Все знали, но никто не спешил с сенсационным заявлением о том, что Военно-Морской Флот Российской Федерации вышел на уровень Советского Союза по количеству времени, проведенному атомными и дизельными подлодками в дальних походах. «Секрет» озвучил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королев – приберег фразу к моменту, когда вторая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885М (типа «Ясень») «Казань» была выведена из эллинга и спущена на воду на оборонной верфи «Севмаш». Этим фактом было утверждено окончательное и бесповоротное возвращение господства российских подводных атомоходов.
Вот никто вам точно не скажет, сколько же сейчас у России имеется атомных подводных лодок, в том числе действующих и находящихся на вооружении. Оперировать можно лишь теми, которые сошли со стапелей и поступили на флота в последние годы. Самые «свежие» АПЛ проекта 885М «Ясень», нынешняя «Казань» и головная лодка «Северодвинск», которая уже несет боевое дежурство, – это лишь верхушка того огромного подводного айсберга, который представляют российские подводные силы.
К новичкам можно отнести и лодки проекта 955 «Борей». В строю уже «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». На подходе (на разных стадиях строительства) находятся «Князь Владимир», «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III», «Князь Пожарский». А в семействе «Ясеней» еще прибавятся многоцелевые субмарины «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь», которые уже строятся. Планируется в этом году и закладка атомохода, который будет назван в честь города Ульяновска. Всего к 2023 году планируется построить семь «Ясеней», которые будут нести боевую службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов.
Но если планы – это всего лишь перспектива, хотя и совершенно четко обозначенная сроками, то и в нынешнем состоянии российский подводный флот вышел на уровень полноценного дежурства в Мировом океане. И слова Главкома ВМФ о «поднятии планки» до советского ВМФ по уровню присутствия российских АПЛ во всех частях света может свидетельствовать, что одномоментно в море находится порядка 10-15 атомоходов. Каждый из которых способен решать самостоятельные задачи по сдерживанию агрессии стран вероятного противника. А при необходимости и уничтожить все источники этой агрессии.
«Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России для уровня ВМФ СССР – это очень позитивный сигнал, – считает военно-исторический консультант из Санкт-Петербурга Александр Зимовский. – Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70 процентов акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.
Сейчас с выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит. Почему это важно? Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов.
Американцы, кстати, постоянно держат на патрулировании до 77 процентов своих ПЛАРБ. Учитывая, что средний срок их пребывания в патруле составляет 72-90 суток и в год они делают в общей сложности свыше 30 патрульных рейсов, можно говорить, что в каждый момент времени до 10 американских атомных подлодок находятся на дежурстве. Причем четыре из них (две в Тихом океане и две в Атлантике) находятся в состоянии боевой готовности для нанесения ударов по назначенным целям – России и Китаю. Теперь, когда наш подводный флот достиг советского уровня оперативного присутствия на морях и океанах, американцам скучно не будет».
Считавшийся самым мощным в последние годы подводный флот США явно теперь уступает высокотехнологическому потенциалу России. Его отставание в развитии совершенно очевидно – лозунг о том, что американская армия всех сильней, который пропагандировали в Пентагоне, никак не повлиял на развитие флота. Действующий план закупок ВМС США опускает минимум АПЛ до 48 субмарин к 2022 году, а через шесть лет теряет еще 6 лодок. Это при том, что к ныне существующим 70 с небольшим атомоходов ВМФ РФ за это же время добавится еще как минимум 10-15 новых лодок и соотношение сил обернется уже двойным российским превосходством.
При этом американцы продолжают навязывать идею о своем военном превосходстве в различных сферах вооружений, в том числе и по подводному флоту. Но этот миф достоин разве что сюжетов для голливудских фильмов, где «янки всех побеждают». На практике все гораздо плачевнее.
«В общем, это такие подводные "кошки-мышки", про которые рассказывал американский писатель Том Клэнси в своем бестселлере времен холодной войны "Охота за "Красным Октябрем", – продолжает эксперт по аналитической стратегии Александр Зимовский. – Клэнси, как водится, украсил свою книгу развесистой клюквой, рассказывая о службе и быте советских подводников. Однако тактику подводного патрулирования он изложил вполне себе грамотно. Поэтому ныне желающие овладеть искусством подводного кораблевождения могут, даже не слезая с дивана. Есть еще и одноименный фильм, что значительно упрощает усвоение материала будущими экспертами.
Если же исключить беллетристику, то парадокс, лежащий в основе применения атомной подводной лодки с ядерным оружием на борту, в том, что она может произвести эффективный прицельный пуск только один раз, залпом. Разумеется, если лодка снаряжена шестнадцатью ракетами, то технически она способна произвести 16 пусков, что называется, «одиночными». Однако первый же одиночный пуск ставит крест на скрытности нахождения ракетоносца. И грозная боевая единица превращается в мишень. А дальше смена позиции, бегство, маневрирование, и в результате дальнейшая боевая эффективность стремится к нулю. Таким образом, основной задачей является скрытый выход на позицию для точной стрельбы, прорыв прикрытия, осуществляемого кораблями, авиацией, спутниками и гидроакустическими системами противника. А это тактика.
Отсюда необходимость постоянного патрулирования морских районов подводными силами ВМФ России. Лодки выходят из своих баз, участвуют в маневрах для отработки совместных действий с другими силами флотов, проверяют системы боевого управления. Просто потому что в момент, когда наступит знаменитое время «Ч», на каждой расчетной стартовой позиции в Мировом океане будет находиться наша субмарина».
Преимущество – ключевое слово. Оно не подразумевает агрессии и желания доминировать, а уж тем более нападать. Это в высшей степени элемент сдерживания, который позволяет сейчас России проводить собственную независимую политику во всем мире. И наш подводный флот, такой невидимый на глубине, стал именно тем весомым аргументом, который позволяет не просто обезопасить страну, но и чувствовать себя равноправным партнером, в том числе и с такой непредсказуемой страной как США. Как говорится, крыть наши «Ясени» вам нечем.
Читайте нас: