Среди интересного военно-строительного опыта Великой Отечественной войны стоит назвать грунтоблоки и строительство из них различных домов. Сейчас тоже кое-где экспериментируют с этими самыми грунтоблоками, даже пытаются внедрять их в индивидуальное жилищное строительство. Впрочем, без особого успеха. Не помогает ни реклама грунтоблоков в качестве экологически чистого строительного материала, ни ссылки на дешевизну. Тому есть веские причины.
Во-первых, недоверие к кирпичу, спрессованному из земли. Трудно поверить, что такой стройматериал может быть довольно прочным. Например, современный грунтоблок без добавки цемента имеет прочность на сжатие 75 кгс/см2 и прочнее пеноблока или керамзитобетонного блока. Грунтоблок с 12 % цемента имеет прочность на сжатие уже 165 кгс/см2 и прочнее керамического кирпича.
Во-вторых, по всей видимости, грунтоблочное строительство преследуют проблемы водопоглощения. Грунтоблок, набравший воду, тут же рассыпается. Небрежно выполненная гидроизоляция стен или неправильно сделанная кровля быстро приводят грунтоблочное здание в аварийное состояние. Тут нужно знать правильный подход.
Так выглядит современный грунтоблок
В-третьих, в условиях широкого выбора самых разных стройматериалов, ограниченного лишь бюджетом постройки, про грунтоблоки вспомнят в последнюю очередь. Кроме того, насколько мне известно, сейчас нет строительных стандартов на грунтоблоки, что означает фактическое запрещение на использование этого материала в строительстве. Серьёзный строитель не будет связываться с тем, чего нет в ГОСТах.
Поэтому грунтоблочное строительство — это чисто военная по характеру технология, когда нет или почти нет выбора и нужно использовать то, что реально доступно. Особенно в условиях масштабных разрушений.
Грунтоблок военного времени
В военное время большое внимание уделялось строительству из местных строительных материалов, и над этой проблемой серьёзно работали специалисты. Причина внимания к местным стройматериалам была очевидной и состояла в острой нехватке кирпича, цемента, строевого леса и пиломатериалов.
Итог этих изысканий, проведённых Центральным научным институтом промышленных сооружений (ЦНИПС), был изложен в «Инструкции по кладке стен для облегченного строительства в восстанавливаемых районах», утверждённой Техническим управлением Наркомата по строительству СССР 2 октября 1943 года.
Инструкция рекомендовала изготовлять грунтоблоки размерами 12 х 21,5 х 38 см. Блок был больше и толще кирпича и позволял выкладывать стену из двух блоков для жилого здания или из одного блока для различных вспомогательных построек.
Изготовление грунтоблока отличалось необычайной простотой. Для смеси брался грунт из котлована самого здания или неподалёку. Подходило всё: чернозём, супесь, суглинок. Грунт увлажняли примерно до 15 % влажности, так, чтобы смесь при сжимании рукой в комок не оставляла следов влаги.
Станок для прессования, рекомендованный Техническим управлением Наркомстроя, отличался превосходной простотой. Из бревна вытёсывался брус по размеру блока и прочно вкапывался в землю. На него устанавливалась подвижная форма, скользящая по брусу. Она имела форму ящика размерами 12 х 38 см и высотой 24 см. Внутри она обивалась кровельным железом. К ней делалась рычажная ручка, позволяющая поднимать и опускать форму.
Форма поднималась и закреплялась. Внутрь неё вкладывался поддон из доски толщиной 30-40 мм. Затем засыпалась грунтовая масса. Поверх ставился вкладыш из прочного дерева по размеру формы и толщиной 10-12 см. Наконец, деревянной бабой весом 30-40 кг по вкладышу наносили удары до тех пор, пока он не переставал опускаться. Вкладыш убирали, форму опускали и вынимали готовый блок.
При всей простоте установка была весьма производительной и позволяла бригаде делать 200-250 блоков за смену.
Грунтоблок можно было делать без добавок. Он был достаточно прочен. Техническое управление Наркомстроя позволяло строить двухэтажные здания из блоков прочностью всего 15 кгс/см2. Но такой блок не был водостойким. Для придания водостойкости рекомендовалось добавлять 7-8 % извести или какой-нибудь смолы: дёгтя или пека. Блок можно было офактурить, то есть сделать одну из сторон водостойкой. Для этого делалась отдельная смесь, которая засыпалась слоем в форму, а потом засыпалась остальная грунтовая масса.
После изготовления блоки следовало 8-10 дней высушивать до влажности примерно 8 %, после чего можно было начинать кладку или на той же самой грунтомассе, или на глиняном растворе.
Особенности строительства из грунтоблоков
Низкая водостойкость грунтоблока диктовала определённые требования к строительству дома.
Во-первых, фундамент обычно делался из бутового камня по глубине промерзания и тщательно гидроизолировался от стены во избежание её размокания. Хотя встречались упоминания, что и фундамент тоже делался из водостойких грунтоблоков.
Во-вторых, свес кровли делался большим — 70-80 см, чтобы дождь не мочил стену. Также стены рекомендовалось штукатурить глиняным или глино-известковым раствором. Кроме этого, оконные и дверные блоки прокладывались водостойким стеновым материалом или гидроизоляцией.
В-третьих, строительство следовало вести так, чтобы сразу же после выкладки стен сооружать кровлю во избежание промачивания стены дождём или же сооружать временную кровлю, которая потом снималась.
Построенный в соответствии с этими требованиями грунтоблочный дом был сухим и тёплым. В Кемерово в 1931-1932 годах было построено несколько грунтоблочных зданий: жилые дома, производственные цеха, котельные, конторы, склады, торговые помещения и так далее. В 1942 году их осмотрели и обнаружили не только их превосходное техническое состояние, но и то, что эксплуатирующие их организации даже не знали о материале стен.
Топором и лопатой
В военное время были ещё причины обращаться к местным стройматериалам, не столь очевидные, но существенные.
Во-первых, дефицит стройматериалов усугублялся транспортными трудностями. Железные дороги были перегружены военными и хозяйственными перевозками, так что доставить стройматериалы издалека было трудноразрешимой проблемой даже для больших и важных строек. Местные стройматериалы не требовали дальней перевозки и могли добываться рядом со стройплощадкой. Грунтоблок делался буквально на месте, из земли, остающейся от планировки площадки или рытья котлованов. Этот материал совершенно не требовал транспорта, в отличие от кирпича. Если строить из кирпича, то на 1 кв. метр площади требовалось привезти 1,4 тонны кирпича, тогда как для грунтоблочного здания требовалось 1,8 тонн блоков, заготавливаемых на месте. Экономия в работе транспорта была более чем очевидной.
Также экономилось топливо. Расход топлива для грунтоблоков на 1 кв. метр помещения составлял до 5 кг, если применялась какая-либо сушилка, тогда как на кирпич для той же площади — 78 кг.
Во-вторых, в военные годы был острый дефицит строительных рабочих, особенно квалифицированных. Потому инженеры-строители искали методы строительства с минимальными затратами труда и пригодные для неквалифицированных работников. Трудозатраты на сооружение стены из грунтоблоков требовало 0,33 человеко-дня на 1 кв. метр постройки, тогда как кирпичное здание требовало 0,94 человеко-дня. Иными словами, трудозатраты были втрое меньше.
По-моему, на этом фото восстановления Минска облегчённая кладка инженера Н. С. Попова, изобретённая ещё до войны в 1939 году. Из кирпича выкладывается внешняя и внутренняя сторона стены, а внутрь засыпается грунтовая засыпка. Такая технология совместима с грунтоблоками
В-третьих, для грунтоблочного дома не требовалось ни строительной техники, ни сложных приспособлений. При некоторой сноровке здание из грунтоблоков можно было построить буквально топором и лопатой.
Сведений о том, где и в каком объёме возводили грунтоблочные дома в военные и первые послевоенные годы пока не разыскано. Но инструкция Наркомстроя была выпущена большим тиражом, и такое строительство могло быть весьма распространённым. Также неизвестно, сохранилось ли хоть одно здание из грунтоблоков военного времени. Всё же в пору массового жилищного строительства посёлки военного и первого послевоенного времени нещадно сносились. Но они вполне себе могут стоять в ряду одно- или двухэтажных жилых зданий военной или послевоенной постройки, совершенно не привлекая к себе внимания. Например, в Уфе с 1942 по 1950 годы были построены сотни двухэтажных жилых домов из гипсовых или гипсошлаковых блоков, многие из которых стояли ещё в 2008 году в хорошем техническом состоянии. Под штукатуркой, характерной для домов конца 1940-х – начала 1950-х годов, не видно, из чего сложены стены.
Вот такой уютный дом вполне может оказаться на поверку сооружённым из грунтоблоков
Впрочем, этот вопрос ещё предстоит выяснить.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: