Лента новостей

20:26
Армения купит в России 12 истребителей Су-30СМ
20:20
Как Запад готовит «украинский сценарий» для Белоруссии
20:17
Александр Малькевич обратился к французским коллегам с просьбой о прекращении антироссийской лжи на страницах «Франс Пресс»
20:11
«Зеленский опасен для Украины» - Виталий Кличко
19:36
Всемирная зимняя универсиада: измерения безопасности
19:35
Объявлена дата запуска первого поезда по Крымскому мосту
19:34
Навальный вернулся к национализму
19:34
США выделят деньги на подготовку популяризаторов своей политики в России
19:32
Павел Шипилин. Бесстрашные американские генералы
19:31
Церковь указала на смертный грех Порошенко
19:31
США просят сделать Арктику свободной
19:29
Беспилотный танк будущего: когда он поступит в армию России?
19:26
США готовят рои РЭБ-беспилотников
19:25
В польском Кельце звания почётных граждан лишили 29 советских воинов
19:25
"Патриоты" атакуют Путина.
19:25
В Казахстане с национальной валюты убрали надписи на русском языке
19:24
Эксперты сравнили российский «Бал» с американским «Гарпуном»
19:23
МО Армении: РФ препятствует дестабилизации в Кавказском регионе
19:23
Лукашенко предостерёг Запад от размещения ракет в Европе
19:18
Троянский конь из Вашингтона
19:18
ФСБ пресекла деятельность группировки из граждан РФ и Украины, производивших наркотики
18:44
«Новая газеты» топит против России: понятно, почему её так бесит наш прекрасный Мундиаль
18:43
Шестерки Ходорковского заметают языками его след в ЦАР
18:10
The Insider выполняет новый заказ МИ-6 по делу Скрипалей
18:06
Американцы против захвата Венесуэлы
18:00
Ракетный комплекс «Бал» прикроет базу Каспийской флотилии
17:30
В Новороссийске открыт современный комплекс по подготовке боевых пловцов
17:11
Украинская биатлонистка Журавок призналась, что хочет выступить на российской Универсиаде
17:10
Европейский суд по правам человека встал на сторону России по делу "о захвате украинских моряков"
17:09
Художник Поярков рассказал, что он тоже выносил раненных беркутовцев с Майдана
17:09
Шустера вернули в Украину: бывшая звезда «Интера» запускает предвыборный проект
17:08
Ученые обнаружили гены алкоголизма и табачной зависимости
17:07
С-300 и мифы о «чудо-оружии»
17:06
9М730 «Буревестник»: насколько опасна российская ядерная крылатая ракета?
16:40
Газовые санкции помогут России создать передовую отрасль с нуля
16:19
«Блеск и нищета куртизанок» и другие последствия Майдана спустя 5 лет
13:21
«Мы готовились к пыткам». Сторонники Януковича не могут его простить
13:20
"Сирийский перелом"
13:17
Жизнь под прицелом быстрых путинских ракет
13:14
Марш-бросок на Приштину
13:05
Экспроприация экспроприаторов
13:03
Михаил Хазин. Послании Президента: послевкусие
13:01
Интернет становится локомотивом российской экономики
13:01
Эксперт: Путин пошёл ва-банк – возможны кадровые решения
13:00
Бесконтактный бой: Простая, суровая правда о секретной технике
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 


» » Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78

Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78

На момент создания ВВС Украины в 409-ом авиационном полку самолетов-заправщиков 106-ой тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации ВВС СССР на аэродроме Узин находился 21 самолет типа Ил-78. Большая их часть после демонтажа заправочного оборудования, начиная с 1993 г. использовалась для грузовых коммерческих перевозок, тем более, что самолеты были в отличном состоянии, а максимальный взлетный вес составлял 210 т в отличие от Ил-76МД, у которых эта величина ограничивалась 190 т. После исчерпания технического ресурса самолеты были возвращены министерству обороны Украины и хранились на аэродромах Мелитополь, Запорожье, Николаев и Белая Церковь.



Самолет Ил-78, ранее арендуемый авиакомпанией БСЛ у ВВС Украины, в аэр. Кульбакино-Николаев, апрель 2011 г. Такая регистрация (UR-76670) использовалась на нескольких самолетах компании.


Первая потеря произошла 25 марта 1993 г., когда  кабина самолета с бортовым номером 76736 (зав. 0073476317/ сер. 58-10) была разрушена крылом рулящего мимо Ил-78 СССР-76653. Так как при этом была повреждена перегородка гермокабины, борт списали и впоследствии утилизировали. Оба участника происшествия предлагалось уже в 1995 г. реализовать Новосибирскому АПО в  обмен  на техническое обеспечение эксплуатации парка самолетов Су-24. Известно, что в Новосибирск по этому соглашению были переданы только пять самолетов Ан-12, а Илы так и не покинули родных стоянок и были в итоге реализованы при выполнении алжирского контракта. Один как полноценный самолет, другой как донор.

Успешная реализация началась в 1999 г. после подписания контракта на поставку шести самолетов Ил-78 в конфигурации с двумя (вместо трех) унифицированными подвесными агрегатами заправки УПАЗ-1 для ВВС Алжира на общую сумму свыше 20 млн. долл. В последующем «Укрспецэкспорт» осуществлял поставку запчастей и выполнение регламентных и ремонтных работ на базе заказчика при помощи украинских специалистов.

В конце 2001 г. после демилитаризации и доработки согласно требованиям ИКАО в Анголу уже в качестве гражданского воздушного судна Ил-76ТД был продан Ил-78 бортовой номер 76721. Формально самолет принадлежит Министерству Обороны Анголы, но обычно выполняет президентские рейсы по перевозке транспорта и  сопровождающих лиц в ходе официальных визитов.

Еще один контракт на приобретение двух самолетов-заправщиков Ил-78 был заключен в июле 2005 г. с компанией «North American Tactical Aviation», созданной отставными летчиками морской авиации США, пытавшейся выйти на рынок контрактных заправочных услуг для авиации ВМС США, в частности, в интересах частной компании «Tactical Air Defense Services». В дальнейшем борт номер N78GF, прибывший в конце мая 2006 г. в аэропорт Шерман/Дэнисон-Грейсон (штат Техас), был перепродан другой американской компании «Air Support Systems», которая, в свою очередь, сдала его в аренду фирме «Tactical Air Defense Services», продолжавшей предлагать использование двух Ил-78 и двух Ил-76МД, якобы находившихся в собственности.

Летную и  наземную эксплуатацию самолета в течение нескольких лет после продажи осуществляли специалисты ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» до тех  пор, пока в июле 2009 г. пять украинцев не были задержаны в связи с нарушением иммиграционного законодательства США после посадки Ил-78 на дозаправку в Международном аэропорту Сойера в Техасе.
Сообщалось, что в июле 2009 г. «Tactical Air Defense Services» получила первый контракт на использование этого Ил-78 по назначению от некоего ближневосточного заказчика, однако к реальной эксплуатации Ил-78 из-за затянувшейся американской сертификации самолета, а также борьбы внутри менеджмента за контроль над фирмой так и не приступила.

В связи с неудачным бизнес-стартом второй самолет Ил-78 (N78RX) также не использовался по первоначальному назначению и был продан в начале 2010 г. «Air Support Systems» частному лицу в г. Сент-Луис (штат Миссури) и ныне зарегистрирован на компанию «Il78-2 LLC». Сертификат FAA на оба самолета истек уже в 2013 г., но никаких сведений об их эксплуатации больше не поступало. При этом самолет так и не покинул территорию Украины.

Существует также неподтвержденная официально версия о том, что истинной причиной заключения этого невыгодного, на первый взгляд, контракта послужило желание Китая приобрести на Украине около десятка Ил-78, что затрагивало интересы национальной безопасности США. После соответствующего воздействия на администрацию президента Виктора Ющенко сделку «переиграли», причем разница в  финансовых результатах оказалась для Украины несоизмеримой. Так, представители «Рособоронэкпорта» обсуждали с Китаем цену в 25-30 млн. долл. за один заправщик, а цена, зафиксированная украинской таможней за первый проданный американцам самолет, составила всего лишь 600 тыс. долл.

Более успешным оказался другой контракт, подписанный государственной компанией «Укрспецэкспорт» в конце 2006 г., который предусматривал поставку партии из четырех самолетов-заправщиков Ил-78 (и пока не использованный опцион на пятый самолет) для ВВС Пакистана на общую сумму более 25 млн. долл.

Выступившая в качестве посредника от покупателя компания «A.T.E. International Ltd.» (f.k.a. RWR International Commodities), имеющая британский юридический адрес в Лондоне, находится в Перечне иностранных юридических и физических лиц, подлежащих особому контролю со стороны Министерства по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control) Великобритании.

Еще до завершения пакистанского контракта переговоры с представителями КНР о покупке самолетов-заправщиков Ил-78 были возобновлены, что косвенно подтверждает версию об американском противодействии в 2005 г. В результате 9 декабря 2011 г. был заключен контракт № USE-16.2-122-K/KE-11общей суммой 44,787 млн. долл. на приобретение трех самолетов-заправщиков Ил-78 (после проведения их капитально-восстановительного ремонта) и соответствующего авиационного имущества для Китайской Народной Республики.

Украинские СМИ в связи с этим сообщали, что контракт был заключен украинской стороной по заведомо заниженной цене, и что рентабельность контракта достигается только при стоимости 52,5 млн. долл., а в результате работы по Ил-78 для Китая на ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» являются убыточными для завода. Это подтверждается и фактом списания с учета в/ч А3840 в декабре 2011 г. трех самолетов Ил-78 первичной стоимостью 66,967 млн. грн. (около 8,35 млн долл.). При этом согласно договору комиссии об отчуждении и реализации военного имущества № 270/4/68-11вр/Д29-2.1.1/178 от 25.05.2011 г., они были переданы дочернему предприятию ГК «Укрспецэкспорт» уже 30 ноября 2011 г., а в качестве владельца этих самолетов в процессе хранения и перегона на завод, начиная с мая 2012 г., выступало уже ООО «Научно-производственная фирма «АрсАвіа» (г. Киев).

Китайские экипажи в середине мая 2013 г. изучали в николаевском центре самолет Ил-78 и проходили обучение на тренажере, а 25 марта 2014 г. на аэродроме Кульбакино (г. Николаев, Украина) состоялся первый полет самолета-заправщика Ил-78 зав. номер 0073478359, подготовленного к поставке.

Экспорт самолетов Ил-78 из Украины.


пп
Заводской /сер. номер Борт. номер      в/ч 40433 Борт. номер Заказчика Дата поставки Цена, млн. долл. США Покупатель
1 0043453597/40-10 76609 7T-WIF апрель 2000 3,773 «Scimitar Systems S.A.» (Девон, Великобритания) для Госкомпании «Sonatrach» (Алжир)
2 0043454640/41-10 76610 7T-WIL июнь 1999 1,921 Тот же
3 0053461837/46-10 76646  7T-WIH декабрь 1999 3,676 Тот же
4 0053462879/47-10 76653 7T-WIQ сентябрь 1999 3,617 Тот же
5 0053464919/48-10 76662 7T-WIS октябрь 1999 3,32 Тот же
6 0063469080/52-10 76690 7T-WIN июль 1999 3,495 Тот же
7 0073475239/56-10 76721 D2-FEW февраль 2002 0,875 «Vast Impex S.A.» (Панама) для Военного ведомства при Президенте Анголы
8 0083485558/64-10 76759 N78GF май 2006 0,6 «North American Tactical Aviation, Inc.» (Нью Джерси, США)
9 0083487598/65-10 78767 (76767) N78RX февраль 2010 Н.д. Тот же
10 0073478346/59-07 76742 R09-001 декабрь 2009 6,42 «A.T.E. International» (Равалпинди, Пакистан)
11 0073476277/57-10 76730 R10-002 сентябрь 2010 6,42 Тот же
12 0063466998/50-10 76675 R11-003 февраль 2011 6,42 Тот же
13 0063467027/51-07 76682 R11-004 декабрь2011 6,42 Тот же
14 0073478359/59-10 76744/ UR-CLX н.д. сентябрь 2014 14,9 КНР
15 0063469066/52-07 76689/ UR-CPA н.д. июнь 2015 14,9 Тот же
16 0073479400/60-10 76760/ UR-CML н.д. июнь 2016 14,9 Тот же


Третий и последний украинский Ил-78 (зав. номер 0083479400) для КНР с гражданской регистрацией UR-CML авиакомпании «Зет авиа» в июне 2016 г. перелетел из Кульбакино (Николаев) в Ухань (КНР).

Оба находящихся в настоящее время на аэр. Запорожье самолета Ил-78 ГП «Украинской авиационно-транспортной компании» согласно приказа № 559 от 13 августа 2008 г. Государственной авиационной администрации исключены из государственного реестра гражданских воздушных судов Украины в связи с тем, что на них в течение двадцати четырех месяцев не выдавались сертификаты летной годности или разрешения на выполнение полетов. Еще один Ил-78 УАТК потерпел катастрофу 17 марта 1998 г. недалеко от г. Асмара (Эритрея) при выполнении коммерческого рейса, а сама компания уже несколько лет является банкротом.

По-видимому, два самолета утилизированы: упомянутый выше 76736 (зав. 0073476317/ сер. 58-10) после повреждения на земле 25 марта 1993 г. гермокабины, а другой, вероятно зав. номер 0063465958/сер. номер 49-10, который эксплуатировался авиакомпанией «БСЛ», использован в качестве донора при проведении работ на Николаевском АРЗ по пакистанскому и китайскому контрактам, а также Ил-76 прочих заказчиков. Впрочем, действительная судьба последнего все еще подлежит уточнению.

Учитывая все перечисленное, парк заправщиков Ил-78 в Украине исчерпан практически полностью. Китайские поставки будут, по-видимому, завершающими в экспорте этого типа из Украины, хотя некоторые специалисты не исключают возможную попытку «реанимации» двух самолетов УАТК. Это возможно только после восстановления документации и решения юридических и финансовых проблем компании, хотя более вероятна перспектива их так называемого «технического каннибализма» для поддержания уже проданных летательных аппаратов запчастями и готовыми изделиями.


Опубликовано: legioner     Источник







Похожие публикации для статьи "Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78"


Напишите ваш комментарий к статье "Судьба украинских самолетов-заправщиков Ил-78"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх