 500 килотонн.
Огромные российские подводные лодки проекта 949А «Антей» были спроектированы в годы холодной войны и имели вполне конкретное предназначение: вести охоту на американские авианосцы, являющиеся гордостью ВМС США и основой их морского могущества.
Поскольку каждый американский авианосец защищает небольшой флот из кораблей сопровождения, и многие из них предназначены для противолодочной борьбы, «Антеи» не подкрадываются близко для осуществления торпедной атаки. Вместо этого они запускают мощнейшие противокорабельные ракеты, находясь на удалении в несколько сотен километров от цели.
Подводные ракетоносцы с крылатыми ракетами — это не новая концепция. Первые субмарины с ракетами на борту появились в 1950-х годах, и создавали их на базе обычных подводных лодок. Первые советские лодки проекта 675 с крылатыми ракетами в качестве основного вооружение вошли в состав флота в 1961 году.
В середине 1970-х была начата работа по созданию крупной лодки третьего поколения с крылатыми ракетами, которая получила название «Гранит» (проект 949). У нее был двойной корпус, стандартный для больших советских лодок. Основной корпус лодки с отсеками для экипажа и с корабельными системами находился внутри внешнего корпуса из тонкой стали. На тех «Антеях», которые еще не списаны, расстояние внешнего корпуса от внутреннего составляет в разных частях от пяти до 180 сантиметров. Два ядерных реактора вырабатывают для этой колоссальной субмарины 73 мегаватта электроэнергии. Экипаж в количестве более 100 человек занимает девять или десять отсеков, которые можно изолировать друг от друга.
Подводная лодка проекта 949 — очень большая, что позволяет ей нести на борту тяжелое вооружение. Длина основного серийного образца — полтора футбольных поля (154 метра), а надводное водоизмещение 12 500 тонн. Таким образом, эта лодка занимает по своим размерам четвертое место в мире. Несмотря на такие габариты, субмарины данного проекта способны развивать отличную максимальную скорость под водой в 32 узла, а глубина их погружения достигает 500 метров. Тем не менее, об этой лодке сложилось такое впечатление, что погружается она медленно и не обладает большой маневренностью.
Главное предназначение лодок 949-го проекта — это запуск 24 огромных ракет П-700 «Гранит», получивших в НАТО кодовое название SS-N-19 Shipwreck («Кораблекрушение»). Эта крылатая ракета имеет в длину 10 метров, а весит почти восемь тонн. Пуск ракеты можно осуществлять из-под воды по наземным целям, находящимся на удалении более 600 километров. Ракету запускают из пусковой трубы при помощи блока твердотопливных ускорителей, после чего ее приводит в движение турбореактивный двигатель, придающий «Граниту» крейсерскую скорость М=2,5, которая может меняться в зависимости от высоты полета. Наведение ракеты осуществляется с помощью спутниковой системы, с которой подводная лодка может связаться посредством антенны. Если запуск «Гранитов» производится залпом, ракеты можно свести в единую сеть, благодаря чему они смогут передавать друг другу данные целеуказания и приближаться к цели с разных углов. Эти ракеты могут также оснащаться ядерными боеголовками мощностью 500 килотонн.
Ракетный крейсер «Киров» и авианосец «Адмирал Кузнецов» тоже могут нести на борту ракеты «Гранит», но засечь их гораздо проще, чем «Антей», который способен запускать свои ракеты из подводного положения, особо не опасаясь ответного удара.
У «Антея» также есть немало вспомогательных систем вооружений меньшей дальности. Кроме четырех обычных 533-миллиметровых торпедных аппаратов, осуществляющих пуск противолодочных ракет РПК-2, там имеются торпедные аппараты калибра 650 миллиметров, которые могут осуществлять пуски очень мощных ракето-торпед, поражающих цели на удалении 100 километров. Оба комплекса могут запускать торпеды в обычном снаряжении и ядерные глубинные бомбы.
Первые две лодки 949-го проекта под названиями «Архангельск» и «Мурманск» были построены на заводе в Северодвинске в 1980 и 1982 годах. Вслед за ними с 1982 по 1996 годы были построены 11 подлодок проекта 949А «Антей». Эти усовершенствованные и более скрытные субмарины были на 10 метров длиннее, там установили современную электронику, а вместо четырехлопастных — семилопастные гребные винты. Строительство еще трех «Антеев» было начато в период с 1992 по 1994 годы, но они не были достроены, а их детали и компоненты нашли другое применение.
В постсоветскую эпоху российский ВМФ сосредоточил усилия на сохранении и модернизации лодок 949-го проекта за счет отказа от более старых образцов. «Антеи» продолжали преследовать американские авианосцы в 1990-х годах, а один из них в 1999 году даже запутался в сетях испанского рыболовного траулера.
Слава Богу, «Антей», как и подавляющее большинство других субмарин, построенных после Второй мировой войны, никогда не вступал в бой. Но действия подводных лодок все равно чрезвычайно опасны, даже если им не угрожают вражеские торпеды и глубинные бомбы.
12 августа 2000 года первый, а затем и второй взрыв мощностью семь тонн в тротиловом эквиваленте произошел на борту подводной лодки «Курск», когда она в подводном положении участвовала в военно-морских учениях неподалеку от Североморска. 23 из 118 членов экипажа выжили после первого взрыва в девятом отсеке, но по трагическому стечению обстоятельств спасатели не смогли вовремя прийти им на помощь. Следствие пришло к выводу, что наиболее вероятной причиной первого взрыва стала утечка перекиси водорода из плохо заваренной торпеды 65-76А. Он вызвал детонацию других торпед. Есть и другая версия: причиной взрыва торпеды была ошибка слабо обученного экипажа.
7 апреля 2015 года в сухом доке в Северодвинске возник пожар на борту лодки «Орел» проекта 949А. На сей раз во время сварочных работ загорелся резиновый уплотнитель между легким и прочным корпусом. К счастью, ядерное топливо и оружие были выгружены с корабля заблаговременно.
Сегодня в боевом составе Тихоокеанского и Северного флотов продолжают нести службу семь или восемь подводных лодок проекта 949А. Им на смену в качестве убийц авианосцев должны прийти менее шумные лодки проекта «Ясень», хотя на сегодня на воду спущена только одна субмарина этого класса «Северодвинск».
Однако российское военное командование объявило о том, что к 2020 году будут модернизированы и доведены до уровня проекта 949АМ как минимум три, а возможно, и все оставшиеся в строю лодки «Антей». Расходы на модернизацию составят 180 миллионов долларов в расчете на лодку. В результате модернизации старые ракеты «Гранит» заменят на 72 современные противокорабельные крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр». Кроме того, будут установлены новые приборы обнаружения, а также системы боевой информации и навигации.
Субмарины «Антей» нельзя назвать самым современным образцом малошумных подводных лодок, но они по-прежнему являются эффективным средством, создающим серьезную угрозу ценным надводным кораблям, поскольку они могут применять свои крылатые ракеты с исключительно большого расстояния.
Себастьен Роблин имеет степень магистра Джорджтаунского университета в области разрешения конфликтов. Он работал университетским инструктором в составе Корпуса мира в Китае. Роблин регулярно публикует статьи по вопросам безопасности и военной истории на сайте War is Boring.
Себастьен Роблин (Sebastien Roblin)
Фото: РИА Новости, Алексей Куденко
Читайте нас: