Истребитель пятого поколения F-35 старательно идет по следам своего старшего брата. Триумфальные результаты предварительного компьютерного моделирования никак не приходят в соответствие с реально демонстрируемыми способностями самолета. Как и F-22 «Raptor», новейший и самый раскрученный истребитель США, будучи исполненным в металле, преподносит своим создателям один сюрприз за другим.
Гордость американского военно-промышленного комплекса — истребитель пятого поколения F-35 «Lightning II» от фирмы Lockheed Martin провалил ряд важнейших тестов своей электронной начинки. По заявлению начальника испытаний военной техники в Минобороны Соединенных Штатов Майкла Гилмора, самолет не прошел тесты программного обеспечения, системы объединения данных и применения вооружений. Из этого Гилмор сделал закономерный вывод: «Достижение полной степени боеспособности истребителя находится под существенной угрозой».
Где-то мы это уже видели. Точно так же предшественник F-35 — F-22 «Raptor» уже после поступления на вооружение начал на гора выдавать сбои программного обеспечения, неполадки в различных системах и немотивированные отказы управления. Так, некоторое время действовал запрет на полеты Рапторов выше семи с половиной километров, поскольку в любой момент у пилота могла возникнуть нехватка кислорода, грозящая потерей сознания, машины и ценного кадрового военного.
Сложно сказать, насколько угрожают безопасности летчиков выявленные сбои в программном обеспечении. Скажем, сбой программы, отвечающей за вертикальную посадку F-35B, может привести к потере машины, в случае, если посадка планировалась на находящийся в открытом море корабль. Потенциальная возможность такого развития событий может намертво приковать эту модификацию истребителя к аэродромам базирования, как это уже случалось с F-22.
Но перспектива потерять самолет в мирное время из-за отказа электроники не идет ни в какое сравнение с отсутствием возможности вести боевые действия в военной обстановке. Сбой в системе применения вооружений в условиях реального боя сделает из F-35 крайне дорогостоящую, малозаметную мишень, не способную даже огрызнуться. А, возможно, даже лишенную возможности экстренно сбросить бомбовую нагрузку и попытаться уйти от противника.
Но и это не самое страшное. F-35 должен стать не только истребителем или штурмовиком. Этот самолет рассматривается как ретранслятор и летающий командный пункт, на который могут приходить данные из различных источников для дальнейшей обработки и перераспределения между ближайшими союзниками. Таким образом, сбой в системе объединения данных может привести к потере боеспособности не только отдельного самолета, но и зависящих от его указаний союзников.
Мэрилин Хьюсон, занимающая пост главы Lockheed Martin, рассчитывает постепенно увеличивать количество выпускаемых F-35, доведя показатели до сотни самолетов в год к 2018–2019 годам. Однако и здесь стоит взглянуть на судьбу Раптора. Производство первых экземпляров этой машины началось еще в 1997, а спустя четырнадцать лет уже завершилось.
Читайте нас: