«Ничейные острова»
На океанских просторах существуют сотни так называемых банок (отмелей) вулканического и кораллового происхождения. Это когда всего лишь несколько метров (как правило, от двадцати и глубже) скрывают от мореплавателей так и не появившуюся часть суши. Например, потух двигавшийся к поверхности моря вулкан — и остывшая магма замерла в 50-ти метрах от уровня моря. Или коралловому атоллу предстоит еще пару сотен лет роста, чтобы окончательно сформироваться, как острову.
Так вот, много таких подводных банок и в непосредственной близости от США — как в Тихом, так и в Атлантическом океанах. Проанализировав эти и другие данные, группа инженеров-родственников Мирошниковых представила вниманию Хрущева план: построить на отмелях недалеко от Америки более двадцати искусственных островов, а на них разместить ракетные базы, взяв штаты в ядерное кольцо. Кстати, у американцев есть построенные точно по такому же принципу площадки в океане с радиолокационным оборудованием.
Согласно плану главного в семье — инженер-майора А. Н. Мирошникова, за подписью которого, собственно, и был представлен документ, стоимость поднятия над уровнем моря одной такой стометровой (в диаметре) площадки была не такой большой — миллион рублей. Для сравнения: каждый пуск королёвской ракеты обходился тогда стране в полмиллиарда! Но при этом существовало несколько серьезных моментов. Во-первых, построить острова необходимо было одновременно — сразу все. Это вытекало из того предположения, что, как только СССР начнет возведение первой искусственной площадки, американцы, скорей всего, тут же «застолбят» остальные. Однако, проектом предусматривалось превращение подводной банки в настоящий остров всего за сутки. Поэтому такая угроза существовала только в том случае, если операцию не удастся осуществить единовременно.
Во-вторых, стоило принять во внимание тот факт, что янки могли просто разбомбить такой рукотворный остров. Ведь не надо забывать о том, что находился он у них под носом, а до советской земли были десятки тысяч миль. Для этого было предложено максимально укрепить площадки, превратив их в настоящие фортификационные сооружения.
Операция прикрытия
Собственно, операция «захвата» ракетного плацдарма должна была выглядеть примерно так. В течение суток как гриб появляется над водой ничейный остров, над которым поднимается флаг СССР, а сам островок и вся 12-мильная зона территориальных вод вокруг него (а это круг с диаметром в 24 морские мили или 44 километра) объявляется территорией Советского государства. Так что к тому моменту, пока американцы опомнятся, над волнами уже будет установлена ракетная точка. Более того, застолбив за собой такой большой участок морской глади (более полутора тысяч квадратных километров) и, соответственно, его подводной части, Советский Союз мог вести уже спокойное освоение соседних с ним подводных островков или отмелей).
Само собой разумеется, что прикрытием доблестных ракетчиков должны были стать обычные советские «рыбопромысловики». А пока вновь открывшиеся «рыбодобывающие базы» заявляли бы о себе всему миру посредством советского МИДа, на острове планировалось начать работы второй очереди по укреплению, расширению и возведению второго и третьего этажей искусственной площадки. Причем, эта часть работ включала в себя откачку воды из внутренней части ее основания. Таким образом, должно было получиться нечто, напоминающее сухой подводный док. Вот в этом-то гигантском ангаре и должны были развернуться работы третьей очереди — то, ради чего все и замышлялось. А именно — оснащение скрытой ото всех части островка пусковыми установками ракет средней дальности в условиях полной секретности. Кроме размещения ракет там можно было построить аэродром, базу для подводных лодок, причалы для кораблей…
Нужно ли говорить о том, что вся эта лихая операция задумывалась не только с военной точки зрения, но имела и ярко выраженную политическую окраску. Потому как к тому моменту территория СССР была окружена на всем протяжении границ десятками, если не сотнями военных баз НАТО и США, аэродромов, пусковых ракетных установок, пунктов радиолокационного наблюдения и перехвата и прочих военных объектов. И Никита Сергеевич вполне мог запустить дяде Сэму «ежа в штаны», чтобы вынудить заокеанского «гегемона» попридержать милитаристские аппетиты. Что, собственно, и случилось уже через пару лет на Кубе, когда Джон Кеннеди был вынужден демонтировать размещенные в Турции, но устаревшие уже к тому моменту американские ракеты.
…"Не заслуживает внимания"
Если бы все развивалось именно по такому сценарию, то вновь образованные острова так и не поменяли бы своего предназначения, оставаясь, согласно легенде, рыболопромысловыми базами. И, между прочим, «отбили» бы потраченные на из возведение деньги за очень короткий период. Однако, зная коварство и претенциозность американцев, а также блестяще отработанную ими политику двойных стандартов, трудно было предугадать, на что пошли бы заокеанские ястребы в случае успеха операции. Ведь даже в случае с Кубой, за которой, как они отлично знали, стоял СССР, штаты втянулись в прямую конфронтацию. А самолеты-разведчики ВВС США пошли на нарушение госграницы этой независимой страны сразу же, как только там оказались советские ракеты. Вполне возможно, что непонятный искусственный островок американские бомбардировщики попытались бы сравнять с водной гладью сразу же, как только он появился бы над нею.
Еще вызывает некоторые размышления то, как инженеры планировали проведение работ второй и третьей очередей. Если вспомнить операцию «Анадырь», то весь американский флот был направлен тогда на блокирование наших кораблей и подлодок — только бы не подпустить их к Острову Свободы. Ситуация с «футбольной площадкой» в открытом океане, на которой ударными темпами планировалось укрепление и расширение, и вовсе выглядит в таком ракурсе сомнительной. Во-первых, к ней не подпустили бы ни одного нашего судна. А во-вторых, островок тут же окружили бы стаи американских субмарин.
Множество примеров говорит о том, что американские военные ястребы ведут себя нагло даже в тех случаях, когда за ними наблюдает весь мир. В случае полной изоляции «где-то в океане» никто из них и церемониться не стал бы, попытавшись «сковырнуть» искусственное образование.
А что же план Ирошниковых? В ответе за подписью начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР маршала Василия Даниловича Соколовского значится, что инженеры оказались далеки от экономических, политических, военных и даже технических реалий того времени. А потому проект, представленный А. Н. Мирошниковым, «не заслуживает внимания». И все же Хрущев, видимо, решился через пару лет вернуться к идее разместить ракеты под носом у ГП («главного противника»). К чему это привело — всем известно.
Читайте нас: