Лента новостей

03:50
Британский лев против снежного барса: предпосылки второй англо-афганской войны
03:28
Котёл для ВСУ: новости СВО от 25 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1035-й день спецоперации России на Украине
02:11
В России появится ГОСТ на шаурму
01:47
ОАК передала Минобороны России новые истребители-бомбардировщики Су-34 и новейшие Су-57 — видео
01:28
Глава GSC Game World отреагировал на слухи о скором выходе S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на PS5
01:23
Послевоенная модель Киева
01:19
Цветущий сад европейской демократии и его экзотические плоды
00:34
Румыния — русский проект на Балканах
23:48
Если Украину не примут в НАТО, она нападёт на Россию — Кулеба
23:47
Подарок к переговорам. Украина исключает русский и белорусский из списка охраняемых Хартией региональных языков
23:46
Польских школьников готовят к войне с Россией
23:45
Страны Европы опустошают газовые хранилища рекордными темпами
23:41
У берегов Португалии могут находиться 250 затонувших кораблей с сокровищами
23:19
«Все задачи были решены»: Франц Клинцевич — о действиях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане
22:56
Если Украину не примут в НАТО, она нападёт на Россию - Кулеба
22:55
Подарок к переговорам.Украина исключает русский и белорусский из списка охраняемых Хартией региональных языков
22:08
Киев планирует воевать в 2025 году, заручившись поддержкой партнеров
22:04
Зелинский поджёг полицейскую машину в Москве (ВИДЕО)
21:47
Перспективы встречи Путина и Трампа, декриминализация порно, поджоги банков
21:34
Как золото из глубин достигает поверхности Земли? Новая термодинамическая модель дает объяснение
21:21
Суперкомпьютеру Илона Маска выделили 150 МВт — теперь он заработает почти во всю мощь
21:17
Киев получил первый $1 млрд за счет замороженных активов России
21:16
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 24 декабря
21:15
Боевики ВСУ воруют всё, до чего дотягиваются руки - от гранатомётов до боеприпасов ПВО
21:14
Украина намерена возвращать мужчин из-за границы обещанием трудоустройства с бронированием
21:10
Ситуация с детьми мигрантов в школах стала катастрофической
21:08
Международная конкурентоспособность Севморпути — бесспорная и бессрочная
20:57
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 24 декабря, вечер
20:42
У любителей чая и кофе оказались выше шансы избежать рака головы и шеи
20:38
Как быстро должен лететь Санта, чтобы всё успеть? Исследователь ищет ответ с помощью носа его оленя
20:22
Стрелков подал прошение о замене наказания на принудительные работы
19:46
«Людоловы» на изготовке
19:34
На границе Украины очереди. В преддверии снижения мобилизационного возраста матери вывозят сыновей
19:33
Трамп не повторит Минские соглашения, он хочет стабильного мира — Келлог
19:32
«Ни квартиру, машину продать, ни жениться». Все реестры украинского Минюста до сих пор недоступны после кибератаки
19:31
Зурабишвили не собирается уходить с поста президента, надеясь на проведение новых парламентских выборов
19:25
Почему британские элиты ненавидят Россию?
18:39
Переворот в Сирии и драма христиан на Ближнем Востоке
18:36
WP: администрация Байдена обсуждает санкции против энергетики РФ
18:35
Келлог заявил о намерении Трампа избежать повторения Минских соглашений
18:25
Американским ВМС передали 24-ю многоцелевую АПЛ типа Вирджиния
17:53
Накануне возможного наступления ВСУ активизировались теракты на территории РФ
17:52
Медведев: в 2024 году к СВО присоединились около 440 тыс. добровольцев
17:51
Украинский военный ресурс Deep State избежал закрытия, прогнувшись под Банковую
17:50
«Вы обманываете людей». Гладков пообещал наказывать рублём врущих чиновников
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Летающий авианосец: каким будет правнук «Адмирала Кузнецова»

Летающий авианосец: каким будет правнук «Адмирала Кузнецова»


Современный авианосец это огромная плавучая база площадью в тысячи квадратных метров, снабженная всем необходимым, от госпиталя до ремонтных мастерских. В ближайшие годы такая концепция вряд ли изменится. Но будет ли так всегда? О том, какими будут российские авианосцы ближайшего и далекого будущего.

 

Идея создания авианосцев появилась еще во время первой мировой войны. Причина была проста: малый радиус действия авиации требовал «подвинуть» аэродром ближе к театру военных действий, а сделать это на суше часто было невозможно. Кроме того, оказалось, что использование самолетов значительно дешевле и эффективней, чем артиллерии линкоров. Особенно хорошо это стало понятно зимой 1941 года, когда японская палубная авиация почти полностью списала американский тихоокеанский флот на базе Перл-Харбор.

 

В данный момент больше всего авианосцев у Америки: на боевом дежурстве в составе ВМС США находятся 10 авианосных ударных группировок. В составе ВМФ России есть только один авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Причина такого «отставания» заключается в разных стратегиях российской и американской армий. В СССР авианосцы считали средством порабощения колониальных держав, поэтому развитие нашего авианесущего флота шло медленно и непростым путем.

 

Авианосный кулак

 

Отечественные корабельщики искали и нашли альтернативный взгляд на палубную авиацию. Здесь сложилось все: отсутствие некоторых технологий, психологические установки, желание отличаться от запада. Так появились авианесущие крейсера. Главное отличие этих кораблей от авианосцев заключается в том, что их авиация это лишь один из способов нанесения удара. Авианосцы США и Европы не в состоянии эксплуатироваться в одиночку – с ними всегда ходит огромная группировка крейсеров, эсминцев и подлодок для их защиты на ближних и средних рубежах. А вот авианесущий крейсер вполне может постоять за себя и самостоятельно.

 

 

Первые крейсера «Москва» и «Ленинград» были мягко говоря несовершенны, рассчитаны на самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Тем не менее, они дали толчок в развитии авианесущих кораблей в СССР. Следующим этапом стало создание тяжелых авианесущих крейсеров («Минск», «Киев», Новороссийск»), а позже - «Адмирала Кузнецова». Строился он как демонстратор и тренировочная база, поэтому его размеры и возможности уступают иностранным аналогам.

 

Следующим шагом должен был стать авианосец «Ульяновск» (увеличенная версия «Кузнецова»), но распад СССР застал его на стапелях на 90% готовности, а после 1991 года было принято решение о закрытии проекта. В итоге он был разобран на стапеле.

 

Арктический шторм

 

Первая информация о том, что в России разрабатывается проект нового авианосца появилась в 2013 году. Тогда специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге была показана его масштабная модель. Проект 23000 «Шторм» предполагает создание корабля водоизмещением 90−100 тысяч тонн, длиной 330 м. Он сможет принять на борт до 90 истребителей Су-33, МиГ-29К, а также вертолеты Ка-27 и самолеты ДРЛО. На макетах можно заметить и модели истребителей пятого поколения ПАК ФА.

 

 

Техническое проектирование авианосца начнется в 2017—2018 годах, а начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.  Строительство же корабля ожидается не раннее чем в 2025—2030 годах. «Шторм» будет почти в два раза больше «Адмирала Кузнецова» и сможет в том числе защищать интересы России в Арктике.

 

«Россия должна иметь на вооружении во всяком случае один современный и боеспособный авианосец. Авиатехника развивается, и вскоре под нее будет необходимо создавать корабль, превосходящий по характеристикам «Адмирала «Кузнецова», который уже сегодня  не всегда позволяет раскрыть все возможности боевых самолетов. При этом нужно понимать, что это громадный проект, который займет несколько лет. Значит, начинать нужно уже сейчас», - считает эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ, главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров.

 

 

Новый плавучий авианосец безусловно нужен России для защиты своих интересов, граждан и  территории. Однако вопрос, каким именно он будет пока остается открытым. Однозначно можно сказать одно: этот корабль должен быть не таким, как авианосцы США. Их огромные размеры делают невозможным их заход во многие порты, а кроме того, они не способны работать в арктических широтах без помощи ледоколов.

 

Летающий «Кузнецов»

 

Безусловно, ждать, что в ближайшие годы «классические» авианосцы исчезнут не стоит, однако в будущем на смену громоздким и дорогостоящим кораблям могут прийти летающие воздушные гавани, и работа в данном направлении ведется как в России, так и за рубежом.

 

Попытки возрождения авианесущих дирижаблей связаны с тем, что главной их проблемой считается тихоходность и парусность, однако для авианосца это значения не имеет. Дирижабль может неделями находиться на одном месте на довольно большой высоте, где меньше ветра. При этом аппарат может не заходить в зону действия ПВО противника. Грузоподъемность разрабатываемых машин достигает 600 тонн, а значит, они могут вмещать в себя десятки тяжелых ударных беспилотников и даже легкие пилотируемые истребители.

 

 

«Дирижабли смогут стать носителями для беспилотников, в том числе и ударных, причем стоит отметить, что опыт авианесущих дирижаблей уже реализовывался в XX веке. В данный момент в России ведутся активные работы по созданию транспортных машин, которые смогут стать базой для создания летающих авианосцев», - считает коммерческий директор Воздухоплавательного центра «Авгуръ» Михаил  Талесников.

 

Первые попытки возрождения авианесущих дирижаблей были предприняты в США. Так, дирижабль проекта LEMV Northrop Grumman Corporation предполагалось использовать как пост наблюдения и площадку для беспилотников. Максимальная продолжительность полета достигала трех недель.  В России разработкой стратегических дирижаблей занимается в том числе компания РосАэроСистемы. Аппарат «Беркут» будет иметь энергоснабжение от солнечных батарей и способен удерживать постоянное географическое положение на высоте до 20-23 км. Длина в зависимости от модификации составляет от 150 до 250 метров, время беспосадочного полета - до полугода.

 

 

«Использовать дирижабль, который может нести беспилотники имеет смысл в том случае, если необходимо получить постоянный контроль над определенной территорией. Стоит вспомнить хотя бы опыт применения ударных БПЛА США в Пакистане, которые находились над этой страной постоянно. Использование дирижабля для дозаправки и пополнения боезапаса позволило бы сократить расходы на подобного рода операцию», - считает авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко.

 

 

Стоит отметить, что авиационная группа будет представлена не только  беспилотными аппаратами, но и самолетами - сверхкомпактами, разработка которых велась в России. В качестве примера можно привести проект истребителя С-54, который проектировался с учетом возможности корабельного базирования (с установкой складного крыла, тормозного гака, применением антикоррозийной защиты), а его максимальная взлетная масса не превышала 9,4 тонн. Такой подход конструкторов был основан на учете мирового (главным образом, американского) опыта, в соответствии с которым значительно проще сделать из хорошего палубного самолета сухопутный, а не наоборот.

 

 

Технические решения, заложенные в проект корабельного истребителя С-54, а затем его развития С-56 позволяют увеличить «самолетовместимость» авианосцев в два-три раза, что резко повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя выиграть «борьбу на истощение» с авианосцами противника, а кроме того, дает возможность использовать пилотируемые самолеты и на летающих авианосцах будущего.

 

Авианосец с крыльями

 

Развитие беспилотной авиации позволит в будущем создать летающие авианосцы не только на базе дирижаблей. По словам президента и генерального конструктора Раменского приборостроительного конструкторского бюро Гиви Джанджгавы, в качестве носителя беспилотников могут быть использованы в том числе и транспортные самолеты. Если раньше предполагалось, что такая крупная машина будет практически сразу уничтожена, то сегодня, при наличии беспилотников, спутников разведки и связи ей совершенно не обязательно заходить в зону противодействия.

 

Так, американский Lockheed C-130 в данный момент используется в том числе и как противолодочный самолет: на него навешиваются торпеды и ракеты. В России такой самолет предлагалось создать на базе Ил-76. Эта грузовая машина может быть не только разведчиком и носителем вооружения, но и в том числе заправщиком для беспилотников, а при необходимости эти беспилотники можно содержать на борту. Учитывая, что все больше набирает обороты разработка ударных беспилотников, несколько таких самолетов могут позволить в кратчайшие сроки наносить точечные удары по врагу в любой точке земного шара без создания дорогостоящей аэродромной инфраструктуры.

 

 

Летающие авианосцы сегодня кажутся чем-то фантастичным. Но и в 1917 году представить себе, что будет создан такой корабль как «Адмирал Кузнецов» могли только писатели-фантасты. Поэтому вполне вероятно, что «правнуки» «Адмирала Кузнецова» будут бороздить не моря, а воздушный океан.

 

Автор: Кирилл Яблочкин


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх