Что ждать Украине: массовых народных выступлений или вооруженного переворота, организованного радикалами?
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков приказал жестко пресекать попытки силового противостояния на массовых акциях. Об этом он написал на своей странице в Facebook в понедельник, 14 ноября.
«Я приказываю каждому сотруднику принимать жесткие меры и пресекать попытки пронести или применить любое оружие, спровоцировать силовое противостояние, создать опасную ситуацию для мирных граждан», — заявил министр, добавив, что силовики должны «действовать быстро, решительно и профессионально».
Ранее в СМИ сообщалось, что украинские силовые ведомства готовятся к вероятным акциям протеста, для чего на базе СНБО, якобы, создан штаб для реагирования на всплески митинговой активности. В случае если акции протеста примут масштабный характер, силовики получат приказ на их разгон и арест организаторов. Впрочем, украинские власти данную информацию опровергают.
Напомним, 11 ноября представитель СБУ заявил, что Россия готовит на Украине новый «Майдан», целью которого, якобы, является проведение досрочных выборов в Верховную Раду, в результате которых к власти должны прийти «пророссийские силы».
— Заявление СБУ о подготовке Россией очередного «Майдана» — одно из проявлений агонии марионеточного киевского режима, лишившегося 8 ноября своего куратора в лице Барака Обамы, — считает директор института ЕврАзЭС Владимир Лепехин.
— Это еще одна карикатурная попытка обратить на себя внимание в ситуации, предшествующей неизбежному сносу киевской хунты руками её бывших сторонников, а ныне — «рассерженных» участников «Майдана» 2013−2014 гг.
О том, что киевский режим в агонии, и лучший способ реакции на его конвульсии — это его игнорирование, понимают сегодня не только в России, но также в ЕС, в ПАСЕ и в любых других западных структурах.
Сценарий обеспечения «мирового лидерства» США, реализуемый Обамой-Клинтон, сломан. А новым сценарием поддержка киевского режима не предусмотрена. Напротив, 9 ноября — точка отсчета начала реализации нового сценария, согласно которому в Киеве так или иначе (разумеется, независимо от какого-либо вмешательства России) произойдет очередной госпереворот с очередным расстрелом части его участников. Причем, я не исключаю, что в данном случае будут расстреляны не участники «Майдана», а некоторые представители нынешней украинской власти.
Следующим шагом станет суд — в той или иной форме — над Порошенко и другими организаторами госпереворота 2013−14 гг. и «АТО» в Донбассе. Суд по типу Нюрнбергского международного военного суда. Понятно, что западные спецслужбы прикроют отдельных и наиболее ценных своих «кротов» типа Турчинова (как в Нюрнберге 70 лет назад американцы «отмыли» Гесса), но основные участники бандеризации Украины будут так или иначе осуждены.
После чего по всей стране начнется стихийный вылов и отстрел «правосеков» и других кровавых клоунов, а лидеры нацистов вроде Белецкого, Корчинского и Ярошавынуждены будут изменить свою внешность и бежать из страны.
Наиболее отмороженные правосеки, возможно, попытаются захватить администрации где-нибудь в Ивано-Франковске или Тернополе, чтобы сепаратистски заявить о создании в них автономий с последующим обращением к Польше о присоединении к этой стране. Разумеется, подобные сепаратистские попытки будут подавлены — на чем, собственно, и закончится самая позорная страница украинской истории, именуемой Киевом проектом «украинской евроинтеграции».
Напомним, на прошлой неделе бывший лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» *, а ныне депутат Верховной Рады Украины Дмитрий Ярош в интервью «Украинской правде» заявил о том, что готов отдать приказ своим сторонникам штурмовать администрацию президента, если власть тотально предаст национальные интересы.
«Если власть тотально предаст национальные интересы, то я использую все свои возможности для того, чтобы ее убрать и привести на этот раз уже нормальных людей», — сказал Ярош.
При этом депутат отметил, что никогда не был радикалом и выступает за «мирную революцию», отвечая на вопрос, почему основатель «Правого сектора» покинул организацию.
При этом своих бывших соратников по ПС он назвал «молодыми и горячими ребятами, имеющими свое видение» и сказал, что не хочет им мешать заниматься «революцией и политикой». Главной же задачей своего движения Ярош назвал войну.
«Революция не завершена. Мы начали процесс в 2013-м году на Майдане, но до сих пор не реализованы те идеи, за которые мы стояли. Однако в условиях противостояния с внешним врагом завершать революцию желательно мирным путем. Революционные изменения — это не обязательно „трах-бах, напалм“. Это замена системы власти, людей у власти и структуры власти».
«То есть вы за революцию исключительно мирным путем?», — уточнила УП.
«Это было бы очень-очень желательно, потому что насилие — это крайняя форма борьбы. Люди, которые проливают свою и вражескую кровь, это осознают. А те, которые только книги читают, а потом кричат „Вперед, на баррикады!“, — как правило, не идут потом на те баррикады, но продолжают вдохновенно рассказывать о революции».
В то же время Ярош говорит, что не будет останавливать бывших соратников, если те пойдут на штурм администрации президента.
«Я останавливать не буду. Там умные ребята, и если они пойдут на штурм администрации президента, то, пожалуй, они будут иметь основания для этого», — подчеркнул Ярош, уточнив, что его подразделения «абсолютно контролируемые» и выдвинуться на Киев могут лишь по приказу.
— Желающие сменить Порошенко сейчас будут проявляться чаще и активнее, — отмечает политолог Александр Дудчак. — Бывшие соратники Порошенко по «Майдану» или разбегаются, или превращаются во врагов. Центральная власть неустойчива и не имеет союзников. И Ярош не единственный, кто будет заявлять о своих претензиях на власть.
— Ярош говорит, что ушел из ПС потому, что никогда не был радикалом. Как это понимать? Что из себя сегодня представляет сам Ярош и его новое движение и что представляет собой «Правый сектор»? Являются ли они сколь бы то ни было значимой силой в украинской политике?
— Есть старая английская поговорка, которую в случае с Ярошем можно перефразировать так: Если нечто выглядит как радикал, действует как радикал и высказывается как радикал, то это, вероятно, радикал и есть … То, что он, как и нацист Белецкий, хочет несколько подправить себе имидж, в первую очередь в надежде на то, что «заграница им поможет», вовсе не означает, что у всех короткая память, и никто не помнит, что из себя они представляют. А влияние таких личностей как Ярош, будет определяться тем, что найдут или не найдут они себе «инвесторов». В принципе, даже из Яроша при определенных вложениях и раскрутки можно сделать заметную политическую силу.
— В конце сентября украинские СМИ сообщили, что партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко готовит новый Майдан в Киеве. Говорят, что нынешняя зима будет особенно суровой, и нищета и высокие тарифы таки выведут людей на новый «Майдан»? Выведут ли? Или «Майдан» в принципе невозможен без американских денег, а украинцы готовы терпеть бесконечно?
— Для переворота уже нет необходимости вновь собирать «Майдан», подобный тому, что был зимой 2013−14. Вполне можно обойтись кулуарными средствами. Но без финансовой помощи и легитимации со стороны Запада все же не обойтись. А интерес к Украине со стороны США при новом президенте Трампе вряд ли будет такой же, как при Обаме. При резком падении уровня жизни, население предрасположено к приходу «сильной руки», не слишком обращая внимания, какие идеи эта «сильная рука» проповедует. Главное — обещания улучшить жизнь, и наказать виновных.
— Есть ли запрос на свержение власти у нынешней украинской элиты? Кто из политиков хотел бы, а главное — мог бы занять место Порошенко?
— Убрать Порошенко желающих много. Он практически единственный из представителей крупного украинского капитала, кто получает прибыль от войны в Донбассе и кризиса, происходящего на Украине. И такая ситуация не может устраивать представителей бизнеса, несущего убытки. Недовольны и те, кто участвовал в «Майдане», но остался за бортом при переделе портфелей, собственности, источников доходов.
— Кто из радикалов сегодня способен реально взять власть силовым путем? В последнее время нас часто пугают партией, создаваемой на основе «Азова», которая якобы имеет серьезную поддержку силовых структур, сосредотачивает вокруг себя основные силы националистов и давно вытеснила с этого поля другие организации, тот же ПС…
— На захват власти силовым путем они способны, но вряд ли способны будут ее долго удерживать. Зато дров нарубить вполне могут успеть. Угроза радикализации украинской власти вполне реальна. А это чревато новым обострением ситуации в Донбассе и дальнейшем ухудшением в экономике Украины.
Политический обозреватель Виктор Шапинов более скептически смотрит на перспективы переворота со стороны Яроша
— Посмотрите, что на самом деле сказал Ярош — это довольно умеренная речь, выступление против власти рассматривается как крайняя мера, «если власть тотально предаст национальные интересы».
— Как понимать слова Яроша о том, что он никогда не был радикалом, а главной задачей своего движения считает не революцию, а войну? Это просто словесная эквилибристика?
— Это отражение внутренней полемики украинских ультраправых. Часть из них считает необходимым «третий майдан», который установит «настоящую хунту». Часть считает такие действия неуместными, ссылаясь на войну. Ярош относится к этому умеренному течению в украинском нацизме. Его позиция, скорее всего, объясняется близостью к американцам через Наливайченко, а американцы не заинтересованы в дестабилизации ситуации.
— Кого Ярош имеет в виду под своими сторонниками, которых готов отправить на штурм администрации президента? После ухода из ПС у него в распоряжении остались боеспособные группы, способные на это?
— Еще раз, давайте обсуждать то, что Ярош действительно сказал. А он сказал, что не будет удерживать своих бывших соратников, если они пойдут на штурм АП. Вообще, в отличие от образа в российских СМИ, Ярош — это хоть и ультраправый, но очень осторожный политик. Напомним, что за несколько дней до победы «Майдана», он встречался с Януковичем и вел какие-то переговоры.
Что касается собственных ресурсов Яроша, то они у него, конечно, есть, но не в таком количестве, чтобы представлять угрозу для власти. После победы «Майдана» «Правый сектор» превратился во франшизу, бренд, который использовали различные группировки, зачастую прямо криминального характера для решения своих вопросов в стиле 90-х. Ярош это понял, поэтому формально отмежевался от этой структуры.
— Мы постоянно слышим от различных групп националистов о том, что власть будет свергнута, если предаст национальные интересы. Но, если говорить прямо, власть уже неоднократно перешла эту недопустимую для радикалов черту. Когда ее будут свергать? А главное — есть ли кому свергать? Есть ли на Украине такая организованная сила?
— Ультраправые в украинской политике играют инструментальную роль, они нужны для запугивания и террора в отношении несогласных. В качестве силы, способной взять на себя всю полноту власти, как НСДАП в Германии 1930-х, или движение Муссолинив Италии 1920-х, они не рассматриваются сейчас ни одной из группировок олигархии, еще меньше — западными центрами. А без поддержки олигархии фашистские движения никогда и нигде к власти не приходили. Даже Гитлер был поставлен на пост рейхсканцлера после того, как в пользу этого высказались тридцать богатейших промышленников Германии. Зачем украинской олигархии или ее «старшим партнерам» на Западе приводить к власти ультраправых маргиналов, если крайне правая политика и так проводится мейнстримными политиками? Фашизм без свастик и римского приветствия выглядит куда респектабельнее.
— Националисты постоянно пытаются «подмазаться» к социальным протестам" украинцев. В этом году обещают особо суровую зиму и рекордное повышение тарифов. Смогут ли радикалы использовать увеличение протестной энергии населения и будет ли вообще это увеличение, а если будет — приведет ли к чему- то большему, чем пикетирование правительственных зданий?
— Такое вполне возможно на Западе страны. На юго-востоке ультраправые скорее будут использоваться как сила подавления протестов, которые будут объявлены инспирированными «сепаратистами» и Россией.
*В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
Дмитрий Родионов
Фото: Zuma/TASS
Читайте нас: