Лента новостей

03:18
Разоблачена еще одна ложь «святой» эпохи Ельцина: останки царской семьи - подложны
02:48
В 2018 году активность НАТО у границ России и Беларуси возрастет вдвое
02:47
Польша планирует создание новой механизированной дивизии у границ Беларуси. Четвертой по счету
02:46
Вблизи белорусских границ может быть сосредоточена артиллерия ВС Польши
02:45
Популизм Грудинина возмутил даже Собчак
02:45
Бои в провинции Идлиб. Вклад российских ВКС в успехи сирийской армии.
22:00
Самое холодное село в мире: Реакция иностранцев на российский Оймякон
21:52
Россия научит Сирию бороться с терроризмом в Интернете
21:51
Позывной «Тайга» — как пенсионер из Полтавы уничтожал украинскую авиацию
21:49
В России запущены 350 производств по программе импортозамещения
21:48
Киев влезет в долги: «Северный поток-2» строится за счет украинского населения
21:47
Успешного пути, небратья!
21:45
Цены растут
21:43
Сколько лет Россия живет в спектакле
21:36
Украина заставит Россию сполна заплатить за свою нерешительность
21:29
«Супер-пираньи» с «Цирконом» позволят России изменить правила игры на рынке вооружений
21:28
Испытания военного робота «Соратник» прошли в условиях, приближенных к боевым
21:27
Турция планирует использовать высокоточное оружие в боях в сирийском Африне
21:26
Россия создала "адскую пушку"
21:22
На форуме в Архангельской области обсудили поручение Владимира Путина о развитии Арктики
21:18
Польша планирует создание новой механизированной дивизии у границ Беларуси. Четвертой по счету
21:16
Вблизи белорусских границ может быть сосредоточена артиллерия ВС Польши
21:14
«Бюджет Германии улетает в трубу»: эксперт о поставках в Крым генераторов MAN
21:13
Для чего Порошенко создал Силы спецопераций
21:12
Бои в провинции Идлиб. Вклад российских ВКС в успехи сирийской армии...
21:09
Бойцов ВСУ будет кормить «кошелек» Януковича
20:59
Миссия НАТО по охране воздушного пространства Балтии
20:58
Напавшего с топором на школу в Бурятии подростка задержали
20:56
Сенат США разрешил спецслужбам продолжать слежку за иностранцами
20:54
«Нечем хвастаться»: эксперт рассказал, как США отберут украинское золото
20:53
Киевский экономический эксперт: Украину ждут слабые и печальные итоги
20:51
Трамп предложил Назарбаеву отказаться от «Минска-1»
20:49
Германия начинает избавляться от ближневосточных беженцев
20:48
Сирия в опасности: эксперт раскрыл, для чего США собирают 30-тысячную армию боевиков
20:46
Лето-2018: россияне выбирают Крым
20:45
Шапкозакидательство и завет адмирала Макарова
14:15
Ilta-Sanomat: Россия считает ЕС врагом
14:12
При СССР заводы работали, а теперь… понятно
14:09
Этот день в истории - 19 Января
13:34
Русскому солдату посвящается..
13:29
Порошенко выпустил шоколадную конфету с невкусной оболочкой и горьким ядром
13:28
Россия завоевывает пшеничную корону, как во времена СССР
13:26
В Крым поставили генераторы немецкой МАN
13:22
Россия знает, как наказать высокомерного Эрдогана
13:20
Сколько новых российских машин купили жители РФ в 2017 году
Все новости

Архив публикаций

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


» » Фалкон многоразовый как надежда космонавтики?

Фалкон многоразовый как надежда космонавтики?

Фалкон многоразовый как надежда космонавтики?Чего все так радуются техническому бреду с успешной посадкой ступени Фалькон-9? «Новая эра в космонавтике»! «Исторический день»! «Маск — гений»! «Величайшее достижение американской космонавтики»!

Господа, кто вот это сейчас все такое понаписал — вы с дуба рухнули?

SpaceX этим запуском просто окончательно похоронила саму идею, саму концепцию возвращаемой на ракетных двигателях ступени. Это же элементарно:

Слетавшая Фалкон 9 весила на старте 540 тонн. И при этом вывела на околоземную орбиту 1900 кг полезной нагрузки. Так?

И это называется успех? Вы серьезно что-ли?

Ракета весом 550 тонн — это почти тяжелый класс, такая махина должна выводить на НОО в десять раз больше! 19 тонн, не меньше. А никак не 2 тонны, что нормально для легкого класса ракет стартовым весом порядка 100 тонн — примерно как «Рокот».

Наш тяжелый «Протон» весом 700 тонн выводит 23 тонны, на секундочку.

РН «Зенит» при весе 470 тонн выводит 15 тонн на НОО.

То есть из-за того, что пришлось городить весь этот бред для ракетного возврата первой ступени — тащить на высоту 100 км большой запас топлива, рули и посадочные опоры — они потеряли не 20-30% веса полезной нагрузки, а все 90%.
Но ведь заказчики платят за вес ПН на орбите, за каждый его грамм, а не за красочные шоу с возвратом и посадкой ступени!

Фалкон многоразовый как надежда космонавтики?

Отмечу, что Маску пришлось еще и утяжелять по максимуму этот вариант ракеты — переохлаждать кислород и керосин, чтоб его больше вошло, форсировать двигатели (как это повиляло на их ресурс и цену — очень интересный вопрос).

Кроме того, вернули ведь далеко не 100% от ракеты, а где-то 80% от ее стоимости. Все равно теряются вторая ступень, интерстейдж и головной обтекатель.

Удешевления запусков не выходит. Как бы не наоборот. Получается, что ради копеечной нагрузки им приходится лепить дорогущий тяжелый носитель, который заведомо дороже такого же одноразового, но поднимает в 10 раз меньше — и далее молиться и надеяться, что многоразовый выдержит десяток запусков (без обслуживания? утопия), чтобы хотя бы приблизиться к экономической эффективности обычного одноразового запуска.

Короче, этот проект — очевидное фуфло для разводки технически безграмотных инвесторов на бабло.

Есть и другие мнения:

Мягкая посадка первой ступени ракеты «Фалкон-9» — замечательное техническое достижение, я не ожидал от них этого, по крайней мере так быстро — и был неправ. Но мой скептицизм по поводу «Фалкона» и вертикальной посадки первой ступени, тем не менее, полностью сохраняется.

Принципиальная возможность такой посадки успешно подтверждена — но я её и не отрицал. Что намного труднее — это добиться такой посадки с высокой надёжностью, в том числе при неидеальных погодных условиях, с конкурентоспособной (а не символической, как в полёте 21 декабря) полезной нагрузкой, и с повторной отправкой первой ступени обратно в космос, а не в музей в качестве трофея. Эти маленькие отличия могут всё испортить. «Спэйс Шаттл», как мы знаем, как правило, летал и приземлялся. Вот только небольшой процент случаев, когда он не долетал до космоса или не приземлялся — стал одним из ключевых факторов того, что в целом программа «челноков» стала экономически провальной. Ну и ценник пуска, да.

Основной скептицизм у меня по поводу экономической оправданности многоразовой первой ступени, а не по поводу её технической возможности. Даже если стоимость первой ступени амортизируется на много запусков (сколько в реальности — 3, 5, 10?), в её концепции есть несколько удорожающих факторов:

1. Избыточность ресурсов, по сравнению с одноразовой ракетой. Я видел оценки, что этой ракете нужно примерно на 30% больше взлётной массы к полезной нагрузке по сравнению с одноразовой. Это очень существенно. В полёте 21 декабря полезная нагрузка была крошечной — менее 2 тонн на низкую орбиту, фактически по физическим параметрам этот полёт почти не отличался от «холостого». Для конкурентоспособности ракете с таким взлётным весом нужно выводить на НО полезную нагрузку, сравнимую с «Протоном» — 10-15 тонн. Стоимость ракеты и двигателей растёт очень нелинейно с ростом веса и тяги, т.е. избыточный ресурс в 30% даёт значительно бОльший процент избыточной стоимости.

2. Расходы на ремонт и переоборудование (refurbishing) ракеты для следующего пуска. Оценки, которые я видел на эту тему, представляются мне очень оптимистичными. По-моему, эти расходы будут составлять немалую часть стоимости новой ракеты. Здесь действуют те же факторы, которые делают ремонт, скажем, бытовой техники — зачастую невыгодным. Это происходит не из-за стоимости запасных деталей, а потому, что каждый нетривиальный ремонт — уникален, а производство нового изделия — поточно.

Поясню. Каждое успешное приземление первой ступени потребует её транспортировки в ремонтный цех, разборки и тщательного анализа с заменой некоторых деталей, разных от одного полёта к другому — всё это будет стоить миллионы долларов, ибо требует кучу времени очень квалифицированного (то есть высокооплачиваемого) персонала.

3. Расходы на «уборку мусора» в случае неудачной посадки, а какой-то процент их будет всегда. Это удаление последствий жёсткой посадки, ремонт посадочной платформы, а также страхование рисков, потому что ракета падает не в безбрежный океан или бескрайнюю степь, а на территорию с людьми и инфраструктурой.

Вангую, что в лучшем случае «Фалкон» станет конкурентоспособным носителем на рынке запусков, но ни к какому обвалу цен не приведёт.

А тем временем намного менее гламурная, одноразовая ракета «Atlas 5» (на фото в заголовке) остаётся самым надёжным американским носителем в истории. Да, та самая ракета, которая с российскими двигателями РД-180 на первой ступени.

То, что делает сейчас Маск — технические извращения с технологиями 60-х годов, которые восторженные обыватели по безграмотности принимают за эпохальный прорыв.

Лучший комментарий на тему от Константина КУКУШКИНа: Сегодня российский космос прекратил свое существование.

Я давно так не смеялся. Лохи, бедные глупые лохи.





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Фалкон многоразовый как надежда космонавтики?"


1 комментарий

  1. Лейтенант
    Boris

    Возвращение ступени выглядит эффектно, но где гарантия, что двигатель выдержит второй пуск или не взорвётся при третьем?

    0

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх