Для чего украинский президент пугает европейцев обострением конфликта в Донбассе
Президент «незалежной» продолжает убеждать европейское общество в наличии «агрессивных планов» у России. В интервью немецкому журналу Bild Петр Порошенко сказал, что «угроза открытой войны серьезней, чем в прошлом году». По его сведениям, сейчас в Донбассе восемь тысяч российских солдат и офицеров, а на границе с Украиной строятся новые военные базы и постоянно проводятся учения.
Порошенко призвал Евросоюз не снимать с Москвы санкций и не верить в миролюбие России. По его словам, всё плохое в мире связано с кознями Кремля. И вообще, в Германии тоже есть русскоязычные, а потому руководству в Берлине тоже надо держать ухо востро.
В определенной степени, слова Порошенко можно воспринимать как крик отчаяния. Ведь в Старом Свете всё больше политиков, которые хотят наладить диалог с Москвой. Вот лишь некоторые факты. Французский телеканал Canal+ показал документальный фильм «Маски революции» о роли националистических боевиков в госперевороте на Украине. Несмотря на протест Киева. При этом показ фильма обещают повторить. Министры французского правительства открыто говорят, что устали от санкций и хотят их скорейшей отмены.
5 февраля в Москву прибывает Хорст Зеерхофер, премьер-министр Баварии и глава Христианско-социального союза, который входит в правящую партию Германии ХДС-ХСС. По плану он должен встретиться с Владимиром Путиным и рядом российских министров.
Конечно, никому в Европе не нужна новая война на Украине, политики не устают говорить, что настаивают на неукоснительном выполнении Минских соглашений. И все знают, что именно Киев срывает договоренности.
На последней встрече с Ангелой Меркель президент Украины опять просил денег. Но давать их никто Киеву уже не хочет. Очередной транш от МВФ, который должен был поступить еще осенью прошлого года, только обещают предоставить в марте этого.
Тем не менее, Порошенко продолжает повторять мантры про «российских военных на Украине». Денег под такие «страшилки» больше не дают. Значит, идет подготовка к очередной военной авантюре.
— Первая причина воинственных заявлений Порошенко — желание удержаться у власти, — говорит председатель Комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов.
— Мы видим, что Минские соглашения не выполняются. Делается всё, чтобы отложить принятие Верховной Радой поправок в Конституцию о децентрализации. Мы можем только догадываться, о чем договорились Порошенко и Меркель, но пока парламент Украины не форсировал принятие решений. Видимо, Порошенко удалось найти аргументы для затягивания процесса конституционных изменений, перенести решение Верховной Рады с февраля на сентябрь. Мол, Россия за это время рухнет, и не надо будет ничего выполнять.
С другой стороны, по моей информации, сейчас в Харьковской и Запорожской областях наблюдаются масштабные перемещения военной техники, включая тяжелую бронетехнику и системы залпового огня. Это не похоже на подготовку к миру и на попытку начать диалог с ДНР и ЛНР.
Логика у людей, находящихся у власти в Киеве, работает по принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Чтобы сохранить власть, они готовы начать боевые действия. Война отвлечет украинцев от хаоса и разрухи, которые царят на подконтрольных Киеву территориях.
Для украинской власти существует своего рода «вилка». Если боевых действий нет, то рано или поздно начнется народный бунт. Если войну начнут, то потерпят поражение, потеряют территории и всё равно потеряют власть. То есть, один сценарий плохой, а другой еще хуже.
Я боюсь, что сейчас всё делается для начала боевых действий. И главное уже не реализовать принцип «Украина — цэ Европа», а сделать Европу Украиной, то ей втянуть Старый Свет в конфликт с Россией. Олланд и Меркель это прекрасно понимают.
Да и как понимать Порошенко? То он говорит о 200 тысячах российских военных на Украине, то о восьми тысячах. Представители украинского военного командования говорят, что российских солдат в Донбассе вообще нет. Порошенко просто пытается выклянчить оружие для борьбы с собственным народом и деньги. Но это тоже все понимают.
— Европейцы сейчас явно заинтересованы в налаживании диалога с Россией.
— Порошенко — ставленник не Евросоюза, а англосаксов. США и Великобритания повышают ставки и пытаются обострить конфликт с Россией. Мы видим новые нападки в информационном поле на Россию и лично на ее президента. То есть, они хотят войны.
Европе же война не нужна. Вначале она боролась за подписание договора о евроассоциации Украины, чтобы получить новые рынки. Но сейчас люди в «незалежной» нищие. Сорок миллионов жителей Украины покупают гораздо меньше, чем 11 миллионов жителей нищей и разоренной кризисом Греции. То есть, риски стали большими, а выигрыш минимален.
Можно вспомнить, как на день независимости Украины 24 августа 2015 года Порошенко был вызван «на ковер» к Меркель и Олланду. Там был жесткий спрос. И тогда реально стали действовать Минские соглашения в части прекращения огня. В сторону Донецка и Луганска практически не было ни одного выстрела. Это говорит о том, что при правильном подходе Порошенко можно заставить выполнять договоренности.
Германии и Франции не нужна в Европе «горячая точка» с десятками миллионов населения и сотнями тысяч, познавших вкус беззакония. Такие люди могут только усугубить ситуацию с мигрантами в Европе. Фильм на французском канале, поездка Зеерхофера в Москву — звенья одной цепи. Европа поняла, что решить украинскую проблему можно только денацификацией страны. Одно из требований — вывод из правового поля всех националистических группировок. Но хватит ли Киеву для этого политической воли? Пока мы видим, что любой суд на Украине оправдывает нацистов, пойманных на преступлениях. Зато мы слышим о разогнанных митингах «сепаратистов», выступавших против повышения тарифов.
Германия и Франция всё больше становятся союзниками здравого смысла. И это дает оптимизм, что Париж и Берлин смогут надавить на Киев. Главное — хватит ли их усилий, чтобы Киев перестал слушать Вашингтон.
— Какова вероятность возобновления военных действий?
— Войну Порошенко может развязать тогда, когда почувствует, что она поможет ему удержаться у власти. Сейчас война будет мешать. Киев проиграет достаточно быстро, потеряет территории. Но перегруппировка войск, новая, седьмая, волна мобилизации говорят о том, что к войне готовятся. Развяжут ее тогда, когда не будет другого выхода. Или когда будет четкое понимание, что она выгодна Западу. Американцы тоже понимают, что начали проигрывать на постсоветском пространстве. Ранее они не искали диалога с Москвой по украинскому кризису, сейчас ищут контакты. Американцам самим пришлось входить в игру, не надеясь на исполнительность украинских политиков.
— Слова Порошенко можно расценивать как подготовку общественного мнения к началу нового обострения, — считает старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский.
— Порошенко ни в какую не хочет выполнять Минские соглашения и ищет предлог, чтобы их сорвать. Хотя Минские соглашения очень выгодны Киеву. Если бы там была власть, ориентированная на развитие Украины и консолидацию общества, то она бы еще год назад стала выполнять договоренности. Но нынешняя власть настроена не на развитие своей страны, а на развитие конфликта с Россией и борьбу со всем русским. Именно в этом власть видит основной ресурс. Поэтому Минские соглашения саботируются.
По большому счету, Украине нужен Донбасс только как инструмент. Он нужен ей через победу, через его военное поражение, через уничтожение всех связанных с образованием народных республик. При этом все траты на восстановление Донбасса хотят взвалить на Россию. И поэтому Минские соглашения Киеву крайне невыгодны.
У Киева два варианта срыва «Минска-2». Первый - переформатирование соглашений на некий вариант «Минска-3». Чтобы гарантами были не только Россия, Франция и Германия, но присутствовали еще, по крайней мере, Польша и Соединенные Штаты. Принципиально хотят изменить все условия, чтобы новые договоренности предполагали окончательную сдачу Донбасса Украине. Понятно, что этот вариант вряд ли пройдет, хоть за него и выступает Польша.
Остается второй вариант — начало новой войны. Украинской власти нужна война, хотя и не хочется терпеть поражения. Уже полтора года Киев готовится к новым боевым действиям. В предыдущий раз он понял, что сил было недостаточно. Сейчас время потрачено не впустую. В Киеве думают, что смогут взять Донбасс силой. Если это не удастся, то важно сохранить хотя бы нынешнюю контролируемую территорию.
Но даже в случае военного поражения Киев видит для себя выгоду. В том, что международному сообществу придется идти на «Минск-3».
— Старый Свет сейчас настроен против войны.
— Порошенко всё равно может решиться на военные действия. Это будет третье и, скорее всего, последнее наступление. Опасность начала новой войны действительно высока. Порошенко интересует мнение США, Украина — американская, а не европейская марионетка. Конечно, европейцам война не нужна. Но США ничего не имеют против раздувания конфликта.
Андрей Иванов
Фото: DPA/TASS
Читайте нас: