В восьмидесятые годы эти "летающие танки" шли, в основном, в Афганистан и некоторым союзникам по Варшавскому договору. Из арабских руководителей стран договоренность о поставках Су-25 сумел заключить только Садам Хусейн, и то, только потому, что расплачивался за технику твердой валютой. В 90-е годы, когда приобрести Су-25 на международном рынке вооружений уже не составляло труда, у сирийцев элементарно не было свободных денег.
В тоже время, в составе ВВС САР имелось значительное количество учебно-боевых самолетов чехословацкого производства L-39 "Альбатрос". Поставки данной авиатехники начались еще в 1980 году. Всего за 7 лет было получено 99 самолетов, из них 55 L-39ZO и 44 L-39ZA.
Машины последней модификации при взлетном весе в более 5200 кг могли летать со скоростью в 630 км/ч.
Всего имелось 4 узла подвески для 16-зарядных блоков с 57-мм неуправляемыми авиационными ракетами С-5, а также авиационных бомб массой 250-500 кг.
Точных данных о том, сколько машин к началу войны в Сирии были годными для использования в боевых действиях, нет. По разным данным, от 40 до 50 самолетов.
В любом случае, "Альбатросы" в качестве ударных машин использовали достаточно активно. Они стали настоящей головной болью для боевиков. Легкие и маневренные, более дешевые в эксплуатации, они появлялись над позициями террористов и обрушивали на них залпы реактивных снарядов, сбрасывали бомбы, били из автоматических пушек. Как правило, на задание самолеты вылетали с экипажами из двух человек. Наличие второй пары глаз позволяло эффективнее осуществлять поиск целей, плюс второй пилот мог сообщить о замеченной опасности.
Правда, не всегда это помогало. Всего с октября 2012 года по конец августа 2015-го, сирийские ВВС потеряли во время боевых вылетов 7 L-39ZA. Правда, иногда опасность подстерегала на земле, так в октябре 2014 года террористы, используя ПТУР TOW-2A, сожгли один L-39 в аэропорту города Алеппо. Еще 7 самолетов боевикам удалось захватить на авиабазе Кшеш.
В настоящее время в Сирии основная работа, связанная с ударами по боевикам, их военной инфраструктуре легла на Российские ВКС, но действия экипажей "Альбатросов" войдут в историю боевой авиации, как примеры героизма и самопожертвования.
Читайте нас: