Лента новостей

07:39
В Москве ответили на претензии по поводу подлинности данных о сбившей MH17 ракете
07:38
Почему русские покидают Казахстан?
06:06
Климкин развязывает Будапешту руки в Закарпатье
03:40
Новая серия «дела Скрипалей» ставит под сомнение вменяемость Британии
21:21
Тягач без кабины от Volvo
21:17
Большинство членов исполкома WADA проголосовало за восстановление РУСАДА
21:16
Джек Ма передумал создавать 1 млн рабочих мест в США
21:15
США признали, что не могут остановить поток миллиардов в Россию
21:14
Британия назвала инсценировкой отравление Анны Шапиро и ее мужа в Солсбери.
21:13
В США обозначили главного врага Вашингтона
21:13
Newsweek: совместные военные учения укрепят связи Киева с НАТО
21:12
Путин не слил, Памфилова не подвела: выборы в Приморье состоятся заново
21:11
Британская легкоатлетка: закрыв глаза на российский допинг, чиновники WADA «плюнули спортсменам в лицо»
21:11
О росте китайского научного потенциала
21:09
Концертный зал для Лаймы Вайкуле
21:06
Почему Захарченко убила СБУ
21:04
Оружие Путина: СВЧ — снайперская винтовка, которую проверил лично президент
21:03
Россия может победить Запад без оружия, одной только правдой, считают в Германии
21:02
Идлиб: Глубинное государство попало в яму, вырытую для Трампа.
21:01
Мудрая обезьяна и стая глупых тигров
21:00
Что же случилось на МКС
20:58
Неадекватность элиты - самое страшное открытие масс
20:48
В чём сила, брат?
20:23
Владимир Путин выступил в поддержку женщин Евразийском форуме
19:40
Так что Израиль делал в Сирии, когда пропал Ил-20?
19:00
Низость «Новой газеты» или хайп 2.0 на теме «Боинга»
17:54
Политолог об отмене выборов в Приморье: это важный прецендент для России
16:49
В Британии представили обновленный танк Challenger 2
16:46
Украина быстро превращается в бандитское государство
16:45
Социальное неравенство – гвоздь в гроб президентства Порошенко
16:43
Что Россия может сделать с армадой коалиции у Сирии
16:41
Как удар Китая по американскому газу скажется на России
16:40
«Лада»: лучшая подлодка… начавшаяся с худших характеристик
16:39
На космодроме Восточный приступили к ликвидации обнаруженных пустот
16:36
Порошенко потребовал от Минобороны "срочно" перейти на стандарты НАТО
16:35
В США выяснили причину «отключки» пилотов штурмовиков Texan
16:34
Новая подлодка проекта 677 «Кронштадт» – бесшумное оружие ВМФ РФ
16:33
США и Польша готовы противостоять «агрессии» России
16:32
Дедолларизация как мировой тренд: кто следующий?
16:32
Месть за ИЛ-20: будет ли удар по израильскому лобби в России?
16:31
Химатака и Ил-20: на какие провокации еще способен Запад?
16:30
Расколом православного мира грозят события на Украине
16:30
Курс на Москву: Венгрия заявила о желании стать энергетическим хабом
16:29
Ради транша МВФ: стало известно, насколько повысятся цены на газ на Украине
16:28
Польша станет «Форт Трампом»
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»Уважаемые читатели!

120 лет назад был опубликован роман «Машина времени», подаривший миру идею путешествия в будущее/прошлое с помощью технического устройства (от автора, придумавшего позднее также первую антиутопию, первое вторжение инопланетян и первую ядерную войну).

Несколько слов об этом авторе. Герберт Уэллс, во-первых, был настоящим учёным – доктором биологии и ассистентом самого Гексли. Во-вторых, он был не столько даже фантастом, сколько сатириком и социальным мыслителем.

Большая часть его романов суть политические памфлеты. Он издевался в них над расистами вроде Черчилля, викторианцами вроде Голсуорси и даже над самим человеческим родом, который троллил картинами его будущего вырождения. Одно время у него была мысль написать на своём надгробии «Я вас предупреждал, дураки проклятые».

Тем интереснее тот факт, что принесший Уэллсу славу роман ни разу не был по-настоящему экранизирован. И тут есть о чём поговорить.

Роман «Машина времени» - это тоже памфлет. Безымянный Путешественник, ищущий способ двигаться в прошлое и будущее чисто из научной страсти, попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся в ходе социального расслоения на два вида. На поверхности тёплой цветущей Земли тусуются симпатичные элои – выродившаяся низкорослая раса в глубоком дауншифтинге, лишённая любопытства и сострадания, проводящая время в играх и креативном самоукрашении, кушающая саму собой появляющуюся в местах кормёжки еду, носящая саму собой появляющуюся одежду и очень сильно боящаяся ночи и темноты. Элои – потомки высших паразитических классов, окончательно устроившие свою жизнь и живущие за счёт удачных вложений в будущее, сделанных предками.

А под землёй живут несимпатичные морлоки. Это раса тоже выродившаяся и низкорослая, только бледная, боящаяся света, по застарелой привычке обслуживающая машины по изготовлению еды и одежды и снабжающая этим элоев наверху. Нужду в белке морлоки восполняют, поедая элоев. Морлоки – потомки рабочего класса, предков которых окончательно убрали с глаз долой под поверхность планеты вкалывать на производствах, когда наверху провозгласили постиндустриальную эпоху.

А теперь для примера возьмём художественный фильм «Машина времени», снятый правнуком писателя Саймоном Уэллсом в начале 2000-х годов.

Значит, так. Учёный по имени Александр сооружает машину времени, чтобы спасти свою убитую в ходе ЧП невесту – и чисто по случайности попадает на 800 тысяч лет вперёд.

Там он видит человечество, разделившееся на два вида. На поверхности живут приятно смуглявенькие индееобразные элои. Они живут в эльфийских деревянных гнёздах, носят домотканное, плавают на лодках и вертят символические ветряки в память далёких цивилизованных предков. Кто их кормит и поит, непонятно – но, видимо, элои живут собирательством. Что характерно – они не выродились, не утратили любопытства и сопереживания: они просто не способны противиться злу, потому что им страшно.

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


А под землёй живут орки из «Властелина Колец» - здоровенные серокожие качки с лицами-черепами, управляемые высокоразвитым орком-злодеем с лицом Волдеморта, владеющим телекинезом и внушением.

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


Это морлоки. Откуда они взялись?

Дело в том, что в начале XXI века люди случайно взорвали Луну, её кусками засыпало планету, и наступила катастрофа. Те, кто сумел выйти на поверхность, стали элоями, а кто не сумел – стали морлоками. И поэтому они сидят под землёй и охотятся на элоев как на ланей, похохатывая «это и есть эволюция».

Чем отличаются эти два будущих прадедушки и правнука, уважаемые читатели?

Правильно. Будущее прадедушки Уэллса сатирически изображало, до чего могут дойти пагубные тенденции в обществе. До чего люди могут довести себя. И чего необходимо, если только есть малейший шанс, избежать.

А будущее правнучка Уэллса изобразило какую-то бессмысленную хрень. Какая-то взорвавшаяся Луна. Какие-то индейцы из «Покахонтас». Какие-то орки, охотящиеся за индейцами.

У меня есть версия, почему всё вышло так, уважаемые читатели. Штука вся в том, что вырождение, о котором предупреждал доктор биологии Герберт Георг Уэллс, - штука совершенно реальная. Оно существует. И в данном случае нас интересует не вырождение биологическое, а вырождение социальных институтов.

Одним из таких социальных институтов сегодня, безусловно, является массовый кинематограф.

Так вот. У современного массового кинематографа есть одна по-настоящему пугающая черта: он настолько ориентирован на максимальный охват аудитории (как его понимают продюсеры), что в нём давно идёт отрицательный отбор. Только вместо особей отрицательному отбору подвергаются образы, мысли и идеи.

Поэтому, когда в жвалы сценаристов и продюсеров попадает роман-памфлет о том, до чего может довести пагубное классовое расслоение, - они делают с ним следующее.

Превращают выродившихся потомков паразитической аристократии в няшных фантазийных хиппи (аудитория ведь любит про Гармоничных Детей Природы).

Превращают выродившихся потомков угнетённых классов в вампиров и гоблинов и лорда Волдеморта (аудитория ведь любит про Гарри Поттера и Властелина Колец).

Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»


Заменяют непонятную мотивацию главного героя («что за хрень такая – страсть к познанию?») на понятную: ему нужно спасти невесту (аудитория ведь любит про любовь и смерть).

Ну и выкидывают весь смысл романа (нет времени объяснять про рабочих, про эксплуататоров, это вот всё. Давайте просто Луну уроним, чем не объяснение).

В результате получилась история о травмированном трагедией герое, который после испытания и битвы с нечистью уничтожил её - и нашёл свой дауншифтинг в красивом племени на тёплом берегу.

…Перед нами – по-своему яркая иллюстрация процесса изгнания мысли из масс-культа. В первую очередь – социальной мысли. Настоящей, а не пропагандистской, из серии «за человеческое отношение к меньшинствам» или «за ответственное отношение к энергопотреблению».

И эта картина даёт нам ясно понять, как именно возникает вырождение обществ – на примере целой (важнейшей) отрасли человеческой культуры последнего столетия.

Это вырождение не создают катастрофы или злодеи на тайном троне. Его создают старательные скромные люди, строго по науке в целях гарантированного получения прибылей удаляющие из всего, что они делают, нерентабельный смысл. Просто как ненужный или слишком рискованный актив.

И упрощают всё любое – хоть социальный памфлет, хоть антиутопию, хоть философский роман – до одной и той же сказки пралюбоффь.

…Кстати, нет никаких сомнений, что этому выродившемуся безмозглому масс-культу однажды будет противопоставлен новый, противостоящий ему осмысленный «андеграундный масс-культ». Возможно, это произойдёт уже довольно скоро – как только развитие тех же визуальных технологий позволит небольшим группам энтузиастов экранизировать того же Уэллса самостоятельно. И по-настоящему.

Но пока что в кинотеатрах «Пробуждение силы», которое своим бессмысленным копированием «беспроигрышных кусков Звёздных Войн» даже Лукаса, который далеко не Уэллс, расстроило.

Виктор Мараховский







Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»"


Напишите ваш комментарий к статье "Почему умные люди снимают идиотское кино. Ретро-рецензия к 120-летию «Машины времени»"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх