Истребитель, который может стать штурмовиком
На проходящем в Сингапуре международном авиасалоне Singapore Airshow 2016, в котором принимает участие и Россия, дважды упоминалось ОКБ Яковлева. И оба раза в исключительно положительном контексте. Во-первых, к настоящему моменту Воздушно-Космические силы России получили 60 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130, производящиеся на Иркутском авиазаводе. Во-вторых, Лаос намеревается приобрести 20 самолетов, чтобы обновить парк своей легкой истребительной авиации, основу которой составляют давно устаревшие МиГ-21.
Надо сказать, что легкий, недорогой (в пределах 15 млн. долларов) и эффективный Як-130 пользуется в мире большой популярностью. С его помощью можно не только подготавливать пилотов истребительной авиации, но и наносить ощутимые воздушные удары по несистемным, т.е. партизанским вооруженным формированиям. Алжир подписал контракт на покупку 30-и самолетов ОКБ Яковлева. И уже получил половину. Як-130 находится на вооружении ВВС Бангладеш, Беларуси, Вьетнама, Сирии. Расширению географии применения этой машины препятствует лишь ограниченные производственные мощности.
Выпустив удачный легкий самолет, ОКБ Яковлева, что называется, вернулось на круги своя. Авиаконструктор Яковлев начинал свою инженерную карьеру с разработки легких авиеток. Потом ОКБ, заматерев, стало браться и за более тяжелые машины. Таковой, например, стал реактивный фронтовой бомбардировщик Як-28. В 60-е годы он был носителем тактического ядерного оружия. Или палубный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. Был в истории компании и среднемагистральный самолет Як-42, принимающий на борт 120 пассажиров.
Однако в народном сознании фирма запечатлелась как производящая истребители. Не случайно, Высоцкий избрал в качестве «главного героя» одной из своих военных песен «Як-истребитель».
История разработки УБС Як-130 чем-то напоминает ситуацию, воспроизведенную в рекламном ролике парных палочек «Твикс».
К концу 80-х годов эксплуатировавшийся в Советском Союзе парк учебно-тренировочных самолетов чешского производства L-39 «призыва» 1971 года изрядно поизносился. В связи с чем было решено начать разрабатывать самолет, который заменил бы «чехов». В тендере наряду с Яковлевым приняло участие и ОКБ Микояна. В конечном итоге МиГи проиграли, и создателям Як-130 дали зеленую улицу.
Однако возникло непреодолимое препятствие — в стране закончились деньги. И тогда ОКБ Яковлева предложило итальянской компании Alenia Aermacchi сделать самолет «на паях». Все шло нормально до того, момента, когда самолет был почти готов. Партнеры рассорились, и каждая компания начала создавать свой учебно-боевой самолет. Развод прошел цивилизованно: итальянцы полностью получили всю созданную документацию. В результате Alenia Aermacchi сделала свой УБС М-346. При этом, правда, итальянская компания немного скорректировала габариты планёра и добавила в него композитных материалов.
Яковлевцы доводили самолет до ума довольно долго, насыщая его новой авионикой, чтобы не ставить на борт устаревшую аппаратуру, созданную в 90-е годы. Первый полет был совершен 25 апреля 1996 года. В 2005 году на Як-130 рискнул «прокатиться» действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. Госиспытания завершились в 2009 году. И лишь в 2010 году самолет был принят на вооружение. Итальянский М-346 «встал в строй» на год позже.
Як-130 в нынешней ситуации крайне актуален. Сейчас в авиацию приходит большое количество новейших самолетов. Поэтому необходимо не только переучивать наличный штат пилотов, но и обучать выпускников летных училищ. И эта разработка ОКБ Яковлева позволяет осваивать пилотирование самолетов поколений 4++ и 5. Потребность в Як-130 составляет 250 машин. Правда, на первых порах серийное производство было перенаправлено не в ВВС России, а на внешний рынок. В связи с чем после 5 лет серийного выпуска у нас эксплуатируется, как было указано выше, лишь 60 самолетов.
Что касается учебных качеств Як-130, то в этом отношении получился самолет нового поколения. Он обладает прекрасными «педагогическими качествами» благодаря применению мощной бортовой цифровой системы управления КСУ-130. Все нюансы пилотирования задаются при помощи программы. Самолет можно запрограммировать так, что он будет воспроизводить особенности поведения того или иного конкретного истребителя — МиГ-29К, Су-34, Су-35… Можно даже задать режимы перспективного Т-50 ПАК ФА. Также есть возможность моделировать тактико-технические характеристики «иностранцев» — F-18, F-16 и даже F-22, а также европейских «Миражей», «Рафаэлей» и «Тайфунов.
При этом компьютер отслеживает действия пилота. Если это новичок, то он «прощает» ему множество ошибок, отменяя неверные действия. По мере накопления курсантом опыта, компьютер все меньше и меньше вмешивается в действия пилота. Более того, имеется возможность путем программирования задавать различные осложняющие пилотирование воздействия на системы самолета.
Для получения таких возможностей самолет сделан сверхманевренным. Переменного вектора тяги нет, но самолет умеет в воздухе очень многое. Например, не теряет устойчивости при угле атаки в 40 градусов. Способен автоматически без участия пилота выходить из штопора. Правда, скорость у самолета ограничена околозвуковой.
Як-130 имеет и прекрасные боевые возможности. Он способен применять как обычное вооружение, так и высокоточные ракеты. При этом имеется 9 точек подвески, что для столь легкой машины более чем достаточно. В равной степени эффективно можно использовать и ракеты «воздух — воздух» — Р-73, и «воздух — поверхность» — Х-25М, что достигается использованием современного прицельного комплекса на базе РЛС «Барс-130». Также возможно применение оптико-локационной станции.
Используются и кассеты неуправляемых ракет, пушечные кассеты и 250-и и 500-килограммовые бомбы.
У ОКБ с новой разработкой связаны грандиозные планы. Причем они не только продиктованы намерением компании расширять линейку, взяв в качестве базового самолета УБС, но являются ответом на пожелания представителей ВВС некоторых стран получить необходимые им машины. Наиболее проработан вопрос превращения самолета в штурмовик. Уже проведены работы по внедрению в бортовой комплекс лазерного дальномера-целеуказателя. И даже начались летные испытания штурмовой модификации. При этом в состав вооружения предполагается добавить противокорабельные и противорадиолокационные ракеты.
Яковлевцы заявляют, что за счет использования совершенного бортового радиоэлектронного оборудования, которое для них модернизирует КРЭТ, штурмовой вариант самолета приблизится по возможностям к Су-25СМ. Разумеется, имея меньшую боевую нагрузку.
Есть у ОКБ желание создать на базе Як-130 и беспилотный ударный самолет. При этом утверждается, что он получится более эффективным, чем американский «Предатор» («Хищник»). Но, разумеется, это совсем уж далеко идущие планы. Также в ОКБ есть намерения создания разведчика и истребителя-бомбардировщика.
ЛТХ Як-130 и М-346 (Италия)
Длина: 11,5 м — 11,5 м
Высота: 4,64 м — 4,91 м
Размах крыла: 9,84 м — 9,72 м
Масса пустого: 4600 кг — 4610 кг
Максимальная взлетная масса: 10290 кг — 9500 кг
Тяга двигателей: 2×2500 кгс — 2×2850 кгс
Максимальная скорость: 1060 км/ч — 1060 км/ч
Скорость сваливания: 160 км/ч — н/д
Практический потолок: 12500 м — 13700 м
Практическая дальность: 1600 км — 2000 км
Дальность с ПТБ: 2300 км — 2700 км
Эксплуатационная перегрузка: 8g — 8g
Число точек подвески: 9 — 9
Боевая нагрузка: 3000 кг — 3000 кг
Владимир Тучков
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Читайте нас: