Борьба за власть в «незалежной» приобретает гротескные формы
На Украине не утихают политические скандалы. Стоило депутатам вынести Арсения Яценюка с трибуны Верховной Рады, породив новый интернет-мем, как премьер-министр оказался в центре другого конфликта, на сей раз при участии министра внутренних дел Арсена Авакова и губернатора Одесской области Михаила Саакашвили.
Вечером 14 декабря на заседании так называемого Национального совета реформ Саакашвили и Аваков с Яценюком набросились друг на друга с обвинениями в коррупции. Перепалка закончилась тем, что министр внутренних дел выплеснул губернатору в лицо стакан воды. Президент Петр Порошенко не поддержал ни одну из сторон и закрыл заседание. К сожалению, в администрации президента решили не выкладывать имеющееся видео инцидента, так как это «позорит Украину» (как будто предание огласки во всех подробностях ее не позорит).
Поэтому приходится довольствоваться лишь версиями конфликта, который у всех сторон, естественно, разные. Так, Аваков быстренько отписался в «Фейсбуке», заявив, что скандал начался после того, как он обвинил Саакашвили в том, что тот хочет позволить приватизировать Одесский припортовый завод российским бизнесменам.
«Я давно не видел настолько ошизевшевшего популиста. Не давал сказать ничего — перебивая всех, включая Президента. Саакашвили — Пустобрех на трудностях, не отвечающий ни за что. Хватит мне артистов и циркачей. Пахать надо а не трепаться!», — написал Аваков (орфография и пунктуация автора сохранены, — прим. ред.)
Саакашвили, в свою очередь, провел пресс-конференцию, на которой потребовал обнародовать видеозапись событий и обвинил Авакова с Яценюком в коррупции и финансировании добровольческих батальонов. По словам депутата от Блока Петра Порошенко Сергея Лещенко, после обмена обвинениями, «министр Аваков перешел на крик со словами: „Убирайся из моей страны". Выйдя из равновесия, Аваков бросил стаканом в Саакашвили. Премьер-министр Яценюк обозвал Саакашвили „гастролером" и тоже потребовал „убираться из Украины". На это Саакашвили сказал, что он такой же гражданин, однако, в отличие от Яценюка, не грабил Украину».
Забавно, что обострение политической борьбы на Украине произошло вскоре после визита вице-президента США Джозефа Байдена, который призвал политиков соответствовать «идеалам Майдана». Многие политологи ожидали, что после отбытия Байдана в Кабмине произойдут кадровые перестановки вплоть до отставки премьера, однако вице-президент, похоже, высказался за статус-кво или позволил политикам «незалежной» решить этот вопрос самостоятельно. Возможно, именно поэтому они с удвоенными силами кинулись делить зоны влияния и бороться за кресла. Удастся ли Саакашвили сместить Яценюка и к каким перестановкам приведет не утихающий скандал — вопрос открытый.
— Вчерашние события — это развитие конфликтной линии между Саакашвили и Яценюком, — считает политический аналитик Виктор Пироженко. — Показательно, что первым нападает на Яценюка бывший президент Грузии, он вдет агрессивную кампанию. Очевидно, Саакашвили имеет свой политический расчет и премьерские амбиции. Прямо он об этом не скажет, но дискредитационная кампания Яценюка, которую он ведет уже несколько месяцев, свидетельствует в пользу этого предположения.
Надо учитывать, что Байден во время визита хоть и высказался за сохранение статус-кво в коалиции и правительстве, не навязывал жестко именно этот вариант политической конфигурации. Его точка зрения сводилась к тому, что если у киевских властей есть приемлемая кандидатура на пост премьера вместо Яценюка и его можно посадить в кресло без дестабилизации, досрочных выборов и разрушения коалиции, это можно делать. Видимо, Саакашвили понимает, что если выгодно подаст себя и скомпрометирует Яценюка, Порошенко ничего не останется, как принять его кандидатуру на должность премьера.
— Есть ли у него шансы добиться успеха?
— Пока что Яценюк находится в подвешенном состоянии. Вместо годового отчета правительства получился вечер вопросов и ответов, осложненный очередной дракой. Ни одна политическая сила не хочет связывать себя с непопулярным Яценком и подрывать рейтинг. Поэтому есть серьезные основания убрать премьера.
Но в противовес существует угроза досрочных парламентских выборов, которые президентская сила проводить не хочет. Местные выборы показали, что могут усилиться оппозиционные праворадикальные силы в виде «Свободы» и УКРОПА, с которыми заключить союз Блоку Порошенко будет проблематично. Кроме того, за Саакашвили, как за премьера, вряд ли проголосует «Народный фронт», который выйдет из коалиции в случае его отставке. Ситуация неопределенная, но Саакашвили пытается склонить чашу весов в свою пользу.
— Череда политических скандалов может привести к ослаблению политической поддержки Украины со стороны Европы и США?
— Вряд ли такие перепалки повлияют на уровень западной поддержки Украины. Влияет на нее общая неспособность киевского режима навести порядок у себя в стране, ликвидировать негосударственные военизированные формирования и наладить отношения с Россией.
— С Россией?
— У Евросоюза были свои экономические интересы. Украина же обречена на полный экономический крах в рамках зоны свободной торговли с ЕС, которая заработает с 1 января 2016, если не восстановит нормальных отношений с Россией и не будет допущена на российский рынок. Нынешняя Украина Европе не интересна. Покупательная способность населения падает, а с ней и потенциал украинского рынка. Никто не будет покупать европейские товары, потому что на это просто нет денег. Вместо выгоды от ЗСТ европейцы получают тот самый чемодан без ручки. Они в растерянности и не знают, что делать с Украиной.
Экс-депутат Одесского горсовета Игорь Димитриев полагает, что внутренние «разборки» украинской элиты никак не повлияют на политический курс страны.
— Внутри украинского политического класса американцев интересует только стабильность вертикали власти, которая будет выполнять поставленные задачи, в основном антироссийского характера. Попросту говоря, они не хотят, чтобы страна развалилась раньше времени. Но у каждого из украинских персонажей есть шкурные интересы. Поэтому получается феодальная вертикаль, как в средневековой Европе, когда сюзерен назначал особо прославившегося в войнах рыцаря на какую-то должность и отдавал ему регион в кормление. Рыцарь получал личную ренту и за это демонстрировал верность хозяину.
Украинские политики демонстрируют верность хозяину каждым своим заявлением и действием. Другое дело, что им хотелось бы с этого поиметь какой-то «гешефт», то есть выгоду. Вряд ли Саакашвили или Аваков собираются выполнять такие рискованные и нервные функции в течение нескольких лет без того, чтобы залезть в какой-то крупный коммерческий проект. А так как денег на Украине становится все меньше, в большинстве случаев их интересы пресекаются.
Не думаю, что Байден лично вникает в махинации своих ставленников. Тем более, что если речь идет о крупном проекте, в число пайщиков наверняка включают западные фонды, например, того же сына Джо Байдена, который незримо присутствует в украинской экономике. Это феодальная система, которая существовала и при Януковиче. Просто тогда в каждый регион назначали «смотрящего» от донецкого клана, а сейчас их назначает Вашингтон.
— А в каких сферах пересекаются интересы Авакова и Саакашвили?
— Например, в проекте продажи Одесского припортового завода (ОПЗ), одного из последних ценных государственных активов на Украине. Они также сталкиваются в вопросах контроля таможни, когда Саакашвили делает разоблачительные заявления по поводу сомнительных схем Кабмина и лично Яценюка, доставшихся еще в наследство от Януковича.
В ответ представители Кабинета озвучивают делишки самого Саакашвили, которые он пытается реализовать в Одесском регионе. В частности, он встречался с российскими бизнесменами, судя по всему, по вопросу приватизации ОПЗ, который как раз находится на российском аммиакопроводе и завязан на поставщиков из РФ.
Основная причина этих конфликтов — не борьба с коррупцией, а борьба за все более ужимающиеся коррупционные либо приватизационные потоки. На Украине осталось небольшое количество активов, которые могут быть реализованы в ближайший год. Это достаточно большие деньги, миллиарды долларов, но далеко не то, на что рассчитывали еще несколько лет назад.
— Какую позицию в этом конфликте занимает Порошенко? Саакашвили вроде бы называли его человеком?
— Формально Порошенко должен демонстрировать симпатию к Саакашвили. Саакашвили — раскрученный американцами бренд-фейс либеральных реформ на постсоветском пространстве. Его распиарили на грузинской базе и теперь перемещают по разным идеологическим фронтам. По результатам оказывается, что, видимо, Саакашвили не имел к этим реформам никакого отношения. Он только пиарщик, который умеет привлекать к себе интерес.
Порошенко не имеет либерального права его критиковать. Но наверняка он очень недоволен этой активностью Саакашвили, который метит на что-то большее, и исподтишка пытается эту активность пресечь. Видимо, Саакашвили слишком рьяно взялся за дело. Внутри украинского чиновничества хорошо выстроена система взаимоотношений, они покрывают друг друга в случае необходимости и способны превратить любую активность в долгую и утомительную возню. Даже если бы Саакашвили реально хотел бороться с коррупцией, сделать этого на украинском поле ему бы не дали.
В Одесской области мы увидели возможности Саакашвили во всей красе. Если в Грузии еще оставались сомнения, то в украинских реалиях стало ясно, что он разбирается только в выступлениях по телевизору. Сомневаюсь, что Саакашвили — человек Порошенко. Это пауки в банке или, как шутят, пауки на Банковой (на улице Банковой расположена администрация президента Украины, — прим. ред.) Это большое количество политических проходимцев, которые в расшатавшейся системе сдержек и противовесов пытаются найти выход наверх. Сложно предсказать, как будут формироваться коалиции, союзы и противостояния. Все может поменяться еще несколько раз. Перед глазами того же Байдена они попытаются демонстрировать монолитность рядов, а потом опять начнут борьбу за коррупционные интересы.
— В последнее время Саакашвили сделала много громких заявлений и обвинений в коррупции, разве это не приносит ему политические очки?
— Большинство разоблачений Саакашвили — это схемы, с которыми вроде бы боролся Евромайдан. Доходит до смешного. «Разоблаченная» Саакашвили коррупционная схема в госпредприятии «Укрспирт» — это по факту схема, которая была включена в перечень претензий к Януковичу на листовках, расклеенных по всему Майдану. Там даже пункты соответствуют один в один. Нынешнему Кабмину предъявляют те же претензии, что в свое время Януковичу. Коррупционная рента просто перешла от одной власти к другой.
Но, как говорят в Одессе, воровать надо с прибыли, а не с убытков. Если Янукович и его клика занимались астрономическими хищениями, но из-за огромных общих объемов экономика кое-как держалась, то нынешние персонажи развалили ее к чертовой бабушке. Их коррупционная деятельность оказалась в разы более разрушительной, чем у Януковича.
— Последуют ли за этим скандалом кадровые перестановки?
— Это не принципиально. То, что мы видим сейчас, — это естественное состояние украинской политики, экономики и общества. Украина — это женщина в состоянии истерики, которая бьет посуду, кричит, разбрасывает мебель, предъявляет обоснованные и необоснованные претензии, снова бьет посуду и так далее. Это состояние может продержаться достаточно долго, пока не иссякнут внутренние ресурсы, жизнь из страны не уйдет, и все не разойдутся по селам пить горилку с салом.
У Украины есть внутренний ресурс, значительная часть населения живет в селах и с голоду не пропадет. В конце концов, когда страна устанет от истерики, она ляжет спать и заснет. Просчитать все перестановки с политологической точки зрения невозможно, это неконтролируемый процесс, который лучше объяснят психиатры.
Анна Седова
Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС
Читайте нас: