Уход премьера Украины может привести к полномасштабной гражданской войне
Отставка Арсения Яценюка в середине февраля не состоялась, но борьба между президентом и премьером Украины продолжается. Похоже, что Яценюк пошел в атаку. В ходе телепередачи «10 минут с премьер-министром» 28 февраля он обвинил Петра Порошенко в том, что тот провоцирует политическую нестабильность в стране.
Несколькими днями ранее Яценюк представил программу действий правительства, которая касается всех сфер жизнедеятельности государства от экономики до здравоохранения, и потребовал парламент незамедлительно принять документ. Среди предложений есть и пункт о продаже на открытом аукционе миллиона гектаров сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной собственности.
В опубликованном в тот же день интервью в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Яценюк заявил, что если президент так недоволен его работой, он должен сформировать новое правительство. Дальнейшие слова Яценюка выглядят неприкрытой угрозой. «Невозможность сформировать новый кабинет министров приведет к досрочным выборам. А в это время не будет никого, кто мог бы выполнить наши жизненно важные кредитные соглашения с Международным валютным фондом». Фактически, премьер выдвинул ультиматум президенту и его силе, потребовав или принять разработанный им план, или идти на досрочные выборы, чего ни Порошенко, ни его западные советники не хотят.
Украинский политолог Руслан Бортник предположил, что вице-президент США Джо Байден резко выступил против отставки премьера, вплоть до прямого и недвусмысленного запрета на его увольнение. Но Порошенко не оставляет надежды на то, чтобы сменить неугодного ему премьера и одну за другой выдвигает кандидатуры, которые могут удовлетворить Вашингтон. Это и министр финансов Наталья Яресько, и вице-спикер Рады Андрей Парубий, и даже глава фракции «Народный фронт» Максим Бурбак. Но, похоже, что пока приемлемую альтернативу найти не удается, и поэтому Арсений Яценюк чувствует себя хозяином положения.
Могут ли президент, премьер и подконтрольные им группировки так увлечься борьбой за власть, что перестанут следовать советам своих кураторов, и тогда управляемый украинский режим даже для американцев станет совсем не управляемым?
— Мотив у Порошенко и Яценюка, который побуждает их так бороться за кресло премьера, один и тот же, и лежит он в экономической плоскости, — объясняет политолог Виктор Пироженко.
— В этом году запланирована большая приватизация остатков стратегических и потенциально доходных государственных активов. Речь идет о большей части госпредприятий, начиная от морских и речных портов и заканчивая заводами ОПК и другими компаниями. Это последние государственные предприятия, вокруг которых кормятся группы влияния из окружения Порошенко и Яценюка. В каждой такой компании сегодня есть «смотрящие» от президента или премьера, которые контролируют проходящие финансовые потоки, назначают туда свои кадры и так далее. Схемы того, как распределяются и куда идут деньги, хорошо расписаны в разоблачениях того же ушедшего в отставку министр экономического развития Айвараса Абромавичуса.
Второй момент, которым руководствуется Порошенко, политический и репутационный. Совместная работа с Яценюком бросает тень на президента и его политическую силу. Арсений Петрович полностью себя дискредитировал, рейтинги «Народного фронта» близки к статистической погрешности. Премьер, который непосредственно общается с деловыми кругами, априори больше втянут в коррупционные потоки, чем глава режима. Из этих соображений очень многие в блоке Порошенко, да и он сам, хотят избавиться от Яценюка.
Но понятно, что как только Яценюк уйдет с поста премьера, его люди потеряют свое влияние на государственные активы и у них значительно ухудшаются перспективы при приватизации. Если они остаются, шансы сорвать куш, соответственно, повышаются. Вот почему Порошенко хочет убрать премьера любой ценой.
— Почему США так держатся за Яценюка?
— Мотивы понятны. Украина — мощный плацдарм антироссийского влияния, геополитический инструмент сдерживания России на ее же границах. Для этого им необходима стабильность. Они хотят зафиксировать сложившиеся границы, расстановку политических сил хотя бы до момента прихода следующей администрации США, чтобы передать ей дела на Украине в приличном состоянии.
Американцы противятся уходу Яценюка, потому что понимают, что это вызовет развал коалиции и досрочные парламентские выборы. А это в нынешней ситуации может спровоцировать экономическую и политическую нестабильность вплоть до гражданской войны. Попытка несостоявшегося «третьего майдана» показала, что в стране много взрывоопасного материала — правых экстремистов, неонацистских банд, которые плодятся быстрее, чем СБУ успевает отследить их появление, да и просто тысяч неадекватных участников войны в Донбассе. Американцы не хотят, чтобы эта адская смесь полыхнула. Поэтому они в принципе не против переформатирования правительства, но им нужно, чтобы коалиция при этом сохранилась.
— Может ли Порошенко ослушаться советов «западных партнеров» и все же инициировать отставку Яценюка или досрочные выборы?
— Категорически нет. Это тот случай, когда можно утверждать наверняка. Порошенко никогда не пойдет против жесткого и однозначного отказа американцев. Но возможно другое. Он будет всеми способами убеждать своих вашингтонских кураторов, что отставка Яценюка необходима, что она в интересах Америки, придаст новый импульс реформам, борьбе с коррупцией и так далее. Он будет общаться с американцами на их языке и использовать их риторику. Собственно, именно этим он сейчас и занимается, постоянно созваниваясь с Байденом, переговариваясь с послом Пайеттом и так далее.
— Яценюк предложил продать миллион гектаров государственных земель. Может ли это быть причиной, по которой американцы так хотят оставить его в премьерском кресле?
— То, что американцы имеют интерес к украинскому сельскому хозяйству — это факт. Об этом напрямую говорил Джеффри Пайетт, когда призывал сделать Украину «аграрной сверхдержавой», хотя история такого не знает. Бывали сверхдержавы индустриальные, промышленные, постиндустриальные, но никак не аграрные. Американцы хотят встроить Украину в мировой аграрный рынок на своих правилах. Они отвели для нее нишу в производстве самого дешевого сельскохозяйственного сырья, а не продуктов переработки. Условно говоря, Украина должна продавать зерно, но не муку, продавать семена подсолнечника, но не масло. Американцы взяли четкий курс на это, но не знаю, насколько вопрос земли мог стать предметом раздора между Порошенко и Яценюком. Вряд ли кто-то в украинской власти противится этим планам.
— Порошенко попытался «поменять» Шокина на Яценюка, но западные партнеры этот шаг не оценили, — напоминает директор украинского Института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— За отставку поблагодарили, но на размен не согласились. Хочу подчеркнуть, что Байден или западные элиты не держатся именно за Яценюка. Они согласны на его замену, но при этом требуют сохранить стабильность коалиции и правительства, чтобы были защищены интересы западных партнеров.
Яценюк, скажем так, взял всех в заложники. И Порошенко пока не может найти вариант, при котором ему удастся сменить премьера, при этом сохранив «Народный фронт» в коалиции. Если он сможет гарантировать интересы Запада, смена премьера произойдет.
Украинский политический обозреватель Владимир Скачко считает, что при любом раскладе украинские власти не сделают ничего, что лишит их поддержки Запада.
— Яценюк и Порошенко могут предлагать все, что им хочется, в том числе и программу действий правительства. Но все эти реформаторские планы даже не получат официального статуса. Если верить конституции Украины, законы принимает парламент, а правительство их только выполняет. Пока в парламенте нет коалиции в 226 голосов, скрепленной личными подписями, парламент недееспособен. По официальным данным, Яценюка сейчас поддерживают чуть более 80 человек, остальные готовы к переформатированию правительства.
Но все это чисто внешние проявления. На самом деле голосование 16 февраля за отставку правительства показало, что Украина уже фактически поделена между двумя группировками. Одна из них — группа Порошенко, другая — внутриолигархический консенсус, в котором «смотрящим» выступает Яценюк.
Скрепляется этот «террариум единомышленников» политическим заказом кураторов, которые сказали, что коалиции должна существовать, потому что должно сохраняться единство «героев майдана». Пока этот заказ есть, все эти споры останутся только мышиной возней, пауками в банке или тараканами возле объедков, называйте, как хотите.
Чисто экономически страну готовят к последнему витку приватизации, и сейчас между экономическими группировками возле Порошенко и Яценюка идет противоборство за то, кто получит более лакомые куски. Конечно, есть еще и внешние кураторы, которые подготовили Украину к продаже и тоже хотят поучаствовать в этом процессе.
— Могут ли противоборствующие круги ослушаться Вашингтон и начать открытый конфликт?
— Если они перессорятся, это выльется в гражданскую войну на территории всей страны. Пока они ведут предпродажную подготовку Украины и войну в Донбассе, направленную против России, им платят деньги и обещают средства на дальнейшее пребывание у власти. Я имею в виду кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка. Как только эти люди выйдут из подчинения, они начисто лишатся внешней поддержки и финансирования.
И тогда все будет решать дубина — то есть у кого больше боевиков. По большому счету, официальные силы у них приблизительно равны. Несколько десятков тысяч отмобилизованных солдат есть у министра внутренних дел Арсена Авакова, который поддерживает Яценюка, и примерно столько же бойцов Нацгвардии и вооруженных сил у министра обороны Степана Полторака, который подчиняется президенту. Если между ними начнется противоборство, которые выйдет за рамки «холодной войны», это будет полноценная гражданская война похлеще той, что была в Донбассе. За свое они будут драться «до последнего украинца».
Но сейчас они выполняют волю Запада. Украинские власти останутся ни с чем, если от них отвернутся западные заказчики и кураторы. Даже «сумасшедшая бабушка» украинской политики Юлия Тимошенко или экс-глава СБУ Валентин Наливайченко ездят в США получать одобрение, как князья ездили к ордынскому хану получать ярлык на княжение. Правосубъектность Украины в этом плане практически на нуле. Это полуколониальная администрация, которая отличается от оккупационной только тем, что в ней проводятся какие-то якобы демократические процедуры внутри страны, а не назначения извне. Подковерная борьба идет, но только за то, чтобы быстрее и прочнее угнездиться у корыта с остатками того, что еще есть на Украине.
Анна Седова
Фото: Михаил Маркив/пресс-служба президента Украина/ТАСС
Читайте нас: