Лента новостей

11:14
Что известно о российской дедолларизации
11:12
Украинские «Сушки» «наваляли» американским F-15C
11:11
Без прямого вовлечения не обойтись! Перемены, которые могут изменить донбасскую стратегию Москвы
11:09
Возвращение Донбасса как катастрофа для Киева
11:05
Окончательное прощание: Украина перешла на российский уголь
11:04
СМИ узнали о возможном введении США санкций за участие в восстановлении Сирии
11:01
Станет ли эффективным запрет на вылов байкальского омуля
11:00
Дефицит бюджета США в 2018
10:59
"Армия Яроша" покинула линию фронта на Донбассе чтобы бороться с "российским реваншем" в тылу
10:58
Почему бурлит Ближний Восток? Эти 10 карт многое объяснят
10:55
Хочу. Дайте. Требую.
10:54
Прекрасная осень в Сибири
08:37
Rzeczpospolita: Белоруссия осталась последним бастионом московского патриарха
08:36
Между прочим...[«Ростех» запустил производство самых мощных российских серверов«Эльбрус-804»]
08:35
Венесуэла отказалась использовать доллар на валютном рынке
08:34
Лед тронулся... господа...
08:33
Что ждет ДНР с Пушилиным
08:32
Почему Трамп верит в причастность Путина к отравлениям в Британии
08:27
5 горячих зон Европы: кто заинтересован в управляемом хаосе?
08:26
Иран преткновения: закат могущества США на Ближнем Востоке
08:25
Почему Путин не предотвратил автокефалию УПЦ
08:23
Участник АТО пожаловался на зверства ФСБ
08:20
Воскресные новости американского телевиденья: Хиллари Клинтон объявила о горячей гражданской войне
08:19
Путин: Не всё так просто, когда есть ребята "в тёмном и с кейсами"
08:18
Мысли о ЛГБТ-мании. Взгляд со стороны (США)
07:58
"Почему мои дети не любят советские мультики" - мама двоих детей о различиях современной и советской анимации
07:48
Битва за Кавказ...
07:43
О невиданной мощи украинской авиации (или почему свиньи не летают)
07:42
Глубинное государство подключило к войне с Трампом ФРС
21:15
Кто додумался снять о блокаде Ленинграда черную комедию – подлец, предатель или шутник?
21:00
Завтра представители Чечни и Ингушетии обсудят вопрос определения границы между республиками
20:29
Собака на сене, или США в Сирии: что Вашингтон «забыл» на Ближнем Востоке?
19:57
Встреча Путина и Фаттаха: приоритетные темы
19:53
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе в Москве получил вторую жизнь
19:07
«Moscow Never Sleeps»: художественная подсветка ночной Москвы восхитит всех
18:47
В Киеве отреагировали на Синод РПЦ в Минске: США помогли нам расколоть православие
18:47
Обратный эффект: Россия и Китай вместе развивают экономики, вопреки санкциям США
18:46
Бебик: Википедия - это чекистско-фашистский ресурс
18:44
Украина запылает: Запад нашел сказочный полигон для репетиции войны с Россией
18:42
Минздрав: Россияне стали меньше пить и курить
18:40
Не прокатило. Украинские радиостанции заглушили в Донецке
18:39
С прицелом на будущее? Кадетов в Туве начали обучать китайскому языку
18:37
По уши в мусоре и без воды. Как выглядит жизнь в «европейской столице»
18:35
Китай обходит США в торговой войне
18:34
Националист Мосийчук пригрозил расправой Грэму Филлипсу за «осквернение» могилы Бандеры
Все новости

Архив публикаций

«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Радары на борту: как работает радиолокатор и для чего нужна АФАР?

Радары на борту: как работает радиолокатор и для чего нужна АФАР?

Радары на борту: как работает радиолокатор и для чего нужна АФАР?Сегодня авиация немыслима без радаров. Бортовая радиолокационная станция (БРЛС) является одним из самых важных элементов радиоэлектронного оборудования современного летательного аппарата. По мнению экспертов, в скором будущем БРЛС останутся основным средством обнаружения, сопровождения целей и наведения на них управляемого оружия

Мы попытаемся ответить на самые распространенные вопросы о работе РЛС на борту и рассказать, как создавались первые радары и чем смогут удивить перспективные радиолокационные станции. 

Когда появились первые радары на борту? 

К идее использования радиолокационных средств на самолетах пришли несколько лет спустя после того, как появились первые наземные РЛС. У нас в стране прототипом первой БРЛС стала наземная станция «Редут». 

Одной из основных проблем стало размещение аппаратуры на самолете – комплект станции с источниками питания и кабелями весил примерно 500 кг. На одноместном истребителе того времени установить такую аппаратуру было нереально, поэтому станцию было решено разместить на двухместном Пе-2. 

Первая отечественная бортовая радиолокационная станция под названием «Гнейс-2» была принята на вооружение в 1942 году. В течение двух лет было выпущено более 230 станций «Гнейс-2». А в победном 1945 году «Фазотрон-НИИР» начал серийный выпуск самолетной радиолокационной станции «Гнейс-5с». Дальность обнаружения цели достигала 7 км. 

За рубежом первая авиационная РЛС «AI Mark I» – британская – была передана на вооружение немного раньше, в 1939 году. Из-за большого веса ее устанавливали на тяжелые истребители-перехватчики Bristol Beaufighter. В 1940 году на вооружение поступила новая модель – «AI Mark IV». Она обеспечивала обнаружение целей на дальности до 5,5 км. 

Из чего состоит бортовая РЛС? 

Конструктивно БРЛС состоит из нескольких съемных блоков, расположенных в носовой части самолета: передатчика, антенной системы, приемника, процессора обработки данных, программируемого процессора сигналов, пультов и органов управления и индикации. 

Сегодня практически у всех бортовых РЛС антенная система представляет собой плоскую щелевую антенную решетку, антенну Кассегрена, пассивную или активную фазированную антенную решетку. 

Современные БРЛС работают в диапазоне различных частот и позволяют обнаруживать воздушные цели с ЭПР (Эффективная площадь рассеяния) в один квадратный метр на дальности в сотни километров, а также обеспечивают сопровождение на проходе десятки целей. 

Кроме обнаружения целей, сегодня БРЛС обеспечивают радиокоррекцию, полетное задание и выдачу целеуказания на применение управляемого бортового оружия, осуществляют картографирование земной поверхности с разрешением до одного метра, а также решают вспомогательные задачи: следование рельефу местности, измерение собственной скорости, высоты, угла сноса и другие. 

Как работает бортовой радиолокатор? 

Сегодня на современных истребителях используются импульсно-доплеровские РЛС. В самом названии описан принцип действия такой радиолокационной станции. 

Радиолокационная станция работает не непрерывно, а периодическими толчками – импульсами. В сегодняшних локаторах посылка импульса длится всего лишь несколько миллионных долей секунды, а паузы между импульсами – несколько сотых или тысячных долей секунды. 

Встретив на пути своего распространения какое-либо препятствие, радиоволны рассеиваются во все стороны и отражаются от него обратно к радиолокационной станции. При этом, передатчик радара автоматически выключается, и начинает работать радиоприемник. 

Одной из основных проблем импульсных РЛС является избавление от сигнала, отражающегося от неподвижных объектов. Например, для бортовых РЛС проблема в том, что отражение от земной поверхности затеняет все объекты, лежащие ниже самолета. Эти помехи устраняют, используя эффект Доплера, согласно которому частота волны, отраженной от приближающегося объекта, увеличивается, а от уходящего объекта – уменьшается. 

Что означают Х, К, Ка и Кu диапазоны в характеристиках РЛС? 

Сегодня диапазон длин волн, в котором работают бортовые радиолокационные станции чрезвычайно широк. В характеристиках РЛС диапазон станции указывается латинскими буквами, к примеру, Х, К, Ка или Кu. 

Например, РЛС «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой, установленная на истребителе Су-35, работает в X-диапазоне. При этом дальность обнаружения воздушных целей «Ирбиса» достигает 400 км. 

X-диапазон широко используется в радиолокации. Он простирается от 8 до 12 ГГц электромагнитного спектра, то есть это длины волн от 3,75 до 2,5 см. Почему он назван именно так? Есть версия, что во время Второй Мировой войны диапазон был засекречен и поэтому получил название X-диапазона. 

Все названия диапазонов с латинской буквой К в названии имеют менее загадочное происхождение – от немецкого слова kurz («короткий»). Этот диапазон соответствует длинам волн от 1,67 до 1,13 см. В сочетании с английскими словами above и under, свои названия получили диапазоны Ka и Ku, соответственно находящиеся «над» и «под» K-диапазоном. 

Радары Ka-диапазона способны работать на коротких расстояниях и производить измерения сверхвысокого разрешения. Такие радиолокаторы часто применяются для управления воздушным движением в аэропортах, где с помощью очень коротких импульсов – длиной в несколько наносекунд – определяется дистанция до самолета. 

Часто Ка-диапазон используется в вертолетных радарах. 

Таким образом, каждый диапазон имеет свои преимущества и в зависимости от условий размещения и задач, БРЛС работает в различных диапазонах частот. Например, получение высокой разрешающей способности в переднем секторе обзора реализует Ка-диапазон, а увеличение дальности действия БРЛС делает возможным Х-диапазон. 

Что такое ФАР? 

Очевидно, для того чтобы принимать и излучать сигналы, любому радару нужна антенна. Чтобы уместить ее в самолет, придумали специальные плоские антенные системы, а приемник и передатчик находятся за антенной. Чтобы увидеть разные цели радаром, антенну нужно двигать. Так как антенна радара достаточно массивная, двигается она медленно. При этом, становится проблематична одновременная атака нескольких целей, ведь радар с обычной антенной держит в «поле зрения» только одну цель. 

Современная электроника позволила отказаться от такого механического сканирования в БРЛС. Устроено это следующим образом: плоская (прямоугольная или круглая) антенна разделена на ячейки. В каждой такой ячейке находится специальный прибор – фазовращатель, который может на заданный угол изменять фазу электромагнитной волны, которая попадает в ячейку. Обработанные сигналы из ячеек поступают на приемник. Именно так можно описать работу фазированной антенной решетки (ФАР). 

А если точнее, подобная антенная решетка со множеством элементов-фазовращателей, но с одним приемником и одним передатчиком называется пассивной ФАР. Кстати, первый в мире истребитель, оснащенный радиолокатором с пассивной ФАР, – наш российский МиГ-31. На нем была установлена РЛС «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова. 

Для чего нужна АФАР? 

Активная фазированная антенная решетка (АФАР) является следующим этапом в развитии пассивной. В такой антенне каждая ячейка решетки содержит свой приемопередатчик. Их количество может превысить одну тысячу. То есть, если традиционный локатор – это отдельные антенна, приемник, передатчик, то в АФАР приемник с передатчиком и антенна «рассыпаются» на модули, каждый из которых содержит щель антенны, фазовращатель, передатчик и приемник. 

Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолет становился «слепым». Если в АФАР будут поражены одна-две ячейки, даже десяток, остальные продолжают работать. В этом и есть ключевое преимущество АФАР. Благодаря тысячам приемникам и передатчикам повышается надежность и чувствительность антенны, а также появляется возможность работать на нескольких частотах сразу. 

Но главное, что структура АФАР позволяет РЛС параллельно решать несколько задач. Например, не только обслуживать десятки целей, но и параллельно с обзором пространства очень эффективно защищаться от помех, ставить помехи радарам противника и картографировать поверхность, получая карты высокого разрешения. 

Какая РЛС будет на истребителе пятого поколения ПАК ФА? 

Среди перспективных разработок – конформные АФАР, которые смогут вписываться в фюзеляж летательного аппарата, а также так называемая «умная» обшивка планера. В истребителях следующего поколения она станет как бы единым приемо-передающим локатором, предоставляющим пилоту полную информацию о происходящем вокруг самолета.

Радиолокационная система ПАК ФА состоит из перспективной АФАР X-диапазона в носовом отсеке, двух радаров бокового обзора, а также АФАР L-диапазона вдоль закрылков. 

Фотонные технологии позволят расширить возможности радара – снизить массу более чем вдвое, а разрешающую способность увеличить в десятки раз. Такие БРЛС с радиооптическими фазированными антенными решетками способны делать своеобразный «рентгеновский снимок» самолетов, находящихся на удалении более 500 километров, и давать их детализированное, объемное изображение. Эта технология позволяет заглянуть внутрь объекта, узнать, какую технику он несет, сколько людей в нем находится, и даже разглядеть их лица. 







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Радары на борту: как работает радиолокатор и для чего нужна АФАР?"


Напишите ваш комментарий к статье "Радары на борту: как работает радиолокатор и для чего нужна АФАР?"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх