Лента новостей

08:22
Гаубица диверсанта. Чем опасен новый бесшумный российский миномет «Галл»
08:19
Инженерные войска ВС РФ в ожидании первых поставок экзоскелетов
08:17
Тегеран: Теракт в Ахвазе носит явные следы вмешательства Израиля и США
08:15
США против всех и наедине со своими санкциями
21:04
Косово – новая кровь для террористов
20:00
В Киеве спрогнозировали возможное отделение новых регионов
19:52
Почему США не смогут ответить на удар подводного флота России?
18:39
Макрон объявил о конце Евросоюза, поставив союзникам ультиматум в миграционном вопросе
18:32
ТОП-5. Московский фестиваль «Круг света» возглавил рейтинг лучших событий этой осени
18:19
В ЕС появились страны, которые не одобряют автоматическое продление санкций против России
18:13
Климкин рассказал о «секретном плане» по Донбассу и Азовскому морю
18:11
Над Британией реет ужас «Новичка»
18:10
Главный союзник США в зоне Персидского залива закупит С-400 ?
18:07
СМИ: США провели эвакуацию боевиков "ИГ" из провинции Дейр-эз-Зор
18:05
Для прямой поддержки на поле боя. Французы представили новый БПЛА
18:03
Лукашенко: Прошедшие переговоры с Путиным были очень тяжелыми
18:02
Утечка воды в реакторном отсеке. Субмарина USS "Pittsburgh" вернулась на базу
18:01
Рогозин: Россия не пойдет на условия США при строительстве околунной станции
18:00
Приватизируйте все! МВФ призвал Киев передать гособъекты в частные руки
17:59
Спецназ ВС РФ эвакуирует погибшего товарища в Сирии. Есть вопросы по ролику
17:58
Теракт на военном параде в Иране
17:55
В ЕС встревожились из-за ситуации вокруг Азовского моря
17:52
Заначка века
17:52
День тишины: штаб Сергея Фургала засыпал Хабаровск агитационной продукцией
17:51
Отчет управляющего корпорацией «Антироссия»
17:50
Жажда вселенской власти: почему патриарх Варфоломей оказался врагом России
17:47
Битва за Донбасс. 75 лет назад была успешно завершена Донбасская операция Красной армии
17:44
Украинская миграция «взорвет» Восточную Европу
17:42
МИД России объявил санкции национальной забавой США
17:39
Климкин раскрыл компоненты «тайного» западного проекта мира в Донбассе
17:38
WSJ: Китай отказался от новых торговых переговоров с США
17:35
Как Китай своровал самолеты у России и США
16:20
Почему конфликт США и КНР катастрофичен?
13:11
Опубликована вторая часть расследования о Боширове и Петрове: разоблачение фейкометчиков из Bellingcat
10:08
М.Л. Хазин: - Если бы я был директором МВФ, и Путин мне сказал «Я хочу снять Набиуллину»
10:07
Сергей Михеев: Элиты хотят «скурить» рейтинг Путина
10:06
Любите Европу не за деньги. Макрон перекраивает ЕС
10:05
Германия нашла способ откупиться от США за «Северный поток - 2»
10:04
Ни доказать, ни опровергнуть: NYT опубликовала собственное расследование «сговора Трампа с Россией»
10:03
Подготовка майдана в Белоруссии. Вадим Гончарук
10:02
«Большинство населения его просто ненавидит»: Зачем Порошенко решил судиться с BBC?
10:01
Сирийский опыт: ВКС РФ получили новейшие ракеты для уничтожения укреплений
09:55
Китайцы разозлились на «санкции из-за Росcии». Но что-то пошло не так
09:53
Тайные переговоры: Смог ли Израиль доказать свою невиновность в гибели Ил-20
09:51
Чтиво выходного дня. Офицер-католик и апологет УНА-УНСО - "Чип и Дейл" майданного лжеправославия
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » Як-130 бросает вызов американскому «Хищнику»

Як-130 бросает вызов американскому «Хищнику»

Истребитель, который может стать штурмовиком

 

Самолет ЯК 130Самолет ЯК 130На проходящем в Сингапуре международном авиасалоне Singapore Airshow 2016, в котором принимает участие и Россия, дважды упоминалось ОКБ Яковлева. И оба раза в исключительно положительном контексте. Во-первых, к настоящему моменту Воздушно-Космические силы России получили 60 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130, производящиеся на Иркутском авиазаводе. Во-вторых, Лаос намеревается приобрести 20 самолетов, чтобы обновить парк своей легкой истребительной авиации, основу которой составляют давно устаревшие МиГ-21.

Надо сказать, что легкий, недорогой (в пределах 15 млн. долларов) и эффективный Як-130 пользуется в мире большой популярностью. С его помощью можно не только подготавливать пилотов истребительной авиации, но и наносить ощутимые воздушные удары по несистемным, т.е. партизанским вооруженным формированиям. Алжир подписал контракт на покупку 30-и самолетов ОКБ Яковлева. И уже получил половину. Як-130 находится на вооружении ВВС Бангладеш, Беларуси, Вьетнама, Сирии. Расширению географии применения этой машины препятствует лишь ограниченные производственные мощности.

Выпустив удачный легкий самолет, ОКБ Яковлева, что называется, вернулось на круги своя. Авиаконструктор Яковлев начинал свою инженерную карьеру с разработки легких авиеток. Потом ОКБ, заматерев, стало браться и за более тяжелые машины. Таковой, например, стал реактивный фронтовой бомбардировщик Як-28. В 60-е годы он был носителем тактического ядерного оружия. Или палубный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой Як-38. Был в истории компании и среднемагистральный самолет Як-42, принимающий на борт 120 пассажиров.

Однако в народном сознании фирма запечатлелась как производящая истребители. Не случайно, Высоцкий избрал в качестве «главного героя» одной из своих военных песен «Як-истребитель».

История разработки УБС Як-130 чем-то напоминает ситуацию, воспроизведенную в рекламном ролике парных палочек «Твикс».

К концу 80-х годов эксплуатировавшийся в Советском Союзе парк учебно-тренировочных самолетов чешского производства L-39 «призыва» 1971 года изрядно поизносился. В связи с чем было решено начать разрабатывать самолет, который заменил бы «чехов». В тендере наряду с Яковлевым приняло участие и ОКБ Микояна. В конечном итоге МиГи проиграли, и создателям Як-130 дали зеленую улицу.

Однако возникло непреодолимое препятствие — в стране закончились деньги. И тогда ОКБ Яковлева предложило итальянской компании Alenia Aermacchi сделать самолет «на паях». Все шло нормально до того, момента, когда самолет был почти готов. Партнеры рассорились, и каждая компания начала создавать свой учебно-боевой самолет. Развод прошел цивилизованно: итальянцы полностью получили всю созданную документацию. В результате Alenia Aermacchi сделала свой УБС М-346. При этом, правда, итальянская компания немного скорректировала габариты планёра и добавила в него композитных материалов.

Яковлевцы доводили самолет до ума довольно долго, насыщая его новой авионикой, чтобы не ставить на борт устаревшую аппаратуру, созданную в 90-е годы. Первый полет был совершен 25 апреля 1996 года. В 2005 году на Як-130 рискнул «прокатиться» действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. Госиспытания завершились в 2009 году. И лишь в 2010 году самолет был принят на вооружение. Итальянский М-346 «встал в строй» на год позже.

Як-130 в нынешней ситуации крайне актуален. Сейчас в авиацию приходит большое количество новейших самолетов. Поэтому необходимо не только переучивать наличный штат пилотов, но и обучать выпускников летных училищ. И эта разработка ОКБ Яковлева позволяет осваивать пилотирование самолетов поколений 4++ и 5. Потребность в Як-130 составляет 250 машин. Правда, на первых порах серийное производство было перенаправлено не в ВВС России, а на внешний рынок. В связи с чем после 5 лет серийного выпуска у нас эксплуатируется, как было указано выше, лишь 60 самолетов.

Что касается учебных качеств Як-130, то в этом отношении получился самолет нового поколения. Он обладает прекрасными «педагогическими качествами» благодаря применению мощной бортовой цифровой системы управления КСУ-130. Все нюансы пилотирования задаются при помощи программы. Самолет можно запрограммировать так, что он будет воспроизводить особенности поведения того или иного конкретного истребителя — МиГ-29К, Су-34, Су-35… Можно даже задать режимы перспективного Т-50 ПАК ФА. Также есть возможность моделировать тактико-технические характеристики «иностранцев» — F-18, F-16 и даже F-22, а также европейских «Миражей», «Рафаэлей» и «Тайфунов.

При этом компьютер отслеживает действия пилота. Если это новичок, то он «прощает» ему множество ошибок, отменяя неверные действия. По мере накопления курсантом опыта, компьютер все меньше и меньше вмешивается в действия пилота. Более того, имеется возможность путем программирования задавать различные осложняющие пилотирование воздействия на системы самолета.

Для получения таких возможностей самолет сделан сверхманевренным. Переменного вектора тяги нет, но самолет умеет в воздухе очень многое. Например, не теряет устойчивости при угле атаки в 40 градусов. Способен автоматически без участия пилота выходить из штопора. Правда, скорость у самолета ограничена околозвуковой.

Як-130 имеет и прекрасные боевые возможности. Он способен применять как обычное вооружение, так и высокоточные ракеты. При этом имеется 9 точек подвески, что для столь легкой машины более чем достаточно. В равной степени эффективно можно использовать и ракеты «воздух — воздух» — Р-73, и «воздух — поверхность» — Х-25М, что достигается использованием современного прицельного комплекса на базе РЛС «Барс-130». Также возможно применение оптико-локационной станции.

Используются и кассеты неуправляемых ракет, пушечные кассеты и 250-и и 500-килограммовые бомбы.

У ОКБ с новой разработкой связаны грандиозные планы. Причем они не только продиктованы намерением компании расширять линейку, взяв в качестве базового самолета УБС, но являются ответом на пожелания представителей ВВС некоторых стран получить необходимые им машины. Наиболее проработан вопрос превращения самолета в штурмовик. Уже проведены работы по внедрению в бортовой комплекс лазерного дальномера-целеуказателя. И даже начались летные испытания штурмовой модификации. При этом в состав вооружения предполагается добавить противокорабельные и противорадиолокационные ракеты.

Яковлевцы заявляют, что за счет использования совершенного бортового радиоэлектронного оборудования, которое для них модернизирует КРЭТ, штурмовой вариант самолета приблизится по возможностям к Су-25СМ. Разумеется, имея меньшую боевую нагрузку.

Есть у ОКБ желание создать на базе Як-130 и беспилотный ударный самолет. При этом утверждается, что он получится более эффективным, чем американский «Предатор» («Хищник»). Но, разумеется, это совсем уж далеко идущие планы. Также в ОКБ есть намерения создания разведчика и истребителя-бомбардировщика.

ЛТХ Як-130 и М-346 (Италия)

Длина: 11,5 м — 11,5 м

Высота: 4,64 м — 4,91 м

Размах крыла: 9,84 м — 9,72 м

Масса пустого: 4600 кг — 4610 кг

Максимальная взлетная масса: 10290 кг — 9500 кг

Тяга двигателей: 2×2500 кгс — 2×2850 кгс

Максимальная скорость: 1060 км/ч — 1060 км/ч

Скорость сваливания: 160 км/ч — н/д

Практический потолок: 12500 м — 13700 м

Практическая дальность: 1600 км — 2000 км

Дальность с ПТБ: 2300 км — 2700 км

Эксплуатационная перегрузка: 8g — 8g

Число точек подвески: 9 — 9

Боевая нагрузка: 3000 кг — 3000 кг

 

Владимир Тучков

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

 







Опубликовано: Gladiator     Источник

Похожие публикации для статьи "Як-130 бросает вызов американскому «Хищнику»"


Напишите ваш комментарий к статье "Як-130 бросает вызов американскому «Хищнику»"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх