Развитие реактивной авиации отодвинуло на второй план турбовинтовые самолеты. Учебные, спортивные, максимум — транспортные. Ту-95, стоящий на вооружении армии России — редкое исключение из правил. Казалось бы, дни турбовинтовых самолетов если не сочтены, то их ждет тот же удел, что и аэростаты. Существуют, временами даже используются при решении вполне существенных задач, но являются скорее экзотикой. И уж тем более необычно смотрятся в наши дни турбовинтовые штурмовики.
Экскурсия в прошлое
После окончания Второй мировой войны мир четко поделился на два лагеря, которые принялись соревноваться между собой, кто придумает более мощное и высокотехнологичное оружие. Авиация стремительно развивалась; самолеты шагнули за звуковой барьер и поднялись на заоблачные высоты. Однако развитие шло исходя из возможности глобального противостояния, в то время как конфликты становились все более локальными.
Особенно остро это почувствовали американцы, которые без устали несли демократию в самые отдаленные уголки планеты. Неожиданно оказалось, что во время войны с какой-нибудь Панамой не нужны дорогостоящие истребители четвертого поколения, способные тягаться с советскими МиГами и Сушками. Противник зачастую вообще не располагал авиацией, зато рассредоточивался небольшими группами по непролазным джунглям, откуда его необходимо было выковыривать с помощью штурмовиков.
Для решения подобных задач необходимы были специализированные машины, и американцы их создали. Нишу палубного штурмовика занял появившийся в начале 60-х A-6 Intruder, а для поддержки наземных сил спустя десятилетие появился A-10 Thunderbolt II. Оба этих самолета весьма успешно справлялись с возложенными на них задачами, но все-таки они предназначались для борьбы с более-менее развитым противником.
Старые запросы по новым задачам
Чем дальше, тем больше Соединенные Штаты уходили по пути создания многофункциональных высокотехнологичных боевых машин. Вот уже маячит на горизонте F-35, который должен заменить сразу несколько типов самолетов, включая и штурмовики. Меж тем противник вовсе не желает вступать в серьезные столкновения. Тактика партизанской войны против США, получившая распространение еще во Вьетнаме, по-прежнему работает. И чем дороже становятся американские ударные самолеты, тем курьезнее выглядит контрпартизанская борьба с их помощью.
Пойдя по пути создания универсальных самолетов, Соединенные Штаты столкнулись с тем, что для уничтожения колонны из трех стареньких джипов и пары десятков боевиков необходимо поднимать в воздух самолет, час полета которого обходится армии дороже, чем стоит вся колонна. При этом до района атаки лететь часа полтора, столько же обратно, плюс стоимость высокоточного боеприпаса.
А старые штурмовики, которые могли провернуть то же самое, но в несколько раз дешевле, уже списаны и затоплены у побережья Флориды.
Турбовинтовая надежда
От планов на F-35, естественно, никто не откажется, слишком много уже вложено в программу. Но чтобы не гонять золотой самолет на копеечные задания Штаты рассматривают перспективу создания самолетов для контрпартизанской борьбы. Предполагается, что это должны быть крайне дешевые, неторопливые турбовинтовые самолеты. Подобная техника на сегодняшний день существует, поэтому изобретать ничего не понадобится.
Скорее всего, прототипом для нового легкого штурмовика послужит бразильский EMB-314 Super Tucano. Эта машина поднялась в воздух в самом начале века и на данный момент несет службу в ВВС Бразилии, Колумбии и Чили. Пять точек внешней подвески позволяют подобрать подходящий к случаю арсенал, а цена в миллион долларов и смешные расходы на эксплуатацию удовлетворяют требованиям снижения военных расходов.
В качестве альтернативы можно рассмотреть машину американского производства Air Tractor AT-802. Это творение компании Air Tractor, как явствует из названия фирмы, предназначалось для нужд сельского хозяйства. Собственно, самолет этим и занимался с 90-х годов, но в 2008 был разработан штурмовой вариант этой машины — AT-802U.
Однако в условиях Ближнего Востока эти машины испытаны не были. Вместо них на борьбу с ИГ ради эксперимента слетал ветеран вьетнамской войны OV-10 Bronco. Вроде бы командование США осталось довольно результатами эксперимента.
Российские перспективы
Прояснить перспективы легких штурмовиков в России читателям Слова и Делапоможет заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, генерал-майор Владимир Александрович Попов.
Турбовинтовые штурмовики продолжают работать во многих странах из экономических соображений. Они получаются намного дешевле, чем реактивная авиация. Но о перспективах подобных машин для ВКС рассуждать проблематично. Для учебно-боевой авиации это было бы характерно. На сегодняшний день такие разработки уже есть. Их используют как учебные машины, и одновременно для подготовки летного состава в интересах применения как бомбового, так и ракетно-пушечного вооружения. Проще и легче готовить экипажи таким образом, а затем пересаживать на более скоростные, более мощные машины. Су 25-е, а в перспективе Су-34. После дальнейшей подготовки, разумеется.
Кроме того, эти машины можно использовать в ДОСААФ, чтобы ознакомить учащихся с элементами боевого маневрирования, дать возможность с инструктором выпустить на полигоне НУРС или выстрелить пару снарядов из пушки. Это был бы элемент адаптации молодого человека, который профильно выбрал себе авиацию. Надо понимать, что многие уйдут в гражданскую авиацию, но для общего развития это было бы полезно. Мы бы замкнули цикл подготовки летного состава таким образом.
Нельзя забывать и про экспорт. Потребность в таких машинах есть. Многие страны по экономическим соображениям не могут приобрести, например штурмовик Су-25. Очень хорошая машина, зарекомендовавшая себя везде. Или А-10 — тоже хороший штурмовик, большой, мощный, но дорогой. Им надо что-то подешевле предлагать.
Таким образом, несмотря на существовании в России грозных боевых машин четвертого и пятого поколений, турбовинтовые штурмовики вполне найдут применение. Наша страна, конечно, не строит планов, способных привести к необходимости контрпартизанской борьбы, однако отдавать набирающую популярность авиационную нишу на откуп зарубежным компаниям было бы опрометчиво.
Читайте нас: