Лента новостей

12:05
Vox: Омерзительный триумф Асада
12:01
Зачем Украине дипломатическая война с Белоруссией
12:00
Живые голоса: «Того, что сделали фашисты, простить нельзя»
11:59
Переворот в Луганске: Кто захватил власть в республике
11:56
Erem news: Россия говорит своим друзьям «нет»
11:44
Большая игра: что Путин готовит для Сирии
09:31
Меркель заставила Германию вспомнить Гитлера
09:28
Toutiao: Скоро он скажет заветное «да»
09:06
«Россия дает $ 10 млрд Венесуэле, чтобы сделать ее союзником»
09:03
Dagens Nyheter: Что вдохновит украинцев на новый Майдан?
09:00
Голос из США: Господин Путин, остановите войну!
08:57
Mediapart: Система ПРО в центре гонки вооружений
08:52
Грузины и «Джавелины»: Зачем США вооружают Тбилисси
08:43
The National Interest: Российские бомбардировщики — грозная сила
08:39
В Военно-воздушную академию поступит 5 новых вертолетов Ансат-У до конца месяца
08:35
Le Figaro: Европа и Россия — бессмысленный конфликт
00:14
Российская ловушка для испанского министра обороны
00:07
Запад мстит Турции за связь с Россией
00:02
Этот день в истории - 22 Ноября
00:02
Кто и зачем устроил «переворот» в ЛНР
23:38
Порошенко покончил с ВДВ на Украине
23:26
Россия должна проиграть войну за Крым
21:52
Источник: В Луганске происходит переворот с целью присоединения к ДНР
21:50
Очевидец о "перевороте" в Луганске: ни стрельбы, ни паники
21:49
Ближний Восток на пути к новой большой войне
21:46
Ответ России на выход США из ДРСМД будет ассиметричным и мегатонным
21:43
«Переворот в ЛНР» подставляет российскую дипломатию
21:42
О чем говорит накопленный Украиной газ?
21:39
«Русские заплатят»: США пугают ракетами
21:33
Болевой захват: зачем украинские спецслужбы похищают людей
21:31
"Приказ - расстреливать всех!": окончательно раскрыты снайперы Майдана
21:29
Сверхсекретная встреча Путина и Асада привела к новому витку геополитики
21:23
В СССР тоже занимались НЛО: «Синяя папка» КГБ
21:21
Подробности чисток в ЛНР: идет нейтрализация "гнилого руководства"
21:19
Разящий удар Киева
21:16
Да черт с ним, с мальчиком
21:12
Поминки по государству Украина
21:01
Заявление Министра внутренних дел ЛНР И. А. Корнет
20:59
«Фарнборо» запретил привозить на авиасалон российскую военную технику
20:58
«Снайпер Пашинский» жалеет, что не добил из винтовки свидетелей расстрела «Небесной сотни»
20:57
«Минск» капут. Провал украинского Штирлица в Беларуси приведет к изменению формата переговоров по Донбассу
20:55
Украинский муфтий: «Вместе 1 мая можно праздновать Курбан-Байрам. Вам все равно, а нам приятно»
20:54
Путин на встрече с Асадом в Сочи рассказал о неизбежном разгроме террористов
20:52
Кровавый беспредел стал нормой поведения для украинцев
20:51
Политический кризис в Германии - результат сознательной поддержки фашизма Меркель и Штайнмайером
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 


» » Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»Уважаемые читатели!

120 лет назад был опубликован роман «Машина времени», подаривший миру идею путешествия в будущее/прошлое с помощью технического устройства (от автора, придумавшего позднее также первую антиутопию, первое вторжение инопланетян и первую ядерную войну).

Несколько слов об этом авторе. Герберт Уэллс, во-первых, был настоящим учёным – доктором биологии и ассистентом самого Гексли. Во-вторых, он был не столько даже фантастом, сколько сатириком и социальным мыслителем.

Большая часть его романов суть политические памфлеты. Он издевался в них над расистами вроде Черчилля, викторианцами вроде Голсуорси и даже над самим человеческим родом, который троллил картинами его будущего вырождения. Одно время у него была мысль написать на своём надгробии «Я вас предупреждал, дураки проклятые».

Тем интереснее тот факт, что принесший Уэллсу славу роман ни разу не был по-настоящему экранизирован. И тут есть о чём поговорить.

Роман «Машина времени» - это тоже памфлет. Безымянный Путешественник, ищущий способ двигаться в прошлое и будущее чисто из научной страсти, попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся в ходе социального расслоения на два вида. На поверхности тёплой цветущей Земли тусуются симпатичные элои – выродившаяся низкорослая раса в глубоком дауншифтинге, лишённая любопытства и сострадания, проводящая время в играх и креативном самоукрашении, кушающая саму собой появляющуюся в местах кормёжки еду, носящая саму собой появляющуюся одежду и очень сильно боящаяся ночи и темноты. Элои – потомки высших паразитических классов, окончательно устроившие свою жизнь и живущие за счёт удачных вложений в будущее, сделанных предками.

А под землёй живут несимпатичные морлоки. Это раса тоже выродившаяся и низкорослая, только бледная, боящаяся света, по застарелой привычке обслуживающая машины по изготовлению еды и одежды и снабжающая этим элоев наверху. Нужду в белке морлоки восполняют, поедая элоев. Морлоки – потомки рабочего класса, предков которых окончательно убрали с глаз долой под поверхность планеты вкалывать на производствах, когда наверху провозгласили постиндустриальную эпоху.

А теперь для примера возьмём художественный фильм «Машина времени», снятый правнуком писателя Саймоном Уэллсом в начале 2000-х годов.

Значит, так. Учёный по имени Александр сооружает машину времени, чтобы спасти свою убитую в ходе ЧП невесту – и чисто по случайности попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся на два вида. На поверхности живут приятно смуглявенькие индееобразные элои. Они живут в эльфийских деревянных гнёздах, носят домотканное, плавают на лодках и вертят символические ветряки в память далёких цивилизованных предков. Кто их кормит и поит, непонятно – но, видимо, элои живут собирательством. Что характерно – они не выродились, не утратили любопытства и сопереживания: они просто не способны противиться злу, потому что им страшно.

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


А под землёй живут орки из «Властелина Колец» - здоровенные серокожие качки с лицами-черепами, управляемые высокоразвитым орком-злодеем с лицом Волдеморта, владеющим телекинезом и внушением.

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


Это морлоки. Откуда они взялись?

Дело в том, что в начале XXI века люди случайно взорвали Луну, её кусками засыпало планету, и наступила катастрофа. Те, кто сумел выйти на поверхность, стали элоями, а кто не сумел – стали морлоками. И поэтому они сидят под землёй и охотятся на элоев как на ланей, похохатывая «это и есть эволюция».

Чем отличаются эти два будущих прадедушки и правнука, уважаемые читатели?

Правильно. Будущее прадедушки Уэллса сатирически изображало, до чего могут дойти пагубные тенденции в обществе. До чего люди могут довести себя. И чего необходимо, если только есть малейший шанс, избежать.

А будущее правнучка Уэллса изобразило какую-то бессмысленную хрень. Какая-то взорвавшаяся Луна. Какие-то индейцы из «Покахонтас». Какие-то орки, охотящиеся за индейцами.

У меня есть версия, почему всё вышло так, уважаемые читатели. Штука вся в том, что вырождение, о котором предупреждал доктор биологии Герберт Георг Уэллс, - штука совершенно реальная. Оно существует. И в данном случае нас интересует не вырождение биологическое, а вырождение социальных институтов.

Одним из таких социальных институтов сегодня, безусловно, является массовый кинематограф.

Так вот. У современного массового кинематографа есть одна по-настоящему пугающая черта: он настолько ориентирован на максимальный охват аудитории (как его понимают продюсеры), что в нём давно идёт отрицательный отбор. Только вместо особей отрицательному отбору подвергаются образы, мысли и идеи.

Поэтому, когда в жвалы сценаристов и продюсеров попадает роман-памфлет о том, до чего может довести пагубное классовое расслоение, - они делают с ним следующее.

Превращают выродившихся потомков паразитической аристократии в няшных фантазийных хиппи (аудитория ведь любит про Гармоничных Детей Природы).

Превращают выродившихся потомков угнетённых классов в вампиров и гоблинов и лорда Волдеморта (аудитория ведь любит про Гарри Поттера и Властелина Колец).

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


Заменяют непонятную мотивацию главного героя («что за хрень такая – страсть к познанию?») на понятную: ему нужно спасти невесту (аудитория ведь любит про любовь и смерть).

Ну и выкидывают весь смысл романа (нет времени объяснять про рабочих, про эксплуататоров, это вот всё. Давайте просто Луну уроним, чем не объяснение).

В результате получилась история о травмированном трагедией герое, который после испытания и битвы с нечистью уничтожил её - и нашёл свой дауншифтинг в красивом племени на тёплом берегу.

…Перед нами – по-своему яркая иллюстрация процесса изгнания мысли из масс-культа. В первую очередь – социальной мысли. Настоящей, а не пропагандистской, из серии «за человеческое отношение к меньшинствам» или «за ответственное отношение к энергопотреблению».

И эта картина даёт нам ясно понять, как именно возникает вырождение обществ – на примере целой (важнейшей) отрасли человеческой культуры последнего столетия.

Это вырождение не создают катастрофы или злодеи на тайном троне. Его создают старательные скромные люди, строго по науке в целях гарантированного получения прибылей удаляющие из всего, что они делают, нерентабельный смысл. Просто как ненужный или слишком рискованный актив.

И упрощают всё любое – хоть социальный памфлет, хоть антиутопию, хоть философский роман – до одной и той же сказки пралюбоффь.

…Кстати, нет никаких сомнений, что этому выродившемуся безмозглому масс-культу однажды будет противопоставлен новый, противостоящий ему осмысленный «андеграундный масс-культ». Возможно, это произойдёт уже довольно скоро – как только развитие тех же визуальных технологий позволит небольшим группам энтузиастов экранизировать того же Уэллса самостоятельно. И по-настоящему.

Но пока что в кинотеатрах «Пробуждение силы», которое своим бессмысленным копированием «беспроигрышных кусков Звёздных Войн» даже Лукаса, который далеко не Уэллс, расстроило.

Виктор Мараховский





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации


Добавьте комментарий

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх