РФ и США делят зоны влияния
Телефонный разговор между президентом России Владимиром Путиным и избранным президентом США Дональдом Трампом ознаменовал «новую эру» в американо-российских отношениях и вызвал панику среди лидеров ЕС. Так считает аналитик Daily Express.
Трамп заверил, что он будет лично следить за тем, чтобы две ранее конкурировавшие сверхдержавы смогли прийти к конструктивному сотрудничеству. Тем самым, считает издание, избранный президент США «обозначил значительное потепление в отношениях между Москвой и Вашингтоном».
Этот телефонный разговор, носивший, по-видимому, теплый и примирительный характер, доказывает, что Россия окончательно вышла из тени, и теперь занимает ведущее место на международной арене, подчеркивает автор статьи.
Подобное развитие событий не может не беспокоить Брюссель, который все больше боится, что новая американская администрация оттеснит европейскую политику на задний план. Лидеры ЕС понимают, что укрепление связей между Москвой и Вашингтоном не предвещает сторонникам антироссийской линии ничего хорошего.
Однако ещё большую панику только лишь намечающее потепление отношений между Россией и США, предсказуемо вызвало в рядах нынешней украинской элиты и сочувствующих ей либеральных оппозиционеров в самой России.
Так, по мнению российского либерала Игоря Эйдмана, которое он высказывает в украинском издании «Обозреватель», для нового президента США Дональда Трампа Украина слишком бедная страна, которая не может быть интересна как взаимовыгодный партнер. А ради «идеалов демократии» Трамп конфликтовать не станет.
Автор утверждает, что нет никаких оснований предполагать, что «Трамп будет конкурировать с Путиным на международной арене».
«Путин — экспансионист, а Трамп — изоляционист. Поэтому у Трампа нет амбиций противостоять Путину в игре на мировой шахматной доске, — убежден Эйдман.
По его словам, Путин и Трамп «просто проведут карандашиком линию разграничения: вы (американцы) не лезете в Сирию, мы (русские) — в Ирак; вы — на Украину, мы — в Польшу или что-нибудь в этом роде».
«Так же как у Трампа нет никаких мотиваций конфликтовать с Путиным, у него нет никаких резонов поддерживать Украину», — заключает либеральный аналитик.
Насколько вероятен такой разворот событий?
— Я считаю, что такой «передел мира» вполне достижим и даже полезен не только для США и России, но и для многих других стран, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
— При этом надо чётко понимать сферу наших интересов. Не стоит на радостях, что удалось договориться с американцами по Украине, полностью отказываться, скажем, от Прибалтики. С этой территорией надо что-то делать в геополитическом плане. Постепенно добиваться выхода прибалтийских государств из НАТО. Эта территория всегда была зоной российского влияния. Здесь веками жили русские люди и сейчас продолжают жить.
Кроме того, в мире есть территории нашего культурно-мировоззренческого влияния. В первую очередь, это Балканы — Сербия, Черногория, Болгария, Греция. Мы здесь на какие-то формальные союзы не претендуем, Однако и отдавать полностью «на откуп» Западу этот регион нельзя. Должны быть равные права с Евросоюзом по проведению своей экономической и культурной политики в этом регионе.
Есть государства, важные для нашей безопасности. Например, Иран. Это государство прикрывает южный фланг постсоветского пространства. Мы не можем допустить, чтобы он перешёл в сферу влияния Запада или чтобы там начался хаос, как в Ливии или Ираке. Вот тут у нас возможны противоречия с Трампом, поскольку у него прослеживается чёткая антииранская линия. Придётся как-то договариваться. Допустим, мы согласны на то, что Иран не может утвердиться в Ираке. А вот давать отрывать от Ирана «куски», населённые курдами или арабами, нельзя. Вообще надо всячески противостоять позиции некоторых произраильских кругов в США, что надо уничтожить Иран или превратить его в слабое зависимое государство вроде Ирака.
— Тут тоже надо действовать крайне взвешенно, не вступать против Китая ни в какие комбинации с США, хотя, возможно, Трамп будет нас к этому склонять.
А вот Латинская Америка, Африка — это всё далёкие от нас регионы и мы вполне можем согласиться на то, чтобы у США там было право действовать по своему усмотрению, без оглядки на Россию. Но и своего трогать нельзя позволять.
— Дозрела ситуация в мире до того, чтобы США устранились от наиболее важного для России конфликта на Украине?
— Вопрос с попросту ничего Украиной мы могли бы решить ещё до избрания Трампа. Если бы Россия применила силу, поддерживая ополченцев, США попросту ничего бы не смогли сделать. Сейчас сложились предпосылки для того, чтобы этот конфликт решить мирным путём. Например, в случае не выполнения Минских соглашений Запад может просто отказать Киеву в экономической помощи, а также ввести санкции против Порошенко и его окружения. Если это произойдёт, то Киеву ничего не останется, кроме того, чтобы выполнить «Минск-2» так, как он изначально был задуман. Это вполне бы устроило нас, поскольку привело бы к эволюции Украины, которая превратилась бы в нейтральное государство. И в будущем оно могло бы даже интегрироваться в Евразийский экономический союз.
— А вообще правильно ли называть Трампа изоляционистом?
— Нет, это не так. Весь американский истеблишмент выступает за ту или иную степень влияния на мировую политику. Другое дело, что часть американской элиты выступает за то, чтобы по всему миру насаждать глобализацию, в том числе силовым военным путём. Эта политика могла вылиться в Третью мировую войну. Мир уже стоял у её черты. Трамп же принадлежит к той части элиты, которая считает, что надо проводить выгодную США внешнюю политику, не придерживаясь особых концепций, в том числе концепции глобализации. То есть вмешиваться только туда, где у США есть конкретные интересы. Например, на Ближнем Востоке — это, прежде всего, Израиль. Кроме того, США просто откажутся платить за всех своих сателлитов или сильно сократят поддержку. У них просто нет денег теперь, чтобы бряцать оружием по всему миру.
— Во-первых, борьба элитных групп внутри США только начинается, — говорит деканфакультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов.
— Насколько будет возможно договориться с Соединёнными Штатами, зависит от результатов этой борьбы. Я не исключаю, что Дональд Трамп в итоге сумеет кардинально поменять американскую внешнюю политику. И тогда негласные договорённости о разграничении сфер влияния в мире будут вполне достижимы. Разные регионы будут закреплены за сильными мира сего, но США всё равно будет настаивать на роли «первых среди равных» в принципиальных геополитических конфликтах.
Пока что у Трампа не очень устойчивое внутриполитическое положение. Кроме того, в странах, относящихся к традиционным партнёрам США, тон задают либеральные элиты, которым не по нутру антиглобалисткие намерения избранного президента Америки. Поэтому их представители уже не раз заявляли о несогласии с декларируемым курсом Трампа. Пожалуй, наиболее категорично в этом смысле высказалась глава европейской дипломатии Федерика Могерини.
Конечно, Дональд Трамп приходил к власти под лозунгом «возвращения в Америку», решения внутренних социально-экономических проблем. В этом смысле относительно стабильный миропорядок для него наиболее предпочтителен, в отличие от демократов, которые, наоборот, старались разжечь пламя войны и либеральной революции по всему миру. Можно сказать, что Трамп для Америки — это капиталистический аналог Сталина, который хочет умерить «троцкистский» пыл демократов.
Правда, надо помнить, что Трамп — человек прагматичный. Может быть, с ним придётся торговаться. Он будет отстаивать интересы своей страны достаточно жёстко, поскольку не хочет прослыть этаким «американским Горбачёвым», который «всё сдал», обрушил американскую систему влияния в мире. В целом, внешнеполитические игры с Трампом будут сложными, но эта игра стоит свеч.
— Вы упомянули о том, что европейские союзники уже призвали Трампа сохранить жёсткую линию в отношении России. Если избранный президент США всё же договорится с нами по Украине, смогут ли европейцы в данном случае вставлять палки в колёса?
— У Европы нет ни финансов, ни военных, ни моральных ресурсов, чтобы без США поддерживать режим Порошенко. Если Штаты предоставят Украину саму себе, там углубится внутриполитический кризис, и снова встанет вопрос о существовании украинской государственности. Европа может оказывать Украине в основном моральную поддержку. Но без США, эта поддержка будет — как мёртвому припарки. Украина превратится в большое махновское Гуляй-поле.
Алексей Полубота
Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Читайте нас: