2022 год наглядно показал для всех сомневающихся, что Россия окружена врагами, что коллективный Запад нам не друг, а просто открытый, непримиримый враг. Причём под антироссийские знамёна встали даже те, кто раньше старался соблюдать хоть какую-то видимость нейтралитета. Дальше будет хуже, противник будет наглеть до тех пор, пока однозначно не убедится, что победа военным путём невозможна, а скорее – до того момента, пока качественно не получит «по сусалам».
Как бы Россия ни старалась, в конвенциональной войне объединённый Запад нам не победить – даже завалив Европу миллионами трупов, до США мы ножками не дойдём. Да и с Европой будут огромные проблемы. Впрочем, верно и обратное, в настоящей реальности коллективный Запад не способен ножками дойти до Москвы. Даже фантазировать об этом им не стоит.
В материале
Можно с уверенностью предполагать, что в случае полноценной войны между Россией и НАТО без применения ядерного
Итак, возвращаясь к желанию США и Великобритании уничтожить Россию. Не считая предательства, возможность у них только одна – внезапный обезоруживающий удар по российским стратегическим ядерным силам (СЯС). К чему они, собственно, и готовятся. Равно как и готовятся к тому, что кто-то может похожим способом ударить по ним. Эти вопросы ранее были рассмотрены в материалах
Исходя из вышеизложенного, стратегическая задача в области национальной безопасности – это не допустить нанесения США внезапного обезоруживающего удара по российским СЯС.
Эта задача включает в себя несколько решений, остановимся на них поподробнее.
Закат ядерной триады – эволюция ядерной триады
Именно так называлась серия статей, в рамках которой были рассмотрены уязвимости российских СЯС и возможные направления их развития.
Закат ядерной триады:
–
–
–
–
–
–
–
Эволюция ядерной триады:
–
–
–
–
Если сформулировать выводы вкратце, то из трёх компонент СЯС как средство сдерживания наиболее уязвима
Морская компонента СЯС РФ в настоящее время потенциально может быть крайне уязвима к внезапному обезоруживающему удару противника из-за низкого коэффициента оперативного напряжения (КОН), в результате чего много ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) стоят в военно-морских базах (ВМБ) и представляют собой идеальную мишень для ракет противника. Также под сомнением находится возможность военно-морского
Что касается основного компонента СЯС – ракетных сил стратегического назначения (РВСН), то наиболее уязвимым его элементом являются подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК). Это связано с тем, что противник создаёт сети разведывательных спутников, способные покрыть территорию всей планеты в режиме 24/365, а для выбранных регионов, например, тех, где «пасутся» российские ПГРК, это может быть реализовано уже в ближайшей перспективе (если уже не реализовано).
Кстати, всё вышеперечисленное поражается не только ядерным оружием, но и конвенциональным, которого у противника огромное количество и которое скоро дополнится гиперзвуковыми крылатыми и аэробаллистическими ракетами с низким подлётным временем.
Остаются только межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) в защищённых шахтных пусковых установках (ШПУ). Условно их можно разбить на два типа – твердотопливные МБР типа «Тополь»/«Ярс», несущие 1–3 ядерные боевые части (ЯБЧ) и тяжёлые жидкотопливные МБР типа «Воевода» (она же «Сатана»)/«Сармат», несущими десять и более ЯБЧ. Проблема с тяжёлыми МБР в том, что, потратив на их уничтожение один-два ЯБЧ, противник уничтожает сразу 10–15 наших.
При всём своём совершенстве тяжёлые МБР – не самый лучший выбор для российских СЯС
Исходя из вышеизложенного, для противодействия нанесению противником внезапного обезоруживающего удара необходимо разработать и обеспечить серийный выпуск:
– ШПУ высокой заводской готовности, которые могут оперативно развёртываться в местах базирования, гарантированно защищённые от конвенционального оружия (возможно, за исключением специальных авиабомб, предназначенных для поражения высокозащищённых целей, но такие доставить к месту базирования МБР нереально в обозримой перспективе);
– лёгких твердотопливных МБР с одной-тремя ЯБЧ с длительным сроком эксплуатации и низкими эксплуатационными расходами.
ШПУ высокой заводской готовности с лёгкими твёрдотопливными МБР с длительным сроком эксплуатации и низкими эксплуатационными расходами – их должны быть тысячи
Такая комбинация позволит «засеять» ими огромные поля в глубине нашей страны. Размещение ШПУ на расстоянии, исключающем поражение двух МБР одной ЯБЧ противника, при том, что для поражения одной ШПУ с приемлемой вероятностью необходимо две ЯБЧ, сделает нанесение противником внезапного обезоруживающего удара «нерентабельным» – при атаке он потратит больше ЯБЧ, чем уничтожит.
Уже несколько лет китайцы «засевают» поля в горных районах сотнями МБР
Впрочем, существуют способы радикально повысить выживаемость и морского компонента российских СЯС.
Неуязвимые РПКСН
Как уже говорилось выше, в настоящее время существует вероятность того, что МЦАПЛ США могут осуществлять слежение за российскими РПКСН сразу после того, как те выйдут из ВМБ. Кроме того, США и НАТО создают огромные разведывательные сети, включающие активные и пассивные гидролокаторы на различных носителях, в том числе необитаемых, предназначенные для поиска российских подводных лодок.
Противостоять этому очень сложно – нужен большой сбалансированный надводный флот, МЦАПЛ сопровождения для РПКСН. В результате получится, что все задачи ВМФ РФ сведутся только к обеспечению безопасности РПКСН. Однако есть и другие варианты.
Вся суть внезапного обезоруживающего удара в том, что противник не успевает сразу дать сдачи. Если же РПКСН сумел избежать уничтожения в результате первой атаки противника, то потом может быть уже поздно, поскольку «птички улетят», иными словами баллистические ракеты подводной лодки (БРПЛ) с ЯБЧ будут запущены. Один РПКСН проекта 955А несёт 16 БРПЛ, на которых может быть размещено, по разным оценкам, от 48 до 160 ЯБЧ.
Но как выдержать удар четырёх-восьми новейших торпед с МЦАПЛ типа «Вирджиния»?
МЦАПЛ типа «Вирджиния» – самая большая угроза для российских РПКСН
На помощь может прийти комплекс активной противоторпедной защиты (КАПТЗ), потенциальные возможности которого могут обеспечить перехват десятков атакующих торпед.
Возможность и последствия создания КАПТЗ ранее рассматривались в материалах:
–
–
Применение КАПТЗ в сочетании с противоторпедами калибра 324 мм и современными активными ловушками позволит с высокой вероятностью гарантировать выживание российских РПКСН при внезапной атаке одной или нескольких МЦАПЛ противника, что уже сделает невозможным нанесение противником внезапного обезоруживающего удара.
Комплекс активной противоторпедной защиты РПКСН может сорвать планы США по нанесению внезапного обезоруживающего удара.
Не менее важной задачей является повышение коэффициента оперативного напряжения для того, чтобы РПКСН не торчали на ВМБ, как «надувные уточки» в тире.
Жнец
«Кто владеет космосом – тот владеет миром» – это утверждение бесспорно, и в дальнейшем его актуальность будет только возрастать. Космос – это
«Всевидящее око» компании Capella Space: предвестник революции в спутниковой разведке
Проблема в том, что уничтожение спутников противника – это достаточно нетривиальная задача, ранее мы рассматривали эту проблему в материалах
На текущий момент возможности США по изготовлению и выводу на орбиту спутников различного назначения превышают возможности России по их уничтожению – это стало реальным из-за появления коммерческих компаний, таких как SpaceX, Capella Space и многих других. В перспективе ситуация будет только усугубляться.
Однако решение есть – это создание космических аппаратов, способных уничтожать низкоорбитальные спутники не путём соударения, а на пролёте, с помощью встроенного бортового вооружения. Такой «Жнец» сможет сбивать спутники противника десятками, а то и сотнями. Даже запуск «имитатора» «Жнеца» заставит противника реагировать, изменять высоту орбиты спутников, тратя драгоценное топливо, сокращая срок их активной эксплуатации.
Этот вопрос ранее подробно рассматривался в материале
Концепт орбитального перехватчика «Жнец»
Противостояние в космосе лишь начинается, и одним «Жнецом» здесь не обойтись, поскольку на орбиту надо выводить очень много полезной нагрузки (ПН), и желательно, чтобы быстро и недорого.
Полностью многоразовая сверхтяжёлая ракета-носитель
Основным препятствием на пути освоения человечеством космического пространства является высокая стоимость доставки грузов на околоземную орбиту. Эта же причина сдерживает милитаризацию космоса, по крайней мере, в части нанесения ударов с орбиты по поверхности.
Однако сейчас всё меняется. Началось всё с той же вышеупомянутой компании SpaceX, создавшей частично-многоразовую ракету-носитель (РН) Falcon 9. Кто только не потешался над ней в процессе её разработки – «своровали у СССР», «тонкая, неустойчивая конструкция», «не полетит» и так далее, и тому подобное. Между тем Falcon 9 полетел, и полетел успешно, попутно в значительной степени подвинув Роскосмос с рынка коммерческих запусков.
Многоразовые космические аппараты до этого пытались создавать и в США, и в СССР, но получалось очень дорого и ненадёжно. Отличительной особенностью РН Falcon 9 стало возвращение первой ступени – самой дорогой части РН. А в тяжёлой модификации РН Falcon Heavy, помимо первой ступени, возвращаются и боковые ускорители.
Но всё это лишь прелюдия перед созданием сверхтяжёлой РН Starship/Super Heavy, создаваемой SpaceX, обе ступени которой будут полностью многоразовыми. Успешная реализация этого проекта с достижением заявленных целей может изменить мир столь же сильно, как и расщепление атома в середине XX века. Подробно мы рассматривали этот вопрос в материале
Слева направо РН Falcon 9, Falcon Heavy и Starship/Super Heavy (масштаб не соблюдён).
Следом за США идёт Китай с аналогичными, во многом скопированными у США (по крайней мере, на уровне концепции), проектами.
В России с многоразовыми РН как-то пока не срастается, этот вопрос также рассматривался в материале
Концепт многоразовой одноступенчатой РН «Корона». Конкуренция на российском рынке ракет-носителей жизненно необходима, если с частным сектором не срастается, то «ГРЦ Макеева» вполне может составить конкуренцию Роскосмосу.
А между тем – это важнейшая, стратегическая задача. Снижение стоимости доставки грузов на орбиту в несколько раз, а то и на порядок, в корне изменит формат противостояния между державами в XXI веке – большая часть существующих вооружений если и не утратит своего значения, то изрядно потеряет в эффективности и возможности оказать влияние на ход боевых действий.
Выводы
Рассмотренные выше системы не являются единственно-необходимыми для выживания Российской Федерации в ближайшей перспективе, но весьма и весьма важными.
Построение СЯС, включающих поля из лёгких и надёжных МБР с длительным сроком и низкой стоимостью эксплуатации в высокозащищённых ШПУ высокой заводской готовности, в сочетании с РПКСН, защищённых комплексами активной противоторпедной защиты, не позволит США и их союзникам нанести по России внезапный обезоруживающий удар.
Создание орбитальных перехватчиков типа «Жнец» не позволит США и их союзникам захватить господство в космосе, в первую очередь на низких орбитах.
А создание отечественной сверхтяжёлой полностью многоразовой ракеты-носителя обеспечит России экспансию в космос – арену сражений второй половины XXI века.
Андрей Митрофанов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: