Лента новостей

10:02
Фронты трещат: Юрий Подоляка рассказал о ситуации в зоне СВО на утро, 25.11.2024
09:59
В России придумали, как сделать незамерзающие АКБ для электромобилей
09:44
Разработан новый план размещения южнокорейских истребителей F-35A
09:36
Украина атаковала российские регионы ракетами и боевыми дронами
09:26
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.11.2024
09:19
Озвучены планы Трампа по увольнению 15 тысяч военных
09:11
Ситуация в Курской области сегодня, 25.11.2024: бои за Дарьино, пленные наемники и уничтожение техники ВСУ
09:00
Нужны ли российской армии северокорейские разведывательные БПЛА
08:59
Операция «Буря в пустыне» как репетиция войны НАТО против России в Европе
08:45
The Economist: военнослужащие ВСУ готовы сложить оружие и сдать территории России
08:29
СМИ: Кипр взял курс на вступление в НАТО
07:12
Алекис Пулен напомнил фон дер Ляйен ее слова о чипах от стиральных машин в российской военной технике
06:30
Антициклон несёт во все регионы страны резкое ухудшение погоды
05:07
На пути к Берлинскому конгрессу или Крымский фантом Александра II
04:02
Юрий Подоляка: Донбасс в огне, боевые сводки с фронтов СВО на 25.11.2024
03:18
Плен британца и тысячи потерь: новости СВО от 25 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1005-й день спецоперации России на Украине
01:31
Илон Маск срубил $35 млрд за неделю и стал богатейшим человеком в истории Земли
01:23
Цензура в Европе крепчает: почём свобода «свободной прессы»?
01:09
Работают русские штурмовики
00:41
Как 91 процент населения Украины стали «городскими сумасшедшими»
00:31
Атаман Брюховецкого РКО Евгений Самарский вместе с казачьей молодежью местного отделения Союза казачьей молодежи Кубани делают окопные свечи для бойцов СВО
23:16
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300
23:08
Не только в Европе, но и в Токио, и Сеуле должны услышать последнее предупреждение Президента России
22:55
Война на Украине (24.11.24): Несмотря на распутицу накал боев на Донбассе нарастает...
22:13
Польша тайком поставляла Украине швейцарские патроны
21:29
Польские фермеры вновь блокируют КПП на границе с Украиной
20:56
«Воевать будут все!» Депутат Киевсовета, вдова нациста Коцюбайло со смехом призналась, что все украинцы будут принудительно мобилизованы
20:41
«Тысяча и одна ночь», или Сказки киевской хунты
20:40
Более половины украинцев готовы к переговорам с Россией
20:05
Индийцы отреагировали на удар Орешником по Украине
19:26
Чиновник из Подмосковья может быть причастен к воровству денег, выделенных на восстановление Донбасса
18:40
Обстановка в Курской области по состоянию на 24 ноября
18:21
С Русскими тот, кто мощнее всех Орешников - Новости
17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Возвращение «Белого лебедя»

Возвращение «Белого лебедя»


В Казани и Самаре готовятся к серийному выпуску «принципиально нового» Ту-160. 

На днях стало известно, что до конца года в Самаре будет открыто новое производство элементов для двигателей Ту-160 с улучшенными характеристиками. Общая стоимость проекта — 1,7 миллиарда рублей. И это лишь часть масштабной программы по модернизации и техническому перевооружению самарского предприятия «Кузнецов» (бывшее КМПО имени Фрунзе), которое проводится в рамках возобновления выпуска легендарных стратегических ракетоносцев. 


Общее «дитя» 800 предприятий 

На самом деле решение о возобновлении серийного выпуска стратегических ракетоносцев Ту-160 министр обороны Сергей Шойгу озвучил во время посещения Казанского авиазавода в апреле 2015 года, назвав этот самолет «уникальной машиной, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». А спустя несколько месяцев командующий ВВС России Виктор Бондарев публично заявил о готовности ведомства приобрести 50 таких ракетоносцев. 

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, похоже, был просто обречен на уникальную судьбу. К его разработке приступили в 1967 году, но на первый опытный полет он вышел лишь в конце 1981 года, а эксплуатироваться начал и вовсе — в 1987-м. И это притом, что необходимость в подобной машине была острая. Ведь к началу 70-х годов при очевидных успехах в системе ракетно-ядерного сдерживания СССР заметно отставал по сравнению с НАТО в стратегической авиации. А тут еще и США со своей программой AMSA и сверхзвуковым B-1 Lancer. Поэтому Советскому Союзу очень нужен был такой «бомбардир», который мог бы преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли, обеспечивал бы достаточную дальность полета и т. д. Отдельной строкой в требованиях проходила и тема снижения инфракрасной и радиолокационной заметности самолета. Считается, что в разработке и создании будущего Ту-160 участвовали примерно 800 предприятий и различных организаций. 


Глазами восхищенных мальчишек 

В итоге Ту-160 действительно оказался «самым-самым» по целому ряду параметров: самый крупный и самый мощный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик (на высоте 2200 км час), самый тяжелый боевой самолет в мире (пустой — 110 000 кг, максимальная взлетная масса — 275 000 кг). Своих непосредственных конкурентов (прежде всего американских «невидимок») он заметно превосходил не только по скорости, но и максимальной дальности полета, боевому радиусу, тяге двигателей. Кроме того, считается, что это именно многорежимный Ту-160 стал первым отечественным серийным самолетом, на котором применялась электродистанционная система управления. Плюс изменяемая стреловидность крыла — шаг достаточно редкий из-за сложности механизмов даже для современных самолетов. Наверное, любые самолеты такого класса можно называть «штучными», но для Ту-160 это верно вдвойне. Случайно ли, каждая из этих машин имела свое имя — «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Павел Таран», «Валерий Чкалов», «Игорь Сикорский», «Андрей Туполев»… Небольшое лирическое отступление - сегодня все Ту-160 находятся на вооружении 121 гвардейского авиаполка, который базируется в Энгельсе Саратовской области. И я до сих пор помню, как мы, совсем мальчишками, каждый год ждали там экскурсию на военный аэродром в честь Дня Воздушного флота РФ, и какое впечатление производили на нас именно Ту-160, вернувшиеся из Венесуэлы и установившие рекорд по дальности полета в 18 тысяч километров. Это было такое великолепие, и такая абсолютная мощь, что мы просто затихали пораженные. Так что лично для меня «Белый лебедь», как прозвали Ту-160 сами летчики, был и остается образцом не только грозного, но и, наверное, самого грациозного оружия. 


Как Россия забрала у Украины стратегические ракетоносцы 

Уже поступив на вооружения в войска, Ту-160 продолжал дорабатываться. Изначально он строился как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками, однако позже было заявлено о возможности оснащения его свободнопадающими бомбами различного калибра, морскими минами и другим вооружением. Более того, в начале 90-х на базе модифицированного Ту-160 был разработан проект авиационного комплекса «Бурлак» для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников. Но в 1992 году президент Борис Ельцин принял решение «о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160» в ответ на обещания американцев закрыть серийное производство своих B-2. Тогда же Россия в одностороннем порядке прекратила и полеты стратегической авиации в отдаленные регионы. К тому времени Казанский авиастроительный завод успел выпустить лишь 35 этих стратегических бомбардировщиков. К счастью, ни один из этих уникальных самолетов не ушел за рубеж. А в 2000 году Россия смогла (после долгих переговоров и в счет долгов за поставленный газ) получить и восемь Ту-160 из девятнадцати, доставшихся после распада СССР Украине и бесславно доживавших там свой срок. Остальные штучные бомбардировщики украинская сторона утилизировала, поскольку содержать их даже законсервированными для страны оказалось слишком дорого. 

Примерно тогда же, в начале 2000-х худо-бедно возобновились и работы по выпуску Ту-160. В 2006 году в СМИ появилась так никем и не опровергнутая с тех пор (впрочем, и не подтвержденная официально) информация: главнокомандующий дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов заявил о том, что в ходе учений группа модернизированных Ту-160 якобы проникла в воздушное пространство США и ушла незамеченной… 


«Мы практически в реальном времени следим за ходом работ» 

По версии минобороны, самолет, о выпуске которого идет речь сегодня, от традиционного Ту-160, скорее всего, возьмет лишь фюзеляж и основные летно-технические характеристики. «Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом», — говорит замминистра обороны Юрий Борисов. В частности, уже известно, что борт нового Ту-160М2 получит элементы интегрированной модульной авионики, для него будут созданы новые бортовые и топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением, бесплатформенная инерциальная навигационная система и комплекс радиоэлектронной борьбы. Кстати, о вооружении. Многие эксперты сходятся в прогнозах относительно усиления в новой версии «Белого лебедя» функций традиционного «неядерного» бомбардировщика. Так, опыт использования Ту-160 в Сирии против запрещенного в России ИГИЛ оказался созвучен поговорке «из пушки по воробьям». 

Поставлена задача усовершенствовать для нового Ту-160М2 и один из самых мощных и крупных в мире турбореактивных двигателей НК-32, который в Самаре перестали производить с 1993 года (не считая нескольких микропартий из нескольких штук в год). Как заявляют на самом предприятии, изменения затронут, прежде всего, электронику двигателей, которая, по сути, не менялась 30 лет. Напомним, что именно НК-32 еще и должен лечь в основу двигателя для уже широко разрекламированного при всей секретности перспективного авиационного комплекса дальней авиации — российского бомбардировщика-ракетоносце нового поколения, который не является не развитием существующих машин, а приниципально новым летальным аппаратом, построенном по принципу «летающее крыло». 

По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, в соответствии с условиями контракта установочную партию из пяти усовершенствованных двигателей НК-32 оборонное ведомство должно получить уже в этом году. Что же касается выпуска самих ракетоносцев Ту-160М2, то его изначально обещали начать не позже 2023 года. И, как заявил Борисов во время недавнего посещения «Кузнецова», эти сроки сохраняются. «Мы практически в реальном времени следим за ходом работ, на предприятиях установлены видеокамеры, и мы в режиме видеоконференции наблюдаем, как идут работы», — рассказал замминистра РИА «Новости». 


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх