В погоне за превосходством военная мысль шагнула столь далеко, что только лучшие военно-промышленные комплексы могут поспевать за ней. Гонка вооружений, та, что родилась вместе с человечеством, уже давно перестала быть «игрой» для всех народов. Лучше всего это заметно на эволюции реактивных истребителей.
Избранные нации мира строили истребители третьего поколения, но их было столь много, что отсутствие возможности проводить собственные разработки воспринималась как ущербность и недоразвитость страны. На разработку истребителей четвертого поколения кинулись по привычке тоже многие конструкторские бюро и в процессе поняли, что дальше им путь заказан. Пятое поколение — у кого получилось?
- Американцы имеют на вооружении безумно дорогой F-22, кроме того недавно встал на службу истребитель «условно пятого поколения» F-35;
- У России проходит последние испытания ПАК ФА;
- У Китая на испытаниях прототипы J-20 и J-31;
- У Японии прототип X-2.
Всё. Где разработки шведов, немцев, французов, швейцарцев, британцев? Только четыре страны пока входят в пятое поколение и только лишь две из них отправляются дальше — в шестое.
Варианты
Американцы одно время хотели спрятаться, полагая, что отрыв в стелс-технологиях обеспечит им преимущество как в небе, так и на земле, позволив скрытно и незаметно красться через радары вражеской ПВО и наносить неожиданный удар. «Невидимые» истребители, бомбардировщики, крылатые ракеты и даже корабли — к чему в итоге пришли?
Б-2 «Спирит» — тяжелый бомбардировщик для прорыва хорошо организованной ПВО уступал по всем параметрам более ранним собратьям и имел лишь одно преимущество – «невидимость». А еще он стал самым дорогим самолётом в истории. Были ли когда-либо американские самолеты «невидимыми» для отечественной ПВО — вопрос дискуссионный, но то, что они потеряли это качество еще с появлением ЗРК «Триумф», — факт.
Так что стелс-технологии были актуальными только с аборигенами мировой периферии. Ну а сочетание «невидимый» и «самый дорогой» совсем не то же самое, что «малозаметный» и «самый дорогой».
Стелс-технологии из панацеи превратились в одно из требований к современному вооружению.
Гиперзвук
Скорость — преимущество, на которое сегодня делают ставку ведущие конструкторские бюро мира. Гиперзвук начинается с 5 Махов – это очень быстро, настолько, что на этом рубеже меняется динамика полёта и воздвигаются новые требования к конструкции планера. Конструкторских бюро, которым по плечу создавать такую технику, как оказалось, немного.
Зачастую обыватель, глядя на плавные линии и хищный профиль современного ударного самолета, забывает о том, что самолет – это всего лишь средство доставки ракет. Пусть быстрая, маневренная, защищенная, но всего лишь платформа для подвески ракет. И ракеты решают никак не меньше, а в некоторых случаях и больше, чем самолет.
Гиперзвуковые ракеты
В первую очередь высокие скорости реализуются в боевых блоках межконтинентальных баллистических ракет. Такая ракета доставляет боеголовку в нужную точку, где она разделяется на несколько частей, что с гиперзвуковой скоростью прорывают вражескую ПРО и наносят ядерный удар по объектам.
Это лёгкий путь, и по нему идут Штаты, которые в 2014 году запороли второе испытание Advanced Hypersonic Weapon; китайцы, продолжающие испытывать DF-Z; ну и мы со своей МБР «Сармат».
Гораздо более сложный путь — создать гиперзвуковую ракету, которая может прятаться в корпусе бомбардировщика.
Есть информация о том, что наш гиперзвуковой ракетный комплекс «Циркон» изначально испытывался на Ту-22М3, но что-то не получилось и заставить его работать удалось только на наземной пусковой установке. Но что стреляет с земли, стрельнёт и с корабля. Так и родилась противокорабельная специализация «Циркона», которыми планируют вооружить наш тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». Дальность полета «Циркона» — 300–400 км и скорость в 5–6 Махов.
Я не знаю, как работает эта ракета. А если бы знал, наверняка не мог бы говорить. Но, судя по общей тенденции работы сверхзвуковых ракет, на гиперзвуковую скорость «Циркон» выходит в конце своего пути, ближе к цели. На маршевом же участке её скорость ниже. Так же её траектория наверняка не является прямой.
Интересно рассмотреть следующий пример.
Есть такой американский эсминец «Арли Бёрк». Хороший, современный корабль, вышедший большой серией. На нем стоит весьма неплохая РЛС AN/SPY-1 с пятисекундным периодом сканирования окружающего корабль пространства. «Циркон», к слову, за каждые 5 секунд преодолевает восемь с небольшим км.
За сбивание вражеских ракет на «Арли Бёрк» отвечает ЗРК RIM-7 «Си Спэрроу». Раньше комплекс наводился оператором, но потом его модернизировали до автоматики и он начал получать целеуказание от РЛС корабля. Максимальная дальность комплекса — 30 км.
«Циркон» преодолеет это расстояние за 18 секунд — именно столько будет времени у «Си Спэрроу» на противодействие. Учитывая медленный разгон ракеты и необходимость «подсвечивания» цели с корабля, шансы на поражение около нуля.
Если «Си Спэрроу» не справляется, то на последних полутора километрах в дело вступает зенитный арт-комплекс Mark 15 Phalanx, чья скорость реакции составляет 2-3 секунды, то есть «Циркон» преодолеет это расстояние быстрее, чем арт-комплекс сумеет повернуть свой ствол.
Это только общее сравнение, и эти средства защиты хоть и повсеместно распространены в американском флоте, но все же не единственные. Тем не менее «Циркон» если и не полностью нивелирует натовские средства корабельного ПВО, то делает её гораздо более уязвимой.
В планах «Циркон» модернизировать, увеличив дальность запуска до 1 тыс. км, что позволит отправлять на дно американские авианосцы, даже не входя в зону боевого радиуса их «Супер Хорнетов».
Ещё лучше ракета станет, когда мы всё-таки поместим её в корпус самолетов нашей дальней авиации. Это сделает берега России неприступными для самых крупных авианосных ударных объединений.
Но не это главное. Главное то, что именно такая ситуация и называется военным технологическим превосходством. Когда аналог твоего оружия могут произвести всего 2-3 игрока в мире. Но превосходство — это не доминирование, это безопасность для наших с вами городов.
Автор: Сергей Черкасов
Читайте нас: