3 января 1565 года - начало опричнины. Царь Иван Грозный, за месяц до этого уехавший с семьей и приближенными из Москвы в Александровскую Слободу (ныне город Александров Владимирской области) прислал в столицу две грамоты. Первая была адресована Митрополиту Афанасию. В ней, перечисляя злоупотребления и измены бояр и обвиняя духовенство в заступничестве за изменников, Иван Васильевич объявлял, что оставляет свое государство и поселится там, где Бог ему укажет. В другой грамоте, адресованной «православному христианству града Москвы», Грозный писал, что гнева на них не имеет. Тогдашнее общество было потрясено. Посланцы всех слоев населения умоляли митрополита уговорить царя не бросать государство своё, детей своих. Митрополит снарядил в Александровскую Слободу депутацию во главе с архиепископом новгородским Пименом. Иван Грозный принял депутацию, повторил свои укоризны в адрес бояр и в заключение сказал, что ради митрополита Афанасия, архиепископов и епископов он соглашается снова принять власть над государством, но с условием, чтобы духовенство не мешало ему казнить изменников. Условие было принято, и царь тут же объявил об учреждении опричнины, иначе говоря – разделил государство на земщину и опричнину. Из доверенных царю людей стал формироваться опричный корпус. Твердою рукой царь принялся переселять бояр-княжат в новые далекие области, отрывая их от насиженных мест и руша их давние связи, а на родовые княжеские земли стал сажать своих худородных опричников. Произошла широкомасштабная перетасовка земельных владений, в результате которой все казавшиеся Ивану Грозному подозрительными княжеские семьи были превращены в служилых людей. Но опричный террор был еще впереди.
В 1777 году Джордж Вашингтон разбил английские войска под Принстоном. Это лишь один из многих, но довольно яркий эпизод в многолетней борьбе за независимость американских штатов.
В 76-77-ом годах 18 века эта борьба приобрела наибольшую остроту. Силы метрополии - Англии - были значительны. Все ресурсы огромной британской колониальной империи работали на армию Великобритании. Повстанцам на короткое время удалось занять Бостон, однако они были оттуда выбиты 30-тысячным войском Ее Величества.
На этом фоне некоторые успехи американской армии под командованием Джорджа Вашингтона, особенно победа под Принстоном, выглядели обнадеживающими. Но перевес сил все еще был на стороне англичан, которые к лету заняли Филадельфию. Заседавший там Континентальный конгресс - высший орган управления штатами - вынужден был бежать в Балтимор. Борьба за независимость продолжалась. Лишь 30 ноября 1782 года было заключено перемирие, и лишь 3 сентября 1783-го Великобритания признала независимость США.
В 1850 году родилась Софья Ковалевская, ученая, писательница, общественный деятель, выразительница идей новой России.
Не получив права (а все лишь потому, что была женщиной) преподавать в университетах России, она стала профессором Стокгольмского университета. «Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Коровина, - говорила Ковалевская, - любовь к математике, музыке и поэзии от деда матери с отцовской стороны, астронома Шуберта; личную свободу от Польши; от цыганки прабабки – любовь к бродяжничеству и неумение подчиняться принятым обычаям; остальное – от России»… Она прожила короткую жизнь - всего сорок один год, - но не только внесла весомый вклад в теорию аналитических функций, не только уточнила вычислениями форму колец Сатурна, но и написала увлекательный автобиографический роман "Вера Воронцова".
В 1892 году на свет появился Джон Рональд Толкиен, родоначальник жанра «фэнтэзи», профессор Оксфордского университета, специалист по древнему и средневековому английскому языку.
«Меня всегда впечатляло то, что все мы живем и существуем, благодаря неукротимой отваге, проявляемой самыми что ни на есть маленькими людьми в, казалось бы, безнадежных ситуациях», – сказал Толкиен после выхода своей повести «Хоббит, или Туда и обратно». И уже после грандиозного успеха книги добавил: «Я сам во многом Хоббит. Кроме роста, пожалуй…»
Самое знаменитое произведение писателя – трилогия "Властелин колец", вышедшая в 1954-55 годах и сразу ставшая культовой. Действие произведений Толкиена, написанных легким, притягательным языком, происходит в мифической Срединной Земле, в далеком прошлом. Прекрасно знавший саксонские эпосы, автор создал удивительно искренние романы, стилизованные под древнюю литературу, которые сразу нашли отклик в сердцах современников и потомков. С 1978 года произведения Толкиена регулярно экранизируются, но сам писатель своих героев на экране не увидел, он скончался раньше – в 1973-ем.
В 1929 году родился Серджио Леоне, кинорежиссер и продюсер, "отец" итальянского вестерна. Его фильмы «За несколько лишних долларов», «Хороший, плохой, злой» и «Однажды на диком Западе» - классика жанра. Самым известным стал последний фильм Серджио Леоне - «Однажды в Америке». Гангстерскую сагу сделала незабываемой еще и трогательная музыка Энио Морриконе.
И в 1946 году родился бас-гитарист и – по совместительству – клавишник легендарной британской группы «Лед Зеппелин» Джон Пол Джонс, настоящее имя - Джон Болдуин.
В отличие от большинства рок-музыкантов мальчик рос и воспитывался в музыкальной семье. Поэтому трудно сказать, проявлял ли он интерес к музыке - его никто об этом не спрашивал: в 14 лет дали в руки бас-гитару и сказали: играй. Правда, отец, известный джазовый пианист Джо Болдуин, настаивал на саксофоне, но саксофон маленькому Джону как-то не приглянулся. Джазом, как чистым искусством, заработать было трудно всегда и везде - и отец с сыном зарабатывали на хлеб с маслом, играя на свадьбах, выпускных вечерах и прочих торжествах. В семнадцать лет Джона Болдуина без вопросов взяли в популярный тогда биг-бэнд Джета Харриса и Тони Михана. По воспоминаниям последнего, нервный и очень музыкальный юноша был всесторонне одарен: кроме баса блестяще владел органом - классическим и "Хэммондом" - играя на этом инструменте в джазовых стилях, что по всем временам было редким искусством. Между тем как раз в этот период (около 1964 года) бас-гитара начала выходить из оркестрового гетто в качестве самодостаточного и достойного инструмента. Взяв себе псевдоним Джонс, чтобы не прикрываться отцовской репутацией, Болдуин-младший жадно слушал пионеров солирующего баса, впитывая их приемы. И, конечно же, при всякой возможности подрабатывал в студиях сессионным музыкантом. Именно там, во время записи легендарных синглов Донована он впервые столкнулся с интравертным гитарным гением Джимми Пэйджем. От их знакомства до создания «Лед Зеппелин» было, как говорится, уже рукой подать.
Читайте нас: