До старта осталось несколько часов. Фото: ru.wikipedia.org
30 января 1934 года построенный в СССР стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на недоступную прежде высоту — 22 километра.
Широко известен факт, что в одном из крупнейших и важнейших идеологических противостояний второй половины ХХ века — «космической гонке», в которой соревновались СССР и США — первенство в итоге одержала советская Россия. Именно она первой запустила в космос искусственный спутник Земли, выведенный на орбиту 4 октября 1957 года, и она же первой 12 апреля 1961 года отправила в космос человека. Но куда менее известен факт, что начало этой гонке было положено еще до Второй мировой войны. За точку старта «космической гонки», по большому счету, нужно брать первые стратосферные полеты — подъемы специальных аэростатов в стратосферу, то есть часть атмосферы Земли, расположенной на высотах от 11 до 50 км, куда еще не долетали самолеты. Именно стратостаты и управлявшие ими стратонавты были первыми, кто ближе всех подошел к околоземному пространству. И здесь, что закономерно, первенство тоже осталось за советской Россией.
Советский Союз приступил к организации пилотируемых исследований стратосферы в самом начале 1932 года. 19 января в Москве состоялось первое заседание по этой проблеме, созванное по инициативе председателя Гидрометеорологического комитета РСФСР Николая Сперанского. С докладом о задачах по изучению стратосферы на этом заседании выступил известный ученый-метеоролог Витольд Виткевич, которому по итогам совещания и доверили руководство новосозданной Комиссией по изучению стратосферы. Через три дня состоялось ее первое заседание, на котором в числе прочих было принято и решение о постройке первого советского пилотируемого стратостата для подъема на высоту 20-25 км.
Участники стратосферной комиссии не были прожектерами: к этому времени человечество уже имело опыт стратосферных полетов. Пионером стратонавтики стал швейцарский ученый-физик Огюст Пикар, которому принадлежит сама идея герметичной гондолы, которую огромного размера аэростат поднимал в стратосферу. Свой первый полет на высоту неполных 16 км швейцарец в компании с Паулем Кипфером совершил 27 мая 1931 года, а год спустя, 18 августа 1932 года, преодолел эту отметку и дошел до высоты 16,2 км. Но объем пикаровского стратостата был достаточно небольшим — около 14 000 кубометров, что и определило предельную высоту его полета: на ней архимедова сила подъема аэростата такого объема уравнивалась силой его притяжения к Земле. Было понятно, что первый советский стратостат должен быть большего размера, чтобы подняться на большую высоту. Поэтому обе конструкторские группы, которые в том же 1932 году приступили к работе в Москве и Ленинграде, сразу заложили размер баллона своих стратостатов не менее 24 000 кубометров.
Первым рекордный полет на высоту в 19 км совершил московский стратостат «СССР-1», поднявшийся в небо 30 сентября 1933 года. Рекордсменами стали командир Кунцевского воздухоплавательного дивизиона ВВС Красной Армии Георгий Прокофьев, начальник КБ Научно-опытного института резиновой промышленности (оно отвечало за разработку и изготовление баллона объемом 24 500 кубометров) Константин Годунов и начальник сектора боевой подготовки Управления ВВС РККА Эрнест Бирнбаум.
В то же самое время в Ленинграде вовсю шла работа по подготовке к запуску другого стратостата-рекордсмена — «Осоавиахим-1» с объемом баллона в 24 940 кубометров, построенного при поддержке этой оборонно-технической добровольческой организации (политическую поддержку проекту оказывал Сергей Киров, вышедший на первые роли в компартии). Работу над этим проектом ленинградские энтузиасты начали еще в 1930 году, узнав о первых опытах Пикара, но всерьез заняться постройкой смогли только в конце 1932 года, когда на волне стратосферной кампании сумели добиться достаточного финансирования.
Работы над ленинградским стратостатом были закончены в августа 1933 года, и первоначально его старт был назначен на тот же день, что и старт «СССР-1». Но, судя по всему, в дело вмешалась политика: выпустить в небо спроектированный и построенный энтузиастами «Осоавиахим-1» раньше поддержанного на высшем партийном и военном уровне московского нельзя было никак. Поэтому под предлогом ухудшившихся к концу дня метеорологических условий старт ленинградского аппарата отложили, потом еще раз, потом еще, а потом и вовсе перенесли на весну 1934 года.
Новая дата — 30 января 1934 года — возникла, когда в печати появилось интервью командира экипажа стратостата «СССР-1», который заявил о намерении совершить новый полет в зимних условиях. Тут уже все, кто имел отношение к проекту «Осоавиахим-1», и прежде всего Сергей Киров, решили взять реванш и, раз уж не удалось совершить вообще первый стратосферный полет в Советском Союзе, оставить за собой первенство в зимних подъемах. Дату полета привязали к началу работы очередного, XVII съезда ВКП(б).
Стратостат «Осоавиахим-1», который осенью 1933 вернули из Москвы в Ленинград, 28 января снова перевезли в московское Кунцево, на полигон Отдельного воздухоплавательного дивизиона, откуда стартовал и «СССР-1». Утром 30 января провели последний предполетный осмотр, после чего в герметичную гондолу стратостата поднялись трое членов его экипажа: Павел Федосеенко, Андрей Васенко и Илья Усыскин. Военный летчик Федосеенко был профессиональным аэронавтом, впервые поднявшимся в воздух еще до Октябрьской революции, и свою первую боевую награду — Орден Боевого Красного знамени — получил за то, что с аэростата заметил начало контратаки врангелевской кавалерии на Сиваше во время штурма Перекопа. Инженер-аэролог Васенко был одним из инициаторов и главным конструктором «Осоавиахима-1». А молодой ученый-физик Усыскин, который в свои 22 года уже сумел усовершенствовать камеру Вильсона для изучения космических лучей, отвечал за научную программу полета.
В самом начале десятого часа «Осоавиахим-1» оторвался от земли и начал свой рекордный подъем — первый в мире зимний стратосферный полет. Незадолго до полудня стратостат прошел отметку 20 600 метров, то есть преодолел предполагаемый потолок полета, и двинулся дальше. В полпервого экипаж сделал отметку в бортовом журнале о достижении рекордной высоты — 22 километра! На ней «Осоавиахим-1» провел 12 минут, которые потребовались, чтобы проделать все необходимые операции по подготовке к затяжному спуску и принудить аэростат, нагревшийся под лучами солнца, все-таки двинуться вниз.
Увы, лично доложить о своем рекорде стратонавты не смогли. По мере того, как аппарат спускался, охлаждавшийся баллон терял подъемную силу, и довольно быстро скорость снижения перешла сначала расчетные отметки, а потом и критические. В полутора километрах от поверхности Земли тросы, соединявшие гондолу с аэростатом, не выдержали, и в 16.23 оторвавшаяся кабина ударилась о землю, погубив всех троих членов экипажа. Два дня спустя урны с прахом погибших рекордсменов были торжественно замурованы в Кремлевской стене, причем принесли их к месту последнего упокоения на руках лидеры СССР: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климент Ворошилов.
А что же американские исследователи стратосферы? Они отстали от советских как минимум на год! 27 июля 1934 года, построенный в США стратостат «Эксплорер-1» поднялся на 18 300 метров и был вынужден прервать полет из-за разрушения баллона. И лишь 11 ноября 1935 года стратостат «Эксплорер-2» сумел достичь той же отметки — 22 км — на которой побывали участники полета «Осоавиахим-1». Формально американские стратонавты, как считается, сумели превзойти советских на 66 метров, и этот показатель оставался рекордным до конца 1950-х. Но все-таки первыми мистическую отметку в 22 тысячи метров над поверхностью Земли преодолели стратонавты советской России, и именно им впервые довелось увидеть нашу планету почти такой же, какой она видится из ближнего космоса: гигантским зелено-голубым шаром в белых кляксах облаков…
Сергей Антонов
Читайте нас: