Алексей Александрович выделял средства и на создание отечественного воздушного флота, и на различные медицинские эксперименты, но главное дело его жизни – коллекционирование предметов и атрибутов, связанных с театром и его историей. За свою благотворительную деятельность и помощь государству он получил чин действительного статского советника и звание почетного гражданина Москвы.
Литературно-театральный музей Императорской Академии наук - под таким названием в 1894 году в Замоскворечье был открыт музей, который сегодня мы именуем Бахрушинским, по имени его создателя. Этот музей существует и поныне и по объемам фондов считается крупнейшим в мире.
А начиналось все так. Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Бахрушина Куприянов стал хвастать собранными им разного рода театральными реликвиями – афишами, фотографиями, случайными сувенирами, купленными у антикваров, и т.д. На Бахрушина однако все эти разномастные приобретения впечатления не произвели. Чтобы собрание имело ценность, сказал он, надо не только скупать вещи у продавцов, а выискивать их обязательно самому, при условии личного глубокого интереса к предмету. Иначе это будет пустое занятие.
Куприянов вспылил, принялся расхваливать свои «сокровища», Бахрушин тоже раскипятился. Слово за слово...
– Да я и за месяц больше твоего соберу! - объявил Алексей Александрович.
Оскорбленный кузен предложил пари. Оно было заключено при многочисленных свидетелях и в положенный срок выиграно. Так слепой случай (а может быть, само провидение?) натолкнул юного Бахрушина на главное дело всей его жизни.
Опыт коллекционирования к тому времени у него был совсем небольшой. Пробовал собирать японские вещи, потом всё, что имело отношение к Наполеону. Но это была лишь дань моде, преходящая, случайная. Теперь же было затронуто самолюбие, не хотелось оказаться побежденным в споре.
Бахрушин ринулся к букинистам, антикварам, каждое воскресенье ездил на Сухаревку. Там его ждали удивительные находки…
С годами коллекционирование превратилось в страсть – Алексей Александрович думал только о своем собрании, только о нем мог говорить. Знакомые удивлялись, посмеивались над его чудачеством, пожимали плечами – ну кто мог тогда вообразить, что «театральная чепуха», усердно собираемая Бахрушиным, станет ценнейшим подспорьем для изучения истории отечественного и зарубежного театра?
Кто мог, например, предположить, что пристрастие Бахрушина к балетным туфелькам (сколько по этому поводу отпускалось острот!) даст в будущем возможность наглядно проследить, как развивалась техника балета. Тонкие туфельки Фанни Эльслер и Марии Тальони плотно облегали ножку балерины в начале XIX века и делали ее танец подлинно воздушным. Потом в туфельке появился пробочный носок – он помогал балеринам проделывать сложнейшие танцевальные движения. Начало XX века принесло удивительное новшество – стальной носок, позволивший довести технику балета до предельного совершенства.
Коллекция росла и росла. Дом разбухал от вещей, книг, бумаг. В 1913 году отец отдал в распоряжение Алексея Александровича бывший королёвский особняк, но и тот вскоре был доверху забит реликвиями. Бахрушин постоянно перебирал, раскладывал свои сокровища, сортировал их по отделам: театральный, музыкальных инструментов, композиторов, литературный, этнографический и т.д.
«Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа», – эти слова Бахрушин произнес в памятный для него день - 25 ноября 1913 года, когда его коллекция была передана Российской Академии наук.
После революции Алексей Александрович не покинул родину. Он и представить себе не мог разлуки со своим созданием, делом всей своей жизни. Большевики сохранили Театральный музей, и с 1918 года он стал носить имя Бахрушина, своего основателя и заведующего. Таким образом Бахрушин стал одним из очень немногих московских меценатов, чья деятельность – в том же, что и до революции, качестве – продолжалась и при Советской власти. Пожизненный директор – на этом посту он оставался до последнего часа, а скончался Алексей Александрович в 1919 году.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Всем знакомы эти строки Бориса Пастернака. А вот как встречал приход второго месяца зимы Валерий Брюсов, написавший 31 января 1907 года стихотворение «Февраль»:
Миг между светом и тенью!
День меж зимой и весной!
Весь подчиняюсь движенью
Песни, плывущей со мной.
В 1909 году за участие в подготовке побега политкаторжанок из Новинской тюрьмы был арестован Владимир Маяковский, которому не исполнилось и 16 лет. К тому времени Маяковский уже год состоял в РСДРП. Однажды он даже арестовывался, но был вскоре отпущен. На сей раз Владимиру пришлось провести в тюрьме полгода. Выйдя из Бутырки, он отошел от революционной деятельности и занялся живописью и литературой.
«Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность», утверждал французский философ Клод Адриан Гельвеций, родившийся в такой же день 1715 года.
Сочетание личного интереса с общим благом – таковы, по мнению Гельвеция, основы разумной «философии счастья». Одно из главных его сочинений – трактат «Об уме» – был запрещен и сожжен. На русском языке он вышел лишь в 1917-м году. Но все же Гельвеция в России читали. Его имя упоминается Пушкиным в черновиках в числе авторов библиотеки Онегина: «барон Д’Ольбах, Вольтер, Гельвеций».
В 1769 году в Париже родился Андре Жак Гарнерен, первый парашютист. Во время Великой французской революции Гарнерен служил в армии, попал в плен. Вернувшись в 1797-ом на родину, он на глазах парижской публики поднялся в воздух на воздушном шаре, наполненном водородом, и с высоты менее километра прыгнул вниз на круглом парашюте из белого шелка диаметром около 7 метров.
Гарнерен разъезжал по Европе и удивлял зрителей трюками. Работавшая с ним Жанна Женевьева, его супруга, также вошла в историю: в 1799 году она стала первой женщиной-парашютисткой.
В 1803 году Гарнерен добрался и до России: в июле он преодолел на воздушном шаре в Петербурге расстояние от Васильевского острова до Малой Охты, а в октябре, посадив в корзину первую московскую красавицу Прасковью Кологривову, пролетел из Москвы около 30 километров до имения князей Вяземских в Остафьево.
Скончался аэронавт 18 августа 1823 года, получив случайный удар по голове деревянной балкой при подготовке к очередному полету.
В 1910 году в Харькове в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Гризодубова родилась дочь Валентина, которой суждено было стать первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза.
В 1929 году она окончила Пензенский аэроклуб. Занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе, затем летчиком агитэскадрильи имени Горького на Центральном аэродроме, а с 1936 года начала служить в Красной армии. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 Валентина установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. Но главный рекорд был впереди.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 «Родина» вместе со вторым пилотом Полиной Осипенко и штурманом Мариной РасковойВалентина Гризодубова совершила беспосадочный исторический перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета: за 26 часов 29 минут отважные летчицы преодолели расстояние в шесть тысяч 450 километров. За выполнение этого перелета всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза.
Великая Отечественная настигла Валентину Степановну в должности начальника Управления международных воздушных линий СССР. За время войны полковник Гризодубова совершила около 200 боевых вылетов на бомбардировку вражеских объектов и для поддержки связи с партизанскими отрядами. После демобилизации в 1946 году из Советской Армии Валентина Степановна работала в гражданской авиации. В январе 1986 года ей было присвоено звание Героя Социалистического труда. Умерла легендарная летчица в апреле 1993 года.
В Москве есть памятник и улица Гризодубовой. А в Харькове в квартире Гризодубовых еще в 1972 году был открыт музей истории авиации.
В 1937 году родился актер театра и кино, народный артист Литовской ССР и народный артист СССР Регимантас Адомайтис. Его успех в кинематографе начался с роли в фильме «Никто не хотел умирать». Затем были «Игры взрослых людей», «Это сладкое слово - свобода!», «Из жизни отдыхающих», «Американская трагедия», «Трест, который лопнул», «Богач, бедняк...», «Мираж», «Волчья кровь», «Мужчина для молодой женщины» и другие картины.
Почти всё свободное время Адомайтис проводит в своем загородном доме в 80 километрах от Вильнюса. Творческий труд с удовольствием чередует с физическим. Ухаживает за садом и огородом, разводит цветы, занимается пчеловодством. Актер считает, что для ощущения счастья важны три момента – любимая работа, любимая семья и любимая Родина.
Сегодня - день рождения Веры Глаголевой.
Немногим актрисам удаётся стабильно сниматься в кино при всех причудах киномоды. Вере Глаголевой это удалось. Она попала на съемочную площадку сразу после окончания школы. Её совсем юные трогательные героини из фильмов "В четверг и больше никогда", "Торпедоносцы", "Выйти замуж за капитана", "Зонтик для новобрачных" сразу же завоевали симпатии зрителей.
И 31 января 2002 года знаменитому барду Александру Дольскому указом президента России была присуждена премия имени Булата Окуджавы за 2001 год.
Читайте нас: