Почему Киев на переговорах пытается связать крымский и донбасский вопросы
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Киев никогда не признает воссоединение Крыма с Россией. Об этом, как передает телеканал «112 Украина», он сказал в пятницу, 16 сентября, выступая на 13-й конференции «Ялтинская европейская стратегия» (YES).
«Мы никогда не примем и не будем торговать Крымом за хорошее решение в Донбассе. Крым — это украинская территория», — подчеркнул Порошенко.
Воссоединение полуострова с Россией он назвал очень опасным. «Это прецедент, который происходит в центре Европы в XXI веке. Мы не должны позволять таким прецедентам иметь место в принципе», — сказал украинский лидер.
Также Порошенко заявил, что рассчитывает на поддержку Генеральной ассамблеи ООН в позиции по Крыму.
«Генеральная ассамблея ООН, которая началась на днях в Нью-Йорке, также должна сказать относительно этого свое слово. И мы рассчитываем на поддержку новой украинской инициативы по принятию Генассамблеей ООН резолюции относительно нарушения прав человека в Крыму», — сказал Порошенко.
Кроме того, по мнению Петра Порошенко, ключ к решению конфликта в Донбассе — это подвижки в области безопасности.
«Поэтому я предложил очень простой подход — дорожная карта, которая содержит последовательность шагов на политическом фронте и фронте безопасности, связанная с гарантиями их внедрения. Наше требование очень простое — Россия должна обеспечить устойчивое перемирие в Донбассе. Что означает российское перемирие, провозглашенное без наших друзей и партнеров — Германии и Франции? Мы увидели за последние сутки, когда нам обещали приостановку огня, а было более 30 обстрелов. Второе — Россия должна остановить поставки своей тяжелой артиллерии, танков, регулярных войск, боеприпасов на украинскую территорию. Третье — обеспечить полный доступ специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на всю оккупированную территорию Донбасса и Крыма и на временно неконтролируемую часть украинско-российской границы», — перечислил он требования Киева.
Почему Порошенко активно пытается включить «крымский вопрос» в повестку дня минских переговоров? Насколько вероятен вариант «обмена Крыма на Донбасс», который озвучивает Порошенко и сам же отвергает?
—Да, варианты такие гуляют в прессе, — напоминает директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.
— Причем не только в западной. Озвучивались они и в России. Вот только те, кто подобные варианты обсуждают, ни разу не ответили на вопрос: как на практике выполнить такой «обмен», и чем он обернется для жителей Донбасса?
Конечно, сейчас Киев не сможет обсуждать данную идею. Потому что в таком случае против Порошенко восстанут его батальоны из числа «патриотов». Но вы видите, уже из числа некоторых «свидомых» все активнее звучат призывы к Киеву отказаться и от Крыма, и от Донбасса. Так что рано или поздно такой вариант кому-то в Киеве сможет показаться более привлекательнее.
— Почему Киев постоянно пытается связать крымский и донбасский вопросы на минских переговорах? Насколько эти темы вообще связаны для остальных игроков — Запада и России?
— Мы понимаем, что позиция Киева не самостоятельна. То есть это и позиция Белого дома, руководящего сейчас и внутренней, и внешней политикой Украины. Россия уже не раз заявляла, что для нее «крымского вопроса» не существует, он закрыт на веки вечные. Но надо же понимать и другое: данный вопрос может быть закрыт для Запада только в двух случаях — в случае глобальных геополитических потрясений или же в случае признания Украиной российского Крыма. Других вариантов нет.
— Киев вновь и вновь пытается переписать очередность выполнения Минских соглашений, по возможности приплетая Крым. Зачем вообще было подписывать их в том виде?
— Минские соглашения должны были быть признаны и Украиной, и Западом. Поэтому всем сторонам надо было искать компромиссные, расплывчатые формулировки. Но некоторые пункты этого соглашения невыполнимы, поэтому на них, конечно, изначально не стоило соглашаться. Кроме того, необходимо было более четко определить последовательность шагов, выработать «дорожную карту» разрешения конфликта. Не забывайте, основная цель Минского соглашения заключалась в том, чтобы принудить Киев сесть за стол переговоров с мятежными республиками Донбасса. То есть намечалось далее конкретизировать каждый из пунктов и под каждый из них вырабатывать алгоритм решений. Но Киев от диалога отказался.
— Насколько для Запада «крымская тема» отложена, пока не решен вопрос с Донбассом? Может ли она выйти на первый план?
— А Запад и не снимал «крымский вопрос» с повестки дня. Поэтому меня, честно говоря, удивляет, что в России периодически возникают надежды на снятие антироссийских санкций. Надо бы избавляться от этих иллюзий, понимая, что наличие «крымской проблемы» для Запада (а все мы понимаем, что Россия никогда не пойдет на изменение статуса Крыма) будет означать и продолжение санкций.
— Поскольку Киев фактически разорвал дипломатические отношения с Россией, Порошенко ведет беседу сам с собой — от лица вымышленной России предлагает обменять Крым на Донбасс, а потом сам же отвергает эту смелую мысль, — объясняет слова украинского лидера руководитель экспертной группы «Крымский проект»Игорь Рябов.
— Украинская власть сделали немало безошибочных шагов по разрыву диалога между двумя странами, и потому все чаще выпадает из адекватной политической повестки. К тому же сейчас на Порошенко нарастает внешнее давление — вплоть до предложений со стороны Германии о досрочных парламентских и президентских выборов. Вот и приходится искать способы отвлечь внимание партнеров от реальной повестки. Конечно, никто ничего не собирается обменивать, никто никогда этого не обсуждал, потому что в реальной повестки этого вопроса просто нет.
— Одно из требований, озвученных Порошенко — «обеспечить полный доступ специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на всю оккупированную территорию Донбасса и Крыма и на временно неконтролируемую часть украинско-российской границы». Что значит, и Крыма? Почему Киев постоянно пытается продвинуть «крымский вопрос» в переговоры по Донбассу?
— Киев живет в реальности, которой давно не существует. Крым живет своей жизнью, своими проблемами, и ему не нужна никакая степень заботы со стороны президента Порошенко. Территория Крыма не оккупирована, а является частью Российской Федерации, при полной безоговорочной поддержке населения Крыма и России, с законным статусом — и пребывания Крыма в составе России, и процесса перехода в российскую юрисдикцию. Все объясняется просто. В санкционной политике США в адрес России Крым стоит на первом месте. Поэтому по просьбе США Порошенко постоянно держит Крым в центре своего внимания, не признавая реальность.
— Почему Запад, не признающий присоединение Крыма, все же отказывается рассматривать этот вопрос в общей с Донбассом повестке дня?
— Потому что сегодня «Запад» — это не только США, раздираемые предвыборной ситуацией, но и европейские государства. Они ситуацию воспринимают куда реальнее. А реальность для них в том, что в Минских соглашениях между Украиной и Донбассом нет никакого Крыма. Ни как стороны соглашений, ни как субъекта переговоры. Германия и Франция подписались под обязательствами Киева, и всякое отклонение от исполнения обязательств они пытаются корректировать. Еще более очевидно, что для Донбасса, который подвергается практически ежедневным обстрелам, отговорки по Крыму вообще не являются фактором политики. Но конечно все всё понимают — Украина никогда не хотела, не собиралась и не будет выполнять минские договоренности. Включение Крыма в дискуссию — обычный пропагандисткой прием, когда процесс ушел далеко от сути дела, а задачи пропаганды решать нужно.
— Если теоретически представить себе, что донбасский конфликт улажен, означает ли это, что на Россию будет усилено давление по вопросу Крыма?
— Риторика Киева не воспринимается нами как давление. Это подыгрывание санкционной политики США и внутриукраинский продукт. Который, конечно, уже на умы украинцев действует мало. Граждане Украины ездят на отдых в Крым, принимая все законные требования по пересечению границы, по организации своего досуга — не расплачиваются гривнами и не бронируют поездку через украинских туроператоров. Украинские туристы, посетившие Крым в этом году, число которых, по разным оценкам, колеблется от 500 до 800 тысяч, полностью признали Крым и приезжают домой с более достоверными сведениями, нежели рассказывает с трибун Порошенко.
Дмитрий Родионов
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Читайте нас: