Лента новостей

17:04
В Госдуме ожидают в 2025 году увидеть Украину на обочине истории
17:01
Украина хочет занять место Венгрии в ЕС и НАТО
17:00
«Остров не продается»: В Копенгагене пытаются успокоить жителей Гренландии
16:59
На Украине заговорили о готовности США к «взрослому торгу» с Россией
16:58
Власти Молдавии предложили Украине спасать Приднестровье
16:53
Киев помогает Вашингтону в газовом удушении ЕС
16:10
Нардепы во главе с Порошенко требуют срочно прекратить транзит российской нефти через Украину в ЕС
16:09
Зеленский учредил ещё один праздник, посвящённый военным
16:08
МИД Армении: Вывод российской базы не обсуждается
16:07
Администрация Байдена готовится выделить деньги для продолжения конфликта на Украине в последний раз
16:06
Минобороны Франции подтвердило бегство 55 солдат ВСУ из бригады «Анна Киевская»
15:19
Украина и Молдавия поставили Приднестровье на грань выживания
15:18
Ищенко назвал самый эффективный способ возобновления поставок российского газа Венгрии и Словакии
15:17
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 8 января
15:16
Экс-президент Грузии Зурабишвили трудоустроилась в институте Маккейна в США
15:11
Межгосударственное объединение БРИКС: горизонты взаимодействия в 2025 году
14:34
Правила майнинга: зачем нужен запрет на добычу криптовалют
14:30
Хакеры заявили, что украли терабайт данных россиян из Росреестра — ведомство утечку опровергло
14:26
Сестра основателя нейросети ChatGPT обвинила его в изнасилованиях
14:19
Подполковник Иванников: на Западе хотят запретить «Орешник»
13:38
Украинский политолог ожидает от Трампа официальный документ о запрете членства Украины в НАТО
13:31
Резиденция Харрис попала под эвакуацию из-за лесных пожаров в Лос-Анджелесе
13:21
Ядерный обмен
13:19
НАТО на Балтике пора ставить на место - новости
12:56
Венесуэла сообщила о задержании иностранцев, готовивших теракты
12:48
Маск назвал Трюдо девочкой и указал на его отставку. Следующие Стармер и Шольц
12:47
В 2024 году из России депортировали более 80 тыс. мигрантов
12:46
В 2024 году в Германии значительно выросло число депортаций
12:45
В позе перед Трампом: на Банковой пытаются завоевать расположение будущего президента США
12:38
Трамп опубликовал карту США с присоединенной Канадой
12:26
Зеленский готов идти войной на Батьку - Новости
12:23
Пётр Лидов - роковые восьмидесятые, апрель 1987
12:21
Котлы сжимаются: Юрий Подоляка, свежая сводка от 8 января 2025, Армия РФ готовится к решающему удару по ВСУ
12:09
Откуда берутся черные дыры? Гравитационные волны подтверждают роль спина в их формировании
11:53
Financial Times: Украина – не центр Вселенной
11:52
В Венесуэле поймали террористов с Украины, Колумбии и США
11:51
Трамп увеличил требования к странам НАТО по расходам на оборону
11:46
Что выбило австрийского канцлера из седла?
11:43
В Венесуэле задержали семерых иностранных наемников
11:28
ВСУ теряют позиции и мораль: последние новости с фронта на 8 января 2025 года
10:59
В Словакии засомневались в целесообразности поддержки вступления Украины в ЕС
10:58
Цукерберг перешёл на сторону Трампа и смягчает цензуру в соцсетях
10:57
Власти Аляски подали в суд на Байдена и его администрацию
10:39
Провальная попытка последнего наступа ВСУ в Курщине - Новости
10:35
Курская область сегодня, 08.01.2025: ВСУ несут потери под Курском - итоги боев и действия ПВО
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Россия делает ставку на самолеты советского прошлого

Россия делает ставку на самолеты советского прошлого


Сразу два крупных авиационных проекта реанимируются в России - возрождается производство Ил-96 и Ил-114. Экономическая эффективность обоих самолетов по сравнению с западными аналогами вызывает большие сомнения. Однако у страны есть другие задачи, ради реализации которых правительство готово смириться с убыточностью создания и эксплуатации этих лайнеров. 

«Принято волевое, умное технологическое решение о создании на базе Ил-96-400 самолета в самых разных модификациях, в том числе дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета», – рассказал на итоговой коллегии Минпромторга вице-премьер Дмитрий Рогозин.

По его словам, эта модификация Ил-96-400 закроет потребности российских компаний вплоть до создания российско-китайского широкофюзеляжного самолета. «Это позволит нашим компаниям, с учетом курсовой разницы, сделать выбор в пользу российской авиационной техники, а не закупать Boeing и Airbus», – считает Рогозин. 

Чтобы закрыть полностью всю линейку собственными самолетами, Россия ведет также работы над запуском регионального самолета Ил-114 на 64 пассажира. По словам Рогозина, на совещании в Сочи под руководством президента было принято решение о выделении дополнительных финансовых средств на эти два авиационных проекта. 

В частности, на программу производства самолетов Ил-114 предполагается направить из бюджета 50 млрд рублей, уточнил глава Минпромторга Денис Мантуров. 

Рогозин также напомнил, что в ближайшее время в Иркутске состоится выкатка среднемагистрального самолета МC-21. По его словам, до конца года этот самолет должен быть поднят в небо. 

Все эти разработки позволят России отказаться от массовой закупки импортных самолетов. «Не будет никаких закупок, именно поэтому приняты эти решения – для того, чтобы в условиях, когда в силу исчерпания ресурсов старых украинских самолетов (Ан-24 и Ан-26) они просто будут уходить через три–пять лет из авиационных компаний, – сказал Рогозин. – Если мы наши авиационные компании оставим без отечественного самолета нового, то, конечно, они пойдут закупать иностранные самолеты. И чья это будет вина? Их? Нет – наша». 

Между тем у экспертов есть большие сомнения в коммерческом успехе этих авиационных проектов. Даже с учетом девальвации рубля. «Из-за резких курсовых колебаний последних двух лет сейчас российские товары выглядят более выигрышно. Но через год–два эффект курсовой разницы полностью уйдет, а производство самолета – это длительный процесс», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. 

Перспективы Ил-114 

Самолет Ил-114 должен закрыть потребности в межкраевых, межобластных перевозках пассажиров. «Сегодня, если вы хотите из Амурской области переехать в Хабаровский край, если у вас нет чартера, если вы не богатый Буратино, то вам приходится это делать чуть ли не через Москву. Теперь ситуация будет кардинально изменена», – заявляет Рогозин. 

Ил-114 был разработан КБ Ильюшина еще в СССР, в восьмидесятых годах, и до 2012 года выпускался в Ташкенте. Теперь его производство хотят наладить в России. Раньше думали запустить выпуск «Илов» на самарском «Авиакоре». Но теперь принято решение выпускать его на Нижегородском авиазаводе «Сокол» (входит в ОАК). Это один из старейших заводов в России, сейчас он специализируется на выпуске истребителей семейства «МиГ». На «Соколе» готовы выпустить первый Ил-114 в 2018 году «из ташкентского задела», говорил ранее исполнительный директор предприятия Александр Карезин. В планах собирать ежегодно 18 Ил-114. 

По плану в 2019 году должны начаться летные испытания этого самолета, а в 2020–2021 годах планируется развернуть серийное производство. Рогозин выразил надежду, что авиапром выполнит эти обещания. 

Однако коммерческий успех проекта вызывает сомнения. Еще в 2014 году подсчитали, что для налаживания серийного производства Ил-114 в России потребуется 55 млрд рублей. Судя по всему, теперь объем инвестиций увеличился. «За эти пару лет инфляция очевидно должна была накинуть к этой оценке еще с десяток миллиардов рублей, а может, и более», – говорит директор «Авиапорта» Олег Пантелеев

«Если разделить объем инвестиций на тот потенциал рынка, который есть у России, то станут не так очевидны перспективы коммерческого успеха этого проекта. Безусловно, наладить производство Ил-114 можно, но вот получить прибыль от этой программы будет трудно», – считает он. 

Эксперт исходит из того, что в проект выпуска Ил-114 не закладываются прорывные разработки, речь не идет о создании самолета по характеристикам, превосходящим конкурентов, как это было изначально при создании, например, SSJ-100, и предполагает проект создания МС-21. «SSJ-100, когда он только появился, превосходил конкурентов, и МС-21 тоже обещает показать лучшие параметры с точки зрения прямых эксплуатационных расходов», – говорит Пантелеев. Без создания самолета с прорывными технологиями выход на конкурентный мировой рынок Ил-114 закрыт, полагает он. 

Эксперт уверен, что России вполне по силам создать и региональный самолет на 68 мест с лучшими, чем у конкурентов, эксплуатационными характеристиками. Но тогда речь будет идти совершенно о других объемах бюджетных расходов и сроках исполнения. 

Видимо, российские власти руководствуются сейчас другими посылами. Стране нужен такой самолет не через 10 лет, а как можно раньше. Приходится признать, что создать сразу по всем сегментам самолеты лучше иностранных конкурентов не получается. При этом Ил-114 и так решает основную задачу – создания регионального турбовинтового самолета для использования на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в регионах с неразвитой инфраструктурой. 

Другое дело, что, по мнению Пантелеева, есть более дешевый путь. «Летающий внедорожник» можно создать на базе военно-транспортного самолета Ил-112В, смирившись с тем, что его показатели по топливной эффективности и по прямым эксплуатационным расходам не будут удовлетворительны. Но 30 таких машин достаточно для того, чтобы закрыть вопрос с транспортом на удаленных территориях. Это возможность решить локальную задачу за меньшие деньги», – рассуждает авиационный эксперт. 

Широкофюзеляжный самолет на базе Ил-96 

Ил-96 стал первым дальнемагистральным самолетом с широким фюзеляжем, который построили в СССР. Его сделали в конце 80-х годов прошлого века на базе предыдущей модели – Ил-86. Широкий фюзеляж позволяет перевозить большее число пассажиров, это удобней для пассажиров и экономичней для перевозчиков. Он рассчитан на перевозку 300 пассажиров и дополнительный груз на 40 тонн, дальность полета – 4–9 тыс. километров. 

Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 1988 года, а уже в 1989 году был представлен на авиашоу в Париже. В массовое производство самолет поступил только с 1993 года. Первый рейс был в США, потом его активно начали использовать для перелетов внутри страны. Три машины даже были проданы на Кубу, в том числе лайнер президентского класса. 
Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Максимальная пассажировместимость – 435 человек. Максимальная дальность полета – 13 000 км. 

В России эти самолеты использовал «Аэрофлот» (но вывел из своего парка) и уже обанкротившаяся «Трансаэро». Несколько Ил-96-300 по-прежнему имеется в Управлении делами президента. 

Однако проект создания широкофюзеляжного самолета на базе Ил-96-400 с коммерческой точки зрения тоже смотрится сомнительно. 

«На технологиях и конструкциях, берущих корни еще в 80-х годах прошлого столетия, конкурировать с такими продуктами, как Boieng 777X и B787 или же A350 и A330Neo, априори невозможно. По своим прямым эксплуатационным расходам и привлекательности для коммерческих авиакомпаний такой продукт проиграет конкурентам с разгромным счетом», – говорит Олег Пантелеев. 

Если этот проект имеет мало отношения к потребностям российских перевозчиков, тогда почему в него вкладывают бюджетные средства? Если Ил-114 решает локальную проблему дальних регионов, то, судя по всему, самолет на базе Ил-96 призван решить задачу национального масштаба. 

Государство занимается этим проектом, чтобы сохранить у ВАСО соответствующие производственные компетенции, ведь именно на таком лайнере летает президент. Сложно представить, чтобы глава государства пользовался иностранными самолетами. Во-вторых, наличие такого лайнера может быть подстраховкой на случай реализации изоляционного сценария для России, то есть если Запад ужесточит санкции вплоть до запрета продажи иностранных гражданских судов и, главное, их ремонта и обслуживания в нашей стране. В этом случае самолет на базе Ил-96-400 позволит российским авиакомпаниям продолжить летать. 

Пантелеев соглашается, что если «всерьез рассматривать риски расширения санкций и прекращения поддержки парка самолетов российских авиакомпаний, то с этой точки зрения собственное самолетостроение в полностью самодостаточном формате, то есть без поставок комплектующих из других стран, наверное, имело бы право на существование». 

Судя по всему, есть еще одна причина, по которой России нельзя, чтобы компетенции Ил-96 канули в лету, – военная. На базе этого лайнера будут созданы воздушные пункты управления третьего поколения, так называемые самолеты «судного дня». Это самолеты, которые могут быть задействованы в случае ядерной войны, если наземные структуры управления будут уничтожены. Самыми известными из таких специализированных самолетов являются американские E-4B на базе лайнеров Boeing-747 и российские Ил-80, разработанные на основе пассажирских Ил-86. 

В конце 2015 года ОПК вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией создала для Минобороны модернизированный воздушный пункт управления Ил-80, и военное ведомство заказало еще один такой самолет. 

Буквально на днях представитель Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех») рассказал, что второе поколение самолетов «судного дня» прослужит России ориентировочно до 2025 года. И уже через пять–семь лет в России должно появиться третье поколение воздушных пунктов управления как раз на базе Ил-96.


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх