Издание Defense News отмечает, что в США разгорается скандал вокруг проекта нового американского стратегического бомбардировщика B-21.
В конфликт вступило высшее руководство ВВС США и сенатор Джон Маккейн, причем, дискуссия идет вокруг стоимости данного проекта.
Здесь нужно отметить, что проект B-21 создан для замены парка стратегических бомбардировщиковB-52 и B-1, как более дешевая версия другого самолета подобного класса – B-2, закупочная стоимость которого составляет 2 млрд долларов.
Так что, вопрос цены в контексте B-21 изначально являлся принципиальным, но вместо того, чтобы предложить выход из проблемы и реализовать проект в рамках ограниченных материальных затрат, руководство ВВС США предложило в качестве основы проекта контрактную основу «цена+».
На практике это означает возможность увеличения как стоимости самой разработки B-21, так и, в конечном счете, каждой единицы стратегического бомбардировщика.
В силу этого Маккейн проявляет очень большое неудовольствие контрактной структурой «цена+», поскольку, по его мнению, все это приведет к тому, что стоимость проекта серьезно вырастит и в итоге не будет отличаться от затрат на тот же B-2.
«Это просто катастрофа, если цена с каждым годом будет расти и расти, и я не поддержу такую практику не только в отношении B-21, но и любой другой боевой системы», - отметил Маккейн.
Между тем, Defense News отмечает, что структура «цена+» нормальна для проектов, в которых требуется разработка каких-то новых технологий, а фиксированная стоимость не всегда оптимальна в рамках разработки образцов передовой военной техники. В качестве главного примера здесь обычно приводится провальный самолет-разведчик A-12.
Другой вопрос, что, по данным издания Defense-earospace, общая концепция B-21 будет напоминать B-2, причем, это видно хотя бы по тем эскизам, которые представил разработчик – компания Northrop Grumman.
Военный эксперт Ху Кьяншао отмечает, что чисто теоретически стэлс-технологии B-21 будут находиться на более высоком уровне, чем у его предшественника B-2, поскольку в этих проектах, несмотря на внешнее сходство, существуют определенные различия.
Например, качества невидимости достигаются с помощью разных технологий, кроме того, у них разное покрытие корпуса, что сделает B-21 более незаметным, чем его аналог B-2.
Что касается летных характеристик, то, по мнению Кьяншао, они идентичны, поскольку по архитектуре B-21 очевидно, что он также, как и B-2, будет летать на дозвуковой скорости.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отмечает, что B-21 – это новый самолет, сделанный с нуля, поскольку бессмысленно воспроизводить в какой-либо форме B-2 и проще сделать новый.
«Другое дело, непонятно зачем он в принципе нужен, но на деле – это все-таки будет удешевленный вариант B-2, потому что даже с новыми технологиями делать такой самолет, то сумма в два миллиарда за единицу вряд ли выйдет», - констатирует Фролов.
Впрочем, это американский военпром, поэтому закупочная цена B-21 изначально котировалась в размере одного миллиарда долларов.
«Тем более, у B-2 и B-21 будут разные функции, поскольку в то время, когда американцы разрабатывали B-2, перед ними стояли конкретные цели и задачи. Соответственно, у B-2 было две основных функции. Первая – это прорыв мощной советской ПВО, которая на тот момент начала перевооружаться на комплексы С-300, причем, американцы ожидали в самом ближайшем времени появления более совершенной установки. Вторая, сам прорыв ПВО был необходим американцам для ведения охоты за советскими ракетными мобильными комплексами, поэтому на B-2 не было ракет, а была возможность с помощью мощной бортовой РЛС отслеживать советские ракетные комплексы, а затем поражать их c помощью управляемых бомб. Сейчас перед американцами стоят другие задачи, хотя бы потому, что им теперь нужно бороться еще и с Китаем», - резюмирует Фролов.
По мнению Фролова, B-21, естественно, будет малозаметным, но это качество не будет ставиться при разработке во главу угла и, соответственно, не будет достигаться любой ценой.
«Таким образом, B-21 будет носителем более широкого спектра оружия, также он должен быть не столь прихотливым к базе обслуживания, как B-2, поскольку последний может нормально функционировать только на двух авиабазах в мире. Из-за чего B-21 должен стать более универсальным самолетом, причем, американцы будут прилагать усилия, чтобы снизить его стоимость. В частности из-за этого на нем будет стоять двигатель от F-35», - заключает Фролов.
Естественно, по словам Фролова, это будет иметь мало общего с тем, что у нас разрабатывается под аббревиатурой ПАК ДА.
«Наш новый стратегический бомбардировщик будет в первую очередь платформой для ракет большой дальности, потому что для поражения бомбами противника хватит и Су-34, даже в том случае, если Ту-22 будет списан. Поэтому новый бомбардировщик будет нужен для того, чтобы дойти до дистанции пуска ракеты и не быть обнаруженным или уничтоженным, хотя, безусловно, он сможет применять и обычные бомбы, поскольку создание двух разных проектов для России – это очень дорогое удовольствие», - констатирует Фролов.
Также, естественно, не может идти речи о какой-либо прямой конкуренции между ПАК ДА и B-21 на поле боя.
Читайте нас: