Лента новостей

13:49
Война на Украине (22.11.24): Бои за Большую Новосёлку, Курахово, Торецк, Чесов Яр, Купянск...
13:45
Место встречи изменить нельзя, эпизод 4
13:35
«Безгрудые» манекены для обучения реанимации поставили под угрозу жизни женщин
13:22
Nvidia предупредила о предстоящем дефиците GeForce в ближайшие месяцы
13:18
Рада закрылась, депутаты убежали за границу, не дожидаясь «Орешника»
13:17
Сийярто: Байден мешает Трампу завершить конфликт на Украине
13:11
Встреча G20 в Бразилии прошла под доминированием стран БРИКС
12:57
Зеленский отдал приказ по курской области - Новости
12:49
«Не зря называли королём нелегалов»: как Александр Коротков предупредил руководство СССР о нацистской агрессии
12:47
Расчёты САУ «Мста-С» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении
12:07
Сводки с фронта на 22 ноября 2024: где идут ключевые бои? Свежая карта боевых действий
11:54
Как США и Евросоюз будут «придушивать» китайскую экономику
11:43
Миллионер с зарплатой сантехника: выяснилось, сколько зарабатывает глава OpenAI
11:32
WSJ: инвестор из США готов купить «Северный поток-2»
11:23
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 ноября, день
11:15
Люди, волны и другие необычные источники электрической энергии
10:51
Командующий британской армией: готовы сражаться с Путиным «в одночасье»
10:46
Путин предупредил о тяжёлых последствиях авантюрного курса не только США и Британию
10:42
Песков: Россия нуждается в трудовых мигрантах
10:38
Министр обороны РФ Андрей Белоусов проинспектировал группировку войск «Север»
10:32
Авианосец Джордж Вашингтон сменил в Японии Рональда Рейгана
10:31
В Госдуме обсудили проблемы крупнотоннажное судостроения
10:07
Гибридная война: НАТО планирует закрыть России Балтику
09:50
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 22.11.2024
09:47
«Мрия о шести моторах»: как «план стойкости» Зеленского может привести к окончательному поражению Украины
09:37
Обострение в Курской области: удары, разрушения и судьбы мирных жителей, данные на утро 22.11.2024
09:34
В Китае построен самый мощный центр исследования гипергравитации в мире
09:30
В ответ на агрессивные действия НАТО: заявление Путина о применении новой ракетной системы «Орешник»
09:17
Перепланировка с умом: как не стать разрушителем
09:09
Британия ради экономии утилизирует боевые корабли, вертолеты и беспилотники, чтобы сэкономить полмиллиарда фунтов
08:53
СМИ рассказали о плане Берлина на случай войны с Россией
08:52
Контрразведка США предупредила оборонные компании о риске диверсий
08:49
Вскрылась невероятная правда об операции в Крынках - Новости
08:20
Задержание кораблей, обрывающих западные подводные кабели представляет дилемму
04:50
Высадочные средства китайской морской пехоты: малые десантные корабли, катера на воздушной подушке и вертолёты
04:40
Русский реванш
04:17
Юрий Подоляка рассказал об обстановке на фронтах в зоне СВО на утро, 22.11.2024: карта боевых действий
03:32
F-16 и HIMARS не спасают: новости СВО от 22 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1002-й день спецоперации России на Украине
02:25
Роскомнадзор с декабря начнёт блокировать сайты за публикацию научной информации о VPN
02:02
Диана Панченко: СССР ПОБЕДИЛ США
01:15
Экстренное выступление В.В. Путина 21 ноября 2024 года
00:02
О сложностях БРИКС
23:15
Важная помощь от читателей «Русской Весны» наступающим на Курахово (ВИДЕО)
22:33
Путин признал удар по «Южмашу» гиперзвуковой ракетой «Орешник» без ядерного заряда и пригрозил ответом на агрессию Запада
22:32
США ввели новые санкции против России
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской


Имя военного штурмана Константина Демьяненко мало кому известно. Даже в музее Иркутского авиапредприятия, в котором он работал после войны, ему даже не посвящена отдельная экспозиция. Есть лишь краткое упоминание: кавалер ордена Красной Звезды Константин Петрович Демьяненко с 1948 года трудился в Иркутске старшим штурманом летных отрядов, был награжден медалями и почетными знаками «За безаварийный налет 5 000 часов» и «За безаварийный налет 1 000 000 километров».

Коллеги даже не подозревали, что их Петрович был не просто фронтовиком, летчиком, который участвовал в перегоне самолетов по лэнд-лизу по трассе Алсиба из США в СССР, но и побывал в такой переделке, которая могла бы стать либо сценарием к приключенческому фильму, либо к художественной повести. Он никогда особо не распространялся о своем прошлом, особенно о периоде службы в составе 1-й перегоночной авиадивизии. Во-первых, потому, что дал письменное заявление военной контрразведке о неразглашении, во-вторых, из-за личной скромности.

Да и в истории 1-го перегоночного полка, который дислоцировался на Аляске, упоминание о нем достаточно скромное. Вот дословно. «Демьяненко Константин Петрович (старший лейтенант) – штурман звена, 27.06.43г. при перелете по маршруту Лэдд-Филд – Ном выпал из открытого люка А-20 во время пикирования. Благополучно приземлился на парашюте. Целый месяц провел в лесистых горах Аляски, пока не был обнаружен с воздуха полковником Михаилом Мачиным и вывезен экипажем капитана Бессела Блэксмита на гидросамолете».

История, конечно, несопоставима с той, что произошла с летчиком Алексеем Маресьевым, который, будучи сбитым над захваченной фашистами территорией, несколько недель выбирался с поврежденными ногами к своим через линию фронта. Но и то, что случилось с Константином Демьяненко на Аляске, достойно отдельного описания. И узнай его историю тот же писатель Борис Полевой, написавший «Повесть о настоящем человеке» по подвигу Маресьева, мы бы сейчас знали гораздо больше о том, как летчик Демьяненко больше месяца выживал в безлюдных горах Аляски и стремился лишь к одной цели – добраться до своих, чтобы снова летать и воевать.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Наверно нужно пусть и кратко рассказать, что же это была за трасса Алсиб – Аляска-Сибирь, на разглашение информации о которой долгие годы был наложен гриф секретности. Действовать она начала в 1942 году, и являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Согласно отчету дивизии, по трассе Алсиба было доставлено 7 908 одномоторных и двухмоторных самолетов.

Если взглянуть на статистику, то среди них было бомбардировщиков Б-25 – 729 штук, А-20 – 1355 (в перегоне которых участвовал штурман Константин Демьяненко). Истребителей П-40 – 4, П-39 – 2616, П-63 – 2396, П-47 – 3, транспортных СИ-47 – 707, СИ-46 – 1 и 54 учебно-тренировочных АТ-6.

По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, почту, в том числе 187 тонн – дипломатической почты. И даже такие невоенные товары как инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов, канцтовары и многое другое.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Свою работу трасса прекратила в октябре 1945 года. За это время на советском участке произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 115 человек. Причины потерь – сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты, неполная подготовка к вылету матчасти.

Историю Константина Демьяненко, который мог пополнить список безвозвратных потерь советских летчиков, но вырвавшегося из «белого безмолвия», описанного Джеком Лондоном в своих рассказах о золотоискателях на Аляске, хорошо знает иркутский журналист Михаил Денискин. Впрочем, даже в своей книге «По следам пропавшего «Бостона» (легкий бомбардировщик Douglas А-20), посвященной советским летчикам, участвовавшим в перегоне самолетов по лэнд-лизу из Америки, он описывает историю Демьяненко без особой лирики.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

«Все события связанные с трассой Алсиба достойны исторических исследований, но реальная достоверность тех событий все равно будет покрыта тайной, – говорит Михаил Денискин. – Гриф секретности снят далеко не полностью, непосредственных участников тех событий, которые могли бы рассказать подробности, уже нет в живых. Но история, которая произошла с Константином Демьяненко на Аляске – это реальный пример мужества человека, который сумел пройти тяжелейшие испытания, выжил наперекор всем обстоятельствам. Еще сложнее ему было пройти все проверки и опровергнуть обвинения в предательстве, а потом добиться права летать и воевать – он успел поучаствовать в воздушных боях в небе Венгрии и Германии. Правда, его героизм на территории Америки так и остался "белым пятном" в его биографии. Я считаю, что незаслуженно».

Михаил Иннокентьевич Денискин сумел собрать сведения о летчике Константине Демьяненко уже спустя годы после его смерти в 1961 году – по обрывочным сведениям, рассказам ветеранов Алсиба, архивным материалам.

Константин Демьяненко в 1937 году закончил Чкаловское училище штурманов. При отборе на секретную перегоночную трассу Алсиб преимуществом пользовались летчики с боевым опытом. Демьяненко такой опыт получил в финской кампании 1939-40 годов, и потому был зачислен на самый ответственный участок – в 1-й полк, базировавшийся на Аляске. Он неоднократно пересек пролив Беринга между США и СССР, пока не попал в весьма неприятную передрягу.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

…27 июня 1943 года группа А-20 «Бостон» с лидером Б-25 поднялась с бетона авиабазы Лэдд-Филд. Самолеты уже подходили к аэродрому Ном, однако по метеоусловиям аэродром самолеты принять отказался – пришлось садиться на запасном аэродроме Галена. Там-то и выяснилось, что штурмана старшего лейтенанта Демьяненко нет в кабине. Он исчез во время полета!

Как потом выяснилось, в плохих условиях видимости штурман открыл колпак стрелка, в кабине которого он находился, чтобы визуально «привязаться» к местности. Ничего не подозревавший пилот совершил маневр, чтобы обойти грозовые облака, самолет заложил вираж, в результате которого Демьяненко выбросило из кабины. Ударившийся ногой о хвостовое оперение самолета старший лейтенант потерял лишь ботинок, но не сознание и сумел открыть парашют.

Поиски пропавшего штурмана возглавил командир авиаполка Михаил Мачин. Но вначале несколько дней лили дожди, и самолеты не могли подняться в небо. Последующие поисковые облеты трассы результатов не дали. Тогда полковник Мачин попросил помощи у начальника базы – американского генерала Гаффни.

Лишь через две недели американский пилот доложил, что в горах на дереве видел нехарактерное белое пятно. Предположили, что это мог быть парашют. Но советские летчики, вылетевшие в указанный район на следующий день, ничего не нашли.

Минули еще две недели безрезультатных поисков. Однажды полковник Мачин сверху заметил слабую струйку дыма. Он направил самолет на снижение, сделал круг и на берегу реки увидел человека, машущего курткой. Это был Демьяненко.

В следующий заход ему сбросили груз: спальный мешок, продукты, пистолет и записку: «Много не ешь. Будь на месте!» Убедившись, что груз принят, Мачин увидел сверху озеро, которое могло быть пригодным для посадки гидросамолета. Для спасения советского летчика американцы послали капитана Бэссила Блэксмита. Вскоре обессиленного и искусанного мошкой Демьяненко доставили в госпиталь Фэрбенкса.

Позже Константин рассказал о своих злоключениях. После приземления он потерял второй ботинок. Ракетницы, чтобы подать сигнал, не было. Спички отсырели. Питался ягодами, кореньями и птицами, которых удавалось подстрелить – патронов в ТТ было всего две обоймы. Часть из них ушла, чтобы отпугивать медведей гризли, которыми так богаты те места. Потом сумел соорудить из сухостоя плотик, на котором по горной речке спустился в долину. Каким-то чудом сумел зажечь последнюю спичку и поджечь сухую траву, дым от которой и разглядел сверху полковник Мачин.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Вроде бы и незамысловатая история – без видимого героизма. Константин Демьяненко и не стремился к какому-то подвигу. В сложившейся ситуации он просто верил, что его не бросят, найдут, выручат. С этой мыслью и шел вперед на исходе сил. Потому и сумел выжить, а потом дойти, вернее, долететь до Победы. Это подвиг? Скорее всего – да.

«Подобных историй, когда наши летчики во время войны оказывались на земле в непростой ситуации – немало, – говорит Михаил Денискин. – Из тех, что случились на Алсибе, можно вспомнить и летчика старшину Владимира Дьякова, который после аварии два месяца находился в тундре, но сумел выжить, дождаться, когда ему на помощь придут оленеводы. И потом опять поднялся в небо, а уже после войны в Липецке руководил клубом «Юных летчиков».

…В пригороде Иркутска, в деревне Пивовариха, есть кладбище. Там традиционно хоронят летчиков. Именно над ним зачастую и взлетают самолеты – взмах крылом над теми, кто отдал авиации годы жизни. Среди могил есть и та, где значится фамилия Константина Демьяненко – человека, который совершил свой скромный подвиг на службе Родине.


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх